Сказка про сапожника и царя о дружбе и любви 3

Сегодня-интродукция,которую мы озаглавим"ПУТЕШЕСТВИЕ ДЕДА КОНДРАТА".ИТАК...
Итак Дед Кондрат со своим спутником прибыли в указаный графом населённый пункт.Там он первым долгом нашёл греющегося на завалинке толстого серого кота и говорит:Васька ,ты что ль ??Кот задумчиво склонил голову набок,не опровергая и не подтверждая это предположение.-Тады иде мне Лэсси- то найтить??
Кот зевнул,лениво мяукнул,нехотя встал,обошёл вокруг Деда ,придирчиво осмотрел его со всех сторон и ,видимо, оставшись удовлетворённым осмотром,потёрся о его ноги и выгнул спину.Дед погладил кота и говорит:Васька, ну отведи меня к Лэсси...
Кот побежал в переулок,Дед со спутником последовали за ним.Там он и увидели Лэсси,роскошную колли .Лэсси встала,обнюхала Деда и учителя и гавкнула, мол, говорите.Дед достал из кармана лист бумаги с адресом ,написанным рукой графа.Этой верительной грамоты для собаки было вполне достаточно.Она радостно залаяла,потом взяла деда за штанину и потянула за собой.Дед говорит:ты не тяни,я понял,ты покажи мне дорогу.
Лэсси привела путешественников к большому деревенскому дому,навстречу гостям вышел человек средних лет.Дед представился ,сказал,что путешествует в этих краях,хозяин, верный закону гостеприимства ,требующему сначала накормить путников ,а потом спрашивать, кто куда зачем и почему ,пригласил гостей в свой дом,угостил,Дед ,поняв, что этому человеку можно верить,без хитростей расказал свою историю.Тогда хозяин позвал своих друзей.ими оказались няня графа и старый слуга,они и рассказали.как вышвырнули  охранников из  графского дома,просто пришли всем селом и культурно попросили убраться.Аргументы у них были весьма весомые:новейшее на тот момент холодное и огнестрельное оружие,вилы,топоры,колья,несколько кастрюль с кипятком,тяжелые камни и ещё более тяжелые, воистину убойные слова.На лажу( типа "ваш хозяин у нас") крестьяне не повелись,так как мальчишка поварёнок был в теме и доподлинно знал,что графу удалось ускользнуть,он видел своими глазами,как граф бежал из села,преследовать и вообще поднимать шум не стал,просто запомнил и пошёл по своим делам.Ну делать охранникам был нечего ,кроме того ониуже не получали от заказчика ни весточек ни денег,они и убрались,ну а потом Лэссси показала хозяину ,где зарыта шкатулка графа с фамильными драгоценностями. Хозяин был честным человеком,взял шкатулку и спрятал,чтобы передать графу,да только его не знали где искать.Няня все требовала,чтобы шли на поиски,а старый слуга твердилл -не надо идти никуда,сам вернется.Дед вызвался шкатулку передать,а Лэсси и Ваську взять с собой.Лэсси с сним пошла,Васька остался дома.Вот так граф снова обрёл своё сокровище(ясен пень у Деда Кондрата было куда надёжней ,чем в банке и даже в кастрюле,зарытой в огороде:-)) Ну а перед тем, как ехать домой,дед спросил хозяина,почему он поверил ему и так сразу отдал шкатулку,а также почему себе ничего не взял:вопросы согласитесь взаимосоприкасающиеся, как сообщаюшиеся сосуды на уроке физики в школе:-).На что хозяин с улыбкой ответил:ну чужое добро впрок -то не пойдёт.Я то это с детства знаю,а вот мой сосед не знал,вот он и ...Потом Васька с Лэсси тебе поверили а они знаешь в людях то разбираются,да я и сам не погулять вышел ,так что...Дед  кивнул и спросил : про соседа -то расскажешь? -Расскажу.....

"Интродукция в интродукции",то есть рассказ о двух соседях.Слушайте....

Жили -были два соседа,начинали они примерное одинаково,получили в наследство два соседних клочка земли.Один сосед просто, честно, спокойно работал на своей земле,что выращивал,ел ,что -то  оставлял на семена, а излишки раздавал соседям.Второй был себе на уме,хитрил,жучил,торговал, ну и быстро разбогател.Но его душила жаба.Нравился ему участок соседа.Плоды там казались вкуснее,трава зеленее,вот он и позарился на участок соседа и присвоил его вскоре "одним из тех подлых способов,относительно которых закон терзается,но молчит",словами Александра Грина.Сосед уехал в другой город,к сестре,сестра приютила его на первое время,он стал помогать,работал,и вскоре снова приобрёл маленький клочок земли,и там тоже стал работать,и там тоже были хорошие урожаи ,дела у него пошли неплохо.А богач вскоре разорился почти,ну по его меркам.Как он приобрёл"законно"участок соседа,так как  отрезало.Земля не уродила ничего,а что уродила ,пожрали жуки и гусеницы,недожранное смыло потопом и ураганом,кроме того его обжулил такой же как он "честный"делюга,и он остался при своём маленьком участке,полученном в наследство,причём там тоже не выросло ни былинки.Он перебрался в тот же город,что и сосед и с удивлением увидел ,что тот процветает,ну по его меркам:он был всегда сыт,надо-пьян,и всё, к чему он прикасался, получалось.Богач бывший опять позавидовал,но он не стал присваивать землю,да и с его материальным положением это было нереально:на продажных адвокатов не было денег.Он придумал другое.Он заявился к соседу,выдумал сказку про выгодное дело,и предложил продать землю и вложиться в это выгодное дело.Тот не слишком хотел ничего продавать ,нажива его не слишком манила,и тогда богач ,пустив слезу,как бы "признался",что у него долги,что ему без этой прибыли зарез,а половины на вложиться не хватит.Ну бедный сосед пожалел его,продал землю и отдал ему деньги.Тот слинял с этими естественно деньгами раньше,чем петух пропел хотя бы один раз.Ну ..Той же ночью его ограбили разбойники,отняли всё -и его,и соседа.А самого убили.А бедняк, узнав,что соседа убили,погоревал -и  не о деньгах,этого делюгу ему было жаль.Ну что делать?он не стал грузить сестру,пошёл в лес,нашёл этого  убитого,чтобы птицы не склевали,и решил сам его по -людски похоронить.Ну выкопал яму.И ..И в той яме он  нашел клад с золотом. Он подумал,что это золото кто- то спрятал,а человеку ,может ,надо.Тогда он написал письмо царю тамошней страны, так мол и так, я нашёл, что мне делать?А царь того государства из -за разборок одно время был в изгнании,казна была у доверенного слуги,слуга думал,что царя  казнил его братец:он пустил такой слух в политических целях.Ну и зарыл золото,чтоб никому не досталось.А сам уехал в другую страну.Царь вернул себе трон,но найти того слугу не смог,золото тоже считал утерянным,и вот поди ж ты...Он щедро вознаградил соседа,дал ему землю, и титул и деньги,вот такие ягодки...Да,вы догадались-это и был тот человек, что отдал Деду Кондрату сокровища. Судьба у этого человека была такая: чужие скоровища находить...

Вернёмся к графу и царю ,с интересом слушающим захватывающий рассказ Деда Кондрата:согласитесь,там было что послушать=тем более странным невнимательному наблюдателю показалось бы то,что сапожник Деда почти не слушал,роскошный обед почти не ел,и вообще, как казалось ,пребывал в каком то параллельном измерении,ну не сколько ненаблюдательному,сколько неинформированному,мы то с Вами информированные,мы можем заглянуть сапожнику в мысли и без особого удивления увидим там образ,бывший с ним днём и ночью ,голос,что звучал в его ушах,слова,что они с прекрасной незнакомкой когда -то сказали друг другу,слова ,которые он мог бы сказать и столько раз представлял себе их,что ему почти казалось что он их почти сказал...слова что сказать хотелось....Если бы он знал только,где она,он тут же ,уверяю вас ,встал бы из за любого стола и пошёл бы, прошибая башкой мелкие препятствия вроде стен и растояний,преодолевая водные и социальные преграды ,не обращая внимания на то,что под ногами и вокруг,имело значение только одно-направление,но он не знал,в какой стороне света искать ту,что "в сердце как змея вползла украдкой,его надеждой обольщая сладкой,мечтанием несбыточным дразня"-любовь...

Но Деда Кондрата мы с вами всё же послушаем:во- первых,приучены слушать старших,во- вторых,мы мудрые,мы знаем,что любовь найдёт дорогу сама,ну и...Рассказ -то интересный на самом деле:-)
так вот.Дед Кондрат ,взяв шкатулку ,собаку Лэсси и своего спутника ,пошёл в смысле поехал в замок,доехал он тихо,без приключений,там в замке наместник был умный ,принял уважительно,предложил удобные покои,Дед сказал,что с удовольствием переночует ,отдохнёт,возьмёт кое -какие вещи и поутру отправится домой.Каждому дали по удобной комнате.Потом они поужинали с наместником,который послал при них на фиг трёх подвыпивших дворян,а их ,одетых просто и без понтов,принял как равных,я же говорю,умный .После ужина дед вошёл в свою спальню,где уже была готова удобная разостланная постель,но тут в окно влетела какая то птица.Дед был не суеверен,не испугался,а с интересом на птицу посмотрел и говорит:слушай,я спать хочу,ты заблудилась наверное,давай я тебя выпущу??Птица три раза облетела вокруг комнаты,подлетела к двери,потом уселась на столик у кровати,с интересом глядя Деду прямо в глаза.Дед подумал,что птица голодна,раскрыл мешок да и протянул ей кусок пирога,птица,помахав крыльями,пирог не взяла,снова поднялась,снова облетела трижды комнату,и подлетела к двери.Дед понял и и тоже подошёл к двери:ты что ,хочешь ,чтобы я пошёл за тобой??птица кивнула,но по -человечекски не заговорила,хоть у нас и сказка,а просто уселась на притолоку двери.Дед открыл дверь,птица вылетела,пролетела до конца коридора,где была лестница,уселась на перилах и опять вопросительно посмотрела.Тут уже дед понял и пошёл за совой...Да, это была сова,как вы ,думаю, давным -давно догадались.Сова(а может это был сыч или филин, ну не профессор я в биологии,знаю только ,что это была умная птица,не очень большая,серенькая такая и с сильным крючковатым клювом).Они пошли...в смысле сыч полетел,а дед пошёл в сторону леса,где было смрадное озеро.Филин привёл деда к середине леса,к самому озеру,к ослику и кладу,ну дед взял ослика за повод(золото уже было нагружено на него) и пошёл вслед за совой,которая вывела его из леса и проводила обратно в замок и,как только дед подошел к двери замка и стражник открыл ему дверь,филин исчез.Не улетел,а просто растворился в воздухе.Дед нисколько не удивился,ослика попросил отвести в загон,а золото присовокупил к своим находкам.Ну а на рассвете он,взяв своего спутника-учителя и Лэсси, поехал домой.
Итак Дед Кондрат рассказал о своих приключениях и отдал хозяевам их сокровища:Графу-ларец ,царю-сундучок,и тут подал голос учитель-гость Деда ,тот ,кто ездил с ним статистом.Он посмотрел на сундучок,выуженный из Смрадного озера,и сказал,что ,кажется ,знает,откуда эти сокровища.Царь попросил его рассказать,к этой просьбе молчаливо присоединилось всё почтенное собрание,мол сказал А =скажи и Б.И тогда учитель начал свой рассказ,который следует обозначить и озаглавить отдельно ,что мы с Вами и сделаем....

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Я не знаю,сможете ли вы мне поверить,-начал учитель.-Моя история малоправдоподобна.Но я расскажу ,как есть,как помню,а выводы вы делайте сами.Я долгое время жил в доме человека,чей вензель вы видите на крышке этого сундучка.Кем я был ему?? отвечу осторожно:он считал меня другом одного из своих сыновей.Что значит считал?можно я позже отвечу на это вопрос??спасибо.Так вот.Я дворянин,правда, обедневший,и служить мне как -то не пристало,хозяин дома,где я жил,считал так же,он был уважителен ко мне ,ничего не скажу,мне пожалуй не на что обижаться,но ..Понимаете,он был скуповат,проще говоря ,скряга.Почему был?об этом тоже позже если можно.И вообще...Если вы будете перебивать,то расказ не дослушаете скорее всего,так что...Ладно я договорю,а вопросы ,если будут, задайте потом,ладно??...спасибо.Между прочим ,я многое понимаю,что вы хотите спросить,и попробую ответить не дожидаясь вопросов,только в своё время.Ну ладно.Так вот.Этот человек, как я уже говорил, был скуповат,меня же он уважал,ну ,будь иначе,я бы просто ушёл.И он, общаясь со мной, всё как бы между прочим говорил,как ему трудно,какие у него долги,что он не может позволить себе квалифицированных слуг,что вынужден экономить на еде и одежде и так далее.Словом,у одного героя Теккерея варёную баранину подавали три лакея,там было повкуснее,готовили неплохо,но мало,и подавать было практически некому,и...И так получилось,что я вызвался помочь.Не для чёрной работы разумеется,это немыслимо,да я бы и не смог.Для работы управляющего ,разумеется ,но без жалованья:опускаться до оплачиваемой рабты я не мог тоже.то есть я попросту сказал,что раз у него управляющего нет,я готов помочь ему ,пока ,он вежливо ,но вяло отказывался,потом нехотя (внешне )согласился мою помощь принять,причём подчеркнул,что вот-вот к нему приедет французский повар и управляющий,и как только, так сразу ,а вот тогда я смогу быть просто гостем.Ну мы оба прекрасно понимали,что это просто политес и ничего больше, нас обоих это устраивало.Ну да ладно.Я вёл учёт,чего и как покупается в замке,следил за порядком в кладовых,писал ему под диктовку письма,впрочем ,вскоре я понял,что лучше писатьмбез диктовки,сначала я исправлял только грамматические и стилистические ошибки,потом стал строить письма сам,типа об этом сразу,это в начале письма,это потом,а об этом пожалуй вовсе не стоит, а вот это вы не сказали,а надо бы....Ну а потом сам стал эти письма составлять...
В один прекрасный день хозяин попросил меня привести в порядок архив,старые письма,документы,бумаги на поместье,договоры,контракты,верительные грамоты и так далее.Работа эта захватила меня с головой,получалось хорошо,и вскоре он допустил меня в к своим фамильным документам,там- то я и нашёл сундучок с нсколькими камушками,серенькими,ленточками,а ещё там был один загадочный документ.Мало того ,что зашифрован,так ещё и на старотьмутараканском ,ну если среди вас есть филологи,то вы знаете,что из старотьмутараканского вырос наш,тридевятоцарский,правда его надо знать,но я то знал...
Я начал с того,что перевёл документ на современный тридевятоцарский.Это дало мне мало:докумен,как я уже сказал,был зашифрован.Я его все же расшифровал- и обалдел.Скажу по чести:из этого документа получалось,что хозяин замка ,где я жил,был ни много ни мало наследником царской короны...Вашего государства,Ваше величество...
Когда я это понял ,я сразу сказал это хозяину замка.Он по такому случаю вызвал сыновей,а письма к ним я составлял сам,и потом он предложил мне выпить по случаю.Он был да скуповат,но иногда мог пофорсить,накрыть хороший стол,и выпить любил,потом он отвадил многих друзей,так как был вспыльчив,не слишком аккуратен,а главное скуповат.И пить ему было почти не с кем:с неравными он не пил.Так что я стал для него в каком-то смысле находкой.Ну ,за столом мы назюзюкались,он развязал язык и намекнул,что сыногвья его амбициозны,жадны , небогаты и очень  хитры,кроме того ,хоть и близнецы,совсем непохожи,по чести,на него они были тоже похожи ,как свинья на ёжа,но я не стал ему этого говорить.Ладно.Так вот,он скзаал,что спланирует с сыновьями ни много ни мало государственный переворот и сам станет царем.Простите,Ваше величество, я за что  купил, за то и продаю.Он стал, как современно говорят ,на этом "повёрнут". Как только я въехал в курс дела,я понял ,что пора смываться.Да,я не сказал вам:понимаете ,я только СЧИТАЛСЯ другом сына,на самом деле этого сына я в глаза не видел.Нет,я не был самозванцем,не качайте головой так укоризненно,я скорее сам был самозванцем обманут.Получилось так.Мы с дочерью жили тихо ,спокойно,в нашем доме,дом большой,но неухоженный,я не виноват,что старший брат присвоил отцовское наследство,судиться с братом я не стал.Правда ,он вскоре умер.Его жена вышла за другого,не прошло и месяца,и наследство перешло к её мужу.потом...Ну это долгая история.Важно то,что я не пострадал,но остался без наследства,в доме,завещанном мне тётушкой.Мы жили вдвоём с дочерью,я получал небольшую ренту,немного преподавал,на жизнь хватало.И тут  я получил письмо с предложением работы на краю государства,работа рисовалась синекурой,деньги сулились большие,я и купился .Поехал,и сказал то,что велел автор письма: сослался на сына хозяин:сыном-то представился мне он.....
Вечером следующего дня я понял,что надо сматываться:во- первых,утром гонец принёс весточку от сына -моего как бы "друга",человека, как я понял по документам ,рассказам слуг и некоторым ещё моментам, не очень доброго, я уже понял давно,что нанимамательмой -не сын хозяина: изучил фамильные портреты,и  я не знал,как я объясню,что я и кто я,у меня были сомнения,что он поймёт,я склонен был преуменьшать оказанные мною дому услуги и преувеличивать гостеприимство хозяина замка,а также я всегда боялся всяких склок,разборок,а государствненных переворотов боялся прямо как огня.А по некоторым оброненым словам я понял,что на моё участие в заговоре против короны говорят как о деле решённом:раз переводил- значит с нами,раз в курсах -значит наш,а раз наш,значит против короны:эти люди расуждали именно так,а я ...Как это ни сентиментально,но я давал клятву верности королю,и нарушать слово было последним,чем мне хотелось,но я понимал,что сказать этого впрямую я не могу,я видел также,что хозяин этим переворотом прямо- таки бредит:власть его не так прельщала,как возможность захапать кучу денег,впрочем ,сыновья его были менее меркантильны,но жаждали власти.Кроме того...Понимаете,у меня есть дочь,ах да,я уже говорил,она очень красива,это я говорю не только потому что отец,она уже отказала нескольким десяткам женихов,при том что у неё практически нет приданого,ведь для принцев и князей,что сватались,наш скромный дом значил не больше,чем кулёк семечек для проголодавшегося человека.Хозяин замка планировал сделать мой дом плацдармом своего антицарскгого блицкрига,адрес я сам не знаю почему ему не сказал,но он напросился в гости,пришлось из вежливости обрадоваться и обещать проводить,а у меня дочь.Он немолод уже,но дон жуан, каких мало,причём дон жуан удачливый,немного постарше меня,но женщины вешались на него пачками.Он уже не знал,как их отвадить,даже пустил слух,что женат.это как он объяснил мне,отвадило ровно половину соискательниц.Моя дочь умница,но потеряй он голову,его мало что остановило бы, а голову бы он, к бабке не ходи, потерял бы.Словом ,я не хотел такого человека около моей дочери.Видите ли ,я знаю людей...Ну ладно.В это утро мне принесли завтрак роскошнее ,чем обычно:вместо каждодневной овсянки с тостами-огромный бифштекс.Накануне ужин пригорел,мы легли спать, не ужинав,я был голоден,и очень хотел этот бифштекс,но..В это утро я вышел прогуляться перед завтраком,встретил старика нищего,да и дал ему хлеба немного и пару медных монет.А он попросил :сынок ,пусть у тебя до завтра побудет моя собака.Ну я сам не понял, как согласился.Ну и собака эта ,как я есть собрался,загавкала,я от неожиданности выронил мясо,и собака съела его и тут же затихла.Этого было достаточно.Я вышел через чёрный ход,меня видели с десяток слуг,но они,помня моё уважительное к ним отношение(а я всегда видел в них людей,они ценили это,я не мог давать им дорогих подарков,и наоборот было подкармливали меня,но я видел,как они презрительно говорили о тех,кто их вот так покупал,а меня уважали,ну это тоже трудно понять ,примите на веру),как я вышел как бы "не заметили",ну да ладно.Словом,я вышел через вторую дверь и исчез из замка...Что???Нет,это не хозяин хотел,я уверен,я был ему нужен,и потом он не был убийцей.только интриганом.Там свои интриги были,в этом доме каждый интриговал против каждого ,возможно,кто -то из слуг попросту ревновал меня к хозяину.А может, хозяину хотели навредить.Не знаю.Так или иначе,оставаться там и продолжать искушать судьбу я не стал.Я остался без вещей и денег,мне надо было добраться домой,дорогу я более менее знал,пошёл пешком,ходок из меня тот ещё,по дороге присел на пенёк,один добрый человек угостил меня ,я жевал эту еду и благодарил Бога,что жив,здоров ,сыт и по дороге домой.Тут я встретил вас...

Царь,выслушав сбивчивый,немного сумбурный ,противоречивый,но искренний рассказ учителя ,многое понял.он понял,откуда есть пошла эта фронда,а ,послушав рассказа Деда Кондрата ,понял,чем она закончилась :по странному стечению обстоятельств всё там же ,у Смрадного озера.
Царь предложил сапожнику принять в дар тот замок,но сапожник категорически отказался,тогда он предложил ему другой,но он сказал:не обижайтесь,ваше величество...То есть прости,не обижайся,поправился он,видя,как погрустнел царь-Это я автоматически,-я никогда не управлял замками,я не умею,я всю жизнь тачаю сапоги ,делаю ,скромно признаюсь, это неплохо ,и мне это дело нравится,я рад принять твой дар ,но...Тут Дед Кондрат говорит:слушай,мил человек,а хотел бы ты остаться в этом замке ,быть придворным сапожником ,нам нужен хороший мастер ,а то ведь на рынке покупаем,докатились,я валенки старые десятый год донашиваю,деньги то у меня есть,да некоторую обувку не то что на ноги надевать -в руки брать не хочется,а эти валенки я купил у одого мастера ,в Ореховом переулке,много лет назад....-Это я,-скромно потупился сапожник,-я всю жизнь живу в Ореховом переулке,ты у меня, наверное ,покупал,только я Вас не помню,извините.-Велико дело!Я тя тоже не помню,а сапоги...За сапоги огромное тебе спасибо!-с чувством сказал дед.-Я вам ещё сделаю,-обещал сапожник,давно не делал валенок,а мне нравится .-Я всегда говорил:если человеку нравится ,что он делает,он на своём месте,-резюмировал учитель.-Дык давай и ты к нам,-предложил Дед Кондрат,-Учитель ты ,видать,хороший,а у нас,как я понимаю.скоро будет ,кого учить..-и Дед хитро посмотрел на зардевшегося царя.-Спасибо,я подумаю,давай не сейчас,я давно не видел дочь,поеду домой....
...Итак сапожник отказался от даров царя,но принял приглашение погостить немного во дворце и обещал вернуться к этому разговору позже:царь упорно хотел сапожника вознаградить,он за время этого многосерийного путешествия многое понял,он понял,что хороших людей ,раз уж встретил на пути,надо ценить,понял,что дарить много приятнее,чем получать ,понял и то,что если сильно хочешь-желание сбудется,надо только немного подождать,иногда надо только обозначить направление и не предпринимать ничего,сама судьба часто подсказывает путь,тут важно понять,что это твой путь и ничей иной,да,влюблённые часто мудреют,влюблённые часто интуитивно хотят помочь себе подобным,сапожник тоже был влюблён,и царь интуитивно понимал,что хочешь сберечь своё счастье-помоги другому.Да и ...Влюблённые часто добрее ,просто этот огонь в душе и светит и греет и как говорится строить и жить помогает:-)Так что царь взял, говоря языком спортивным, некий тайм аут:-)
Несколько дней сапожник прожил во дворце,в гостевых покоях,он много времени проводил с Дедом Кондратом,с поваром,с секретарём,царь тоже старался проводить с другом больше времени,но ему надо было выполнять много прямых обязанностей,впрочем,сильные мира сего не называют это так,они говорят:"долг".первый министр ,воспользовавшись присутствием монарха,вытащил все недоделанные бумаги,в том числе и сложные ,потихоньку вопросы разрешались, на этих совещаниях присутствовали трое обычно:царь с министром и сапожник,он просматривал книги в библиотеке,а совещания проходили именно там,царь ему полностью доверял,поэтому он был в курсе всех дел.И часто давал правильные советы,парадоксальные иногда,иногда сумбурно простые,иногда неочевидные,а иногда прямо- таки лежащие на поверхности,не всё из предложенного было легко решаемо,но как правило рациональное зерно было в каждом,первый министр ,будучи человеком разумным, прислушивался к его советам и даже частенько спрашивал их,когда царь запаздывал на эти совещания,занятый важнейшими личными делами,например составлением письма или перечитыванием письма ,или размышлением,почему она такая грустная,чем он её обидел,выбиранием чего подарить какими словами выразить свою любовь...Словом тем,ничего важнее в этой жизни реально нет.в один из таких дней министр принёс в библиотеку длинную бумагу с множеством подписей и углубился в чтение,время от времени поглядывая на часы.В тот день царь с сестрой сапожника поехали на прогулку,задерживались,министр стал нервничать ,и сапожник спросил,чем он может помочь,министр ответил,но скорее из вежливости,что разбирает жалобу жителей дальней провинции на злого наместника,там были сложности,хозяев в замке не было,прежние хозяева делили наследство,да так" удачно",что двое отравлены,один застрелился,четвёртый бежал из страны,пятого повесили.Весёлая семейка,одним словом.Там был наместник,но он управлял из рук вон плохо,притеснял крестьян,разворовывал казённые деньги и сокровища замка,кроме того ухитрился не принадлежащий ему замок заложить,деньги присвоил,все должности в замке раздарил своим родственикам,крестьян не пускал охотиться,хоть у них ,как почти во всех провинциях, было высочайшее на это разрешение,зато за мзду пускал охотиться кого ни попадя,да что охотиться:там было самое настоящее браконьерство и развовровывание,а что не разворовали,то затоптали, продали или сожгли.Народ собрался всем миром,грамотные люди составили письмо и послали гонца к царю,вот это послание ,хмурясь,и читал первый министр.Он составил указ о снятии наместника,не сомневаясь,что государь подпишет,и говорит сапожнику:понимаете,сударь,я просто не знаю,что и делать ,нужен новый наместник,а людей у меня нет,у всех свои дела в своих замках,все, кому можно верить, заняты своими делами,да я и не смею их этим грузить:уж больно далеко, трудно и сложновыполнимо.Тут нужен человек особый,близкий к народу,надо найти авторов и перво- наперво помочь им ,посоветоваться с ними,там по обстоятельствам,мы поможем ,разумеется,будем всё время на связи...-Давайте я поеду,-предложил сапожник,-я хочу помочь этим людям,ну а не справлюсь..-Вы справитесь,-уверил первый министр,-я настолько в этом уверен,что пишу указ ,и государю на подпись предложим оба.-Но я не дворянин...-Кто вам сказал??-усмехнулся министр.-Вы по документам возведены в рыцарское достоинство,замок вы пока не приняли,но это вопрос времени,и потом вывести вас обратно практически нереально,даже если бы вы и хотели,а вы хотите??-вообще то нет.-Вот и хорошо.

Как только документы были составлены,вернулся с прогулки царь,он был в превосходнейшем настроении.,но подмахнул указы практически не глядя, потому,что полностью одобрял оба.Также рассеянно набросал ещё один,о заключении в башню бывшего наместника.Провинция та была удаленная,но вела туда очеьнь хорошая ровная дорога,на хорошей лошади гонец мог домчаться за сутки,и царь сказал: давай езжай, раз хочешь, посмотри,чего там,если нужна помощь-шли гонца,помогу ,чем смогу,а чем не смогу -тоже помогу,не дрейфь,нерешаемых проблем не бывает,бывают неумные их решатели.
Сапожник отправился в дальнюю дорогу,так получилось,что и владение графа,и дом учителя были по пути,и он вызвался их подвезти.Сначала они заехали к графу,там он как хозяин настоял,чтобы друзья погостили у него,в его доме был полный порядок,старые слуги вновь были на своих местах,а шкутулка-на полочке над камином,так же, как и раньше-с ключом,торчащим в замке:обитатели этого дома доверяли друг другу.Комнаты в доме графа были, что называется, без излишеств,но очень удобные и уютные,там было тепло, светло и приятно.Обеды было из несложных блюд,но очень вкусных,приготовленных с душой.К каждому обеду нянюшка пекла пирожки.Словом ,жил бы и жил,но сапожнику надо было ехать.И они с учителем поехали дальше.Доехали до дома учителя,он и предложил другу -мол, давай и ко мне в гости,разносолов не обещаю,но моя дочь очень хорошо готовит.Но сапожник,вежливо извинившись,предложение учителя отклонил.Учитель понял его :он очень хотел помочь людям,написавшим письмо...
Сапожник поехал дальше.Вскоре он прибыл в замок.На пороге его хлебом- солью встретили слуги:оказывается,пока он гостил у друга,министр озаботился взять под стражу непутёвого предшественика и оповестить, мол, приедет новый хозяин замка.Дворецкий передал ему письмо и верительные грамоты,письмо было от государя:его величество желал ему удачи,советовал ,не раздумывая ,делать ,что подскажет его сердце,что он окажет ему любую поддержку вплоть до и сказал ,что не стоит говорить людям,что он только наместник,потому, во- первых,что ему нужно было завоёвывать авторитет,и будет лучше,если его будут считать не наместником,а хозяином замка.Кроме того,слово "наместник"вызывало в тех краях увесистую идиосинкразию.Сапожник счёл аргументы друга вполне убедительными,и решил тему принадлежности пока не педалировать.
В замок он прибыл вечером,почти ночью,тем не менее к его приезду был готов обед и уютные покои.Дворецкий предложил новому хозяину освежиться с дороги и поужинать,а к делам приступать завтра.Но у нового хозяина, как выяснилось, были другие планы.На въезде в замок он заметил старую покосившуюся башню.Он спросил у старого слуги,что хранится в этой башне.Слуга ,несколько замявшись,поведал,что там содержатся люди,арестованные прежним наместником.-Люди???изумился сапожник.-Как такое возможно??ведь там нет окон ,кроме того, это ветхое сооружение вот-вот развалится,об этом думал кто- нибудь?!
Слуги молчали.-Ключ!-потребовал сапожник.-Срочно ключ от башни.-Ваше сиятельство,-заблеял дворецкий,-понимаете,сегодня пятница,сменщик сторожа уехахал отдохнуть,ключи по рассеянности взял с собой.-Но ведь наместника арестовали утром,так??у вас был целый день .Почему вы не попытались выпустить людей??-Как можно без приказа, ваше сиятельство.-Но ведь их враг уничтожен практически.Ео приказы отменены все.А они ...Скажите , а когда придёт сторож?-В понедельник утром,не извольте беспокоиться,ваше благородие,сроду не было ,чтоб опоздал ,он ещё раньше приходит.-с непонятной гордостью сказал дворецкий.В ПОНЕДЕЛЬНИК???А КОРМИТЬ ЛЮДЕЙ КТО -ТО СОБИРАЛСЯ ДО УТРА В ПОНЕДЕЛЬНИК??Я ВАС СПРАШИВАЮ??-прогремел сапожник.Дворецкий побелел ,но упрямо прошептал:да их вообще -то раз в неделю ,кажется, кормили.Да Вы не извольте беспокоиться,там простые люди,ни одного дворянина...
До сих пор сапожник не знал,что такое ярость.Собрав всю волю ,что смог ,в кулак ,он отчеканил:КЛЮЧ!!НЕМЕДЛЕННО !!ИЩИТЕ ГДЕ ХОТИТЕ!И тобы через пять минут ключ был у меня.-Ещё раньше могу,вздохнул дворецкий,тут надысь запасной делали...-Так чего ж вы мне голову морочите?я человек не жестокий,но сегодня я первый раз в жизни жалею об этом.
Сапожник взял ключ и помчался к башне.Он лично выпустил людей,затем повёл их в замок и потребовал,чтобы их накормили и развезли по домам.Дворецкий молча исполнил приказание.Потом Сапожник позвал секретаря и приказал ему взять в карете деньги и разделить их на всех освобождённых и развести по домам.Сейчас,ваша светлость??деловито осведомился секретарь.Сапожник,глянул на сосредоточенного мальчишку,смягчился и говорит:нет не стоит по ночам ,идите спать,утром придёте  и сделаете.-А вы знаете ,что в замке почти нет мебели??-Как нет ?-изумился сапожник.-Что мне, не на чем спать?? -Ну,не так круто,в Вашей спальне всё порядке,у слуг тоже всё есть,только вот совершенно пустая комната для приёмов ,а также в бальной зале пусто практически,да и комната для игры в карты.-В карты в моём доме играть не будут -отрезал сапожник.-Балов и приемов пока не планирую,надо будет-тогда и о мебели озаботимся
После этого сапожник лёг спать.
Итак сапожник в ту ночь не выспался:полночи он лежал и думал о месте ,в которое попал. Он краем глаза успел заметить очень красивые пейзажи и грустные глаза людей,встреченных им на дороге...Итак сапожник полночи не мог заснуть,комната была вроде удобная ,постель мягкая ,а не спалось,ему было тревожно.Он вставал,выходил на балкон,пил воду ,снова ложился ,снова вставал,комната была огромная,у бапкона стоял тесный крохотный диванчик,сапожник прикорнул на этом диванчике,справедливо решив,что если уж через 10 минут всё равно вставать ,может не надо тащиться через всю комнату.Как ни странно, на этом диванчике он сразу заснул сном младенца и ему приснился странный сон,что он потерял кольцо,а ему надо его найти,что он ищет по лесу,рыщет,заглядывая под листики и не может найти,что он бродит по старинному дому,заглядывет в запертые комнаты,кроме одной,проходит мимо двери этой комнаты,потом выходит и едет на лошади по дороге,чувствуя,что с каждым цоканьем копыт удаляется от того чего искал,что надо было открыть эту комнату,заглянуть под следующий кустик...И тут он увидел как на него прыгнул лев,в последнюю минуту он метнулся в сторону,и тут увидел ,как в льва всаживает нож по всю рукоятку его друг -граф,а за поворотом дороги стоит и улыбается ему ещё один его друг- учитель и улыбается и протягивает ему утерянное кольцо в тот миг ,когда он смирился с его пропажей.
Сапожник проснулся,ярко светило Солнце, и он чётко знал что делать.Он решил позавтракать а потом написать письмо,он вспомнил,что обещал царю писать каждый день.Он оделся,вышел из комнаты,спросил слугу где столовая,слуга испуганно взглянул на него и исчез,прошептав что- то малочленораздельное.Сапожник понял,что делает что то не так,он вернулся в комнату,увидел на столе звонок и позвонил в него.Не успел он поставить звонок на стол,из воздуха материализовался дворецкий с недовольным выражением лица,согнувшийся, впрочем, в почтительном поклоне.Сапожник спросил,где можно позавтракать,дворецкий наполовину удивлённо наполовину раздражённо сказал:ну ведь скоро одиннадцать,ваше высочество,а завтрак у нас в восемь,вы проспать изволили,а будить мы не осмелились.Если хотите ,я приготовлю вам чаю.
-Приготовьте.-Ну я постараюсь побыстрее,может к 12 и попьёте.Сапожник обречёно вздохнул и робко попросил:а воды где у вас можно попить?? -Воды??изумился дворецкий.-Ну да, воды.-Ну дык там кувшин с вином ,ваше сиятельство,а зачем вам вода??воду у нас пьют только слуги,для господ вино или вот пива могу принесть,хотите??...
сапожник не хотел пива.Ему очень захотелось воды.(это оттого наверное, что я не дворянин по рождению,-саркастически пискнул внутренний голос:-))Ну ещё ему захотелось отдохнуть от общества дворецкого ,он услал его попросив:поторопипитесь с чаем если можно.Дворецкий ретировался.Сапожник достал из своей сумки письменный прибор ,бумагу и стал писать письма.Первое письмо он адресовал графу:тот показался ему скромным и добрым,не выпячивал себя,но слуги его просьбы бежали выполнять почему- то быстрее,чем других,и он, казалось, был в теме всего, что происходило,и к нему ,как казалось, он проникся несомненной симпатией.Он попрсил графа если есть время ,приехать погостить к нему, и с трудом удержался от странной по любым меркам фразы:"и захвати, если можешь, свою нянюшку ,своего старого слугу,Лэсси,Ваську и свой дом" .(И если,  не очень трудно,кружку воды и пакет нянюшкиных пирожков",-снова встрял внутренний голос. .-ну хоть один...:-((Он понял,что остро нуждается в компаньоне.Что ему нужен друг,что он не переоценил свои желания,но переоценил свои силы,что ему нужен советчик,просто кто -то ,с кем можно поговорить по -человечески...В тот момент он почувствовал,что его кто-то тянет за полу пиджака .Он увидел мальчишку,протягивающего ему кружку с холодной водой.Это было именно то,чего ему очень хотелось...Он выпил воду,залпом,потом посмотрел ещё раз в ту сторону,но никого не увидел.Ну он пожал плечами:слуги в этом доме как появлялись ниоткуда, так и исчезали в никуда.Он взялся за следующее письмо.Он написал государю,просто ясно изложил,что успел сделать,не стал рассказывать о трудностях,попросил ,если можно, рассказать ему подробную историю этой местности и прислать нечто вроде географической карты ,энциклопедического словаря кто есть кто и хоть какой -то ориентировки на местности.Потом он вежливо поинтересовался,как у друга дела, и передал привет сестре и Деду Кондрату.
Третье письмо сапожник написал учителю.Он сам не знал почему,он просто выразил свои чувства,признался,что беспомощен и полон в то же время сил и планов,только не знает с чего начать,он просил письменного совета ,если можно,ещё раз извинялся что не заехал в гости и с юмором  живописал портреты действующих лиц:он справедливо полагал,что совет полезнее,если у советующего болшьше информации.Как только высох песок на третьем манускрипте ,появился дворецкий с чаем,поднос ломился от яств и всё было неожидано очень вкусно......

Через неделю пребывания сапожника в замке прискакал доверенный гонец с письмом от его величества. Царь желал ему удачи,спрашивал,чем он может помочь,а также ,выполняя его просьбу, прислал ему пакет с подробнейшей информацией.Он рассказывал о себе,делился с ним личными перживаниями,а в конце с юмором спрашивал,когда он успел так зазнаться,что позабыл старых друзей.Последней фразы сапожник не понял.Он так и написал ,мол ,не понимаю что ты говоришь,никого и ничего я не забыл,это ,напротив ,меня забыли .Но я ни на кого не обижаюсь,ладно,у всех свои дела,ничего страшного.Пакет ответный был отправлен с тем же нарочным.

Прошло ещё две недели.Сапожник от корки до корки выучил всю информацию,карту местности знал лучше,чем в родном городе,наизусть запомнил все истории всех жалобщиков,адреса и имена,всем им по несколько вызовов отправил ,мол, приходите, поговорим Буду ждать, сочту за честь познакомиться , услышать ваше мнение и так далее.Каждое утро он спрашивал,кто пришёл,и каждое утро слышал одно и то же:никаких новостей,ваше сиятельство.Кормили его вкусно,с развлечениями в замке был полный порядок,всё было тихо,он предпринял как- то обход замка,но это ничего не дало.Он понимал,что что -то то не так,но не мог понять,что именно.
На двадцать первую ночь пребывания в замке сапожник проснулся от неясного шороха.Нервы его были на пределе,он соскользнул с постели,накинул халат,достал нож,отбросил мысль кого- то позвать:интуиция говорила ему,что этого делать не стоит,что один он ,как это не парадоксально, в большей безопасности,чем вдвоём с любым человеком в замке, и встал спиной к огромному шкафу,лицом к окну:шорох доносился именно оттуда...
(продолжение следует)....


Рецензии