Люди. Лена. Я теплоту по бусинке нанижу...

С Леной Т.  мы учились в одном классе. Она была у нас самая красивая и умная, училась лучше всех, психологически устойчивая, уверенная в себе, здоровая, жизнерадостная, активная.
Но она из простой семьи. Ей не пришло в голову искать своё призвание, работу по душе: всю жизнь она работает бухгалтером. Работа хлебная, но ни её способностям, ни призванию не соответствует. Из неё бы, между прочим, получился отличный педагог. Но - увы.
Она была замужем, с мужем разошлась. Говорят, он живёт в Америке, но я не знаю, правда ли это. Мы с Леной неблизкие люди, никаких личных вопросов я ей никогда не задавал.
У неё дети, живут тоже в Америке, собака – породистая (далматинец) – квартира, видимо, хороший заработок. По современным понятиям, всё хорошо.
Но любви нет, надежды на любовь нет. Любимого дела, которому можно было бы отдать себя, нет.
Я начал переписываться с ней несколько лет назад (мы живём в разных странах) и обнаружил, что она чрезвычайно религиозный человек. При советской власти она была в комитете комсомола школы, но такое превращение меня не удивило. Лена постоянно говорит о высоком, о прекрасном, о Боге.
«Пусть прибудет с вами: прелесть Рождества, то есть НАДЕЖДА! Дух Рождества, то есть МИР! Сердце Рождества, то есть Любовь!» - открытку с такой надписью она прислала в прошлом году, в конце декабря (орфографию и пунктуацию я сохранил).
Этот стиль, эта риторика для неё очень характерны.
Она оголтелая оптимистка. Мир прекрасен, вокруг чудесные люди, птички поют на деревьях, солнышко светит – и человек радуется.
«Я теплоту друзей по бусинке нанижу…» - это у неё что-то вроде девиза в одной из социальных сетей. А в скайпе висит надпись большими буквами: «Радоваться жизни, несмотря ни на что!»
Обратите внимание: не просто так радоваться – а «несмотря ни на что».
Она очень активно помогает всем, кому требуется помощь, постоянно занята. Недавно вот помогала двоюродному брату делать ремонт в квартире.
Как-то я спросил её о нашей однокласснице, которую, к сожалению, давно потерял из виду: оказывается, она живёт всё там же, у неё больная мама, и Лена несколько раз привозила ей лекарства для мамы – хотя собственно о ней толком ничего сообщить не смогла, кроме самых поверхностных сведений. «Осталась оптимисткой. Испытания переносит стойко», - так Лена отозвалась о ней.
Исчерпывающая характеристика: «Характер нордический, стойкий». И пр.
Просто с точки зрения Лены – это главная добродетель: стойко делать вид, что всё хорошо, прекрасная маркиза, и хороши у нас дела.
А что ей остаётся? Смысла, человеческого содержания в её жизни очень мало, главного: любимого человека и любимого дела – нет, и уже не будет. Но надо же как-то отвлечь себя, уверить себя, что всё хорошо, всё как надо. Отсюда  постоянная занятость, поверхностная готовность всем помочь (при отсутствии подлинного интереса к тем, кому помогаешь), Господь Бог и все его пресветлые чудеса (хотя вряд ли она каждое воскресенье читает евангелия и хорошо понимает, о чём там, собственно, речь) и натянутый на себя, как чулок на ногу, оптимизм («Я теплоту по бусинке нанижу…»).
Лена ещё и гордая, с чувством собственного достоинства. Она не любит признаваться, даже себе самой, в своих слабостях.
Содержания жизни, как чаще всего и бывает у современных благополучных потребителей, нет – но есть чем отвлечь и занять себя.
10 декабря 2018 года умер мой пёс Гоша, проживший с нами почти 15 лет.
Я посылал Лене много его фото: Гоша был фотогеничный. Ей он очень нравился, она восхищалась. Ей вообще свойственна восторженная – девчоночья – реакция, на всё: на фотопейзажи, например: «Какая невероятная красота!!!!» - и куча восклицательных знаков. Хотя Лена не очень эстетически развитый человек.
Вечером я послал ей сообщение из двух слов: «Гоша умер». В ответ она прислала печальный смайлик – и это всё.
Ни единого человеческого слова.
Душа её давно высохла, оскудела без любви, без любимого дела, без высокой цели, без смысла. И она не смогла откликнуться на смерть Гоши ни единым человеческим словом.
Мне бы следовало промолчать. Но я не сдержался, о чём, конечно, жалею. Написал ей, что следовало бы всё-таки как-то иначе ответить, не только смайликом.
И у нас вышла небольшая дискуссия: в первый и последний раз.
Она написала: «Я не люблю "жалеть" себя - это не приводит к духовному росту. Всё познаётся в сравнении и всегда есть те, кому хуже. Мы живём в непростое время-время контрастов. И у каждого из нас есть выбор, как поступать. И возможность - захотеть понять "почему я делаю то, что делаю". Не люблю "крайности"- в какой бы сфере они ни проявлялись. Не люблю вешать ярлыки на людей, признаю своё несовершенство и право каждого человека на своё мнение и ошибку. Учусь вмещать людей и прихожу на помощь, если могу это сделать. Радуюсь жизни, учусь извлекать уроки из неприятных ситуаций. И желаю тебе побольше оптимизма в твоей жизни!!!Бог дал тебе способность тонко чувствовать красоту этого мира, понимать людей (их переживания), любить братьев наших меньших и многое другое...Используй это! Находи светлые стороны в каждом дне, в каждом человеке - каждый человек уникален! И в каждом из нас есть и хорошее и плохое - учись вмещать всех. Делай то, что должен или хочешь, слушая своё сердце. Ведь отвечать мы будем каждый за свои поступки. Самоисследование -прекрасно, но только в том случае, если есть готовность признавать свои! ошибки и исправлять их, что-то меняя в своей жизни и жизнях других людей».
И т.д., и т.п. Все христиане обожают проповедовать. Если своя жизнь загублена, то что остаётся? Только объяснять другим, как надо жить.
Любимый знак Лены – конечно, восклицательный. Он у неё даже внутри предложений встречается.
В общем, мы немного поспорили, и, в конце концов, она резюмировала наш спор так: «Я предлагаю закончить этот ни к чему не приводящий разговор. Ведь каждый останется при своём мнении. Просто у нас с тобой разные взгляды на жизнь, потому что и жизни разные. В моей, не меньше, чем в твоей, было боли, трудностей и проблем, но я не считаю возможным грузить ими кого-то. Кому от этого станет легче?»
Я, понятно, согласился закончить, потому что она совершенно права. Ни к чему это привести не могло. Такой человек не может отказаться от своих иллюзий, потому что это единственное утешение, своего рода фиговый листок, которым он прикрывает пустоту своей жизни – а увидеть её страшно, поэтому невозможно отказаться от того, что её прикрывает.
Собственно, спорить такие люди не умеют: они просто не слушают собеседника.
Мы не поссорились с Леной. Просто стали реже писать друг другу.
Когда она прислала мне этот смайлик – в ответ на известие о смерти самого близкого и дорогого мне существа – она летела в самолёте, в Америку.
Она благополучный человек, и всё у неё хорошо.
Хотя безумное Общество Потребления искалечило её жизнь, как и жизнь миллионов других людей, она никогда не признает этого: это слишком страшно – и поэтому она сама превратилась в маленький, незаметный, но нужный кирпичик этого безумия. Из жертвы в какой-то мере стала палачом.
«Он любил Старшего Брата», - так заканчивается роман Дж. Оруэлла «1984». Полюбил того, кто его духовно убил, уничтожил.
Это очень типично: Оруэлл ведь был гениальный человек.
Убитый должен любить своего убийцу. И любит.
Это общество – самый совершенный убийца. Именно потому, что искалеченные, изуродованные люди любят его и поддерживают.
Бедная Лена!
Она так и будет сыпать восклицательными знаками, суетиться, проявлять стойкость и оптимизм и «низать теплоту по бусинке».
Потому что ничего другого ей не остаётся.

На самом деле нам всем нужно бы выбежать из своих домов, из благоустроенных квартир – на улицы – и кричать, и плакать: «Что мы сделали с собой, со своей единственной жизнью! Люди, помогите!»
Но никто никуда не выбегает. Все тихо сидят по своим бетонным клеткам, у телевизоров и компьютеров, и все довольны.
Человеку нужны комфорт, благополучие, деньги. А любовь, смысл, цель в жизни, счастье – что это? зачем?
«Мы теплоту по бусинке нанижем».
Умрём духовно – и восславим своего убийцу. И скажем: у нас всё хорошо.
«Испытания переносит стойко. Осталась оптимисткой».
Она и улыбаться умеет: как настоящая американка.
И всё у неё замечательно.


Рецензии