Воспоминания о Воркуте

       Сейчас, когда я пишу эти строки, февраль 2019 года. Зима в этом году, особенно на востоке страны, очень снежная. И вот вчера в новостях показали сюжет, как на Сахалине, где снега выпало под два метра, люди в деревне выкопали в снегу траншеи и по ним передвигаются от дома к дому. И я сразу вспомнил события  сорокалетней давности.

       Мне всегда хотелось поездить по стране. Специфика работы в НИИ, в котором я работал в семидесятые годы двадцатого века,  позволяла часто ездить в командировки в интересные места. Как-то в апреле я со своей сотрудницей Катей поехали в Воркуту. Она была очень общительной женщиной, и это позволяло всегда получать нам необходимый материал. В этот раз нам  надо было собрать материал о строительстве домов в условиях вечной мерзлоты. Кроме того, я собирался прочесть несколько публичных лекций от Всесоюзного общества Знания. Сотрудничество с этим замечательным обществом позволяло всегда устраиваться в хорошие гостиницы и быть уверенным, что мне всегда через обком партии достанут обратный билет в Москву. Ну и, конечно, главное, выполняя основную работу в командировке, я мог дополнительно заработать на этих лекциях.

       Катя выполняла мои задания, собирала по организациям необходимый материал, а главное, она была ответственна за наш досуг. Благодаря её усилиям,  мы пару раз сходили в местный театр, в кино и даже на городской рынок, где я смог купить жене ушанку из меха оленя. Да, я забыл отметить, что хотя был апрель, и уже наступил полярный день, всё вокруг было покрыто белоснежным снегом, на который без тёмных очков невозможно было смотреть.

       И однажды вечером Катя вдруг объявляет мне, что она узнала, что в сорока км от Воркуты есть местечко, которое называется Халмер-Ю. И в этом местечке имеется финский магазин, где продаются одежда. В те годы на всё в СССР был дефицит, поэтому эта информация меня заинтересовала. Основная работа у нас уже была сделана, поэтому мы с чистой совестью решили туда съездить. В то время Халмер-Ю было самой северной точкой  СССР, куда  подходила железная дорога. От Воркуты шла однопутка, и один раз в день паровоз тащил пару вагонов в Халмер- Ю, и через несколько часов он тащил эти вагоны назад в Воркуту.

       Мне показалось, что ехали мы вечность, за окном тянулась белоснежная тундра. Когда мы подъехали к нашей остановке и вышли из вагона, мы увидели маленький поселок, полностью заваленный снегом. Маленькая платформа была очищена от снега.  а к маленькому домику-станции вдоль железнодорожных путей  вела тропа. Она представляла собой траншею с высотой снежных стенок до 1,5метра. Это было очень красиво.  Улицы никто не чистил, не знаю, как в другие дни, но в этот день мы не увидели ни одной машины. С трудом мы нашли нужный нам магазин, но он оказался закрыт, и ни какого объявления на нём не висело.

       Пришлось нам возвращаться на станцию без финских обновок и несколько часов ждать обратного поезда. В зале ожидания было всего несколько человек, среди них выделялся один мужик в валенках и в тулупе, и у него за голенищем валенка торчали два флажка желтый и красный. Он был хорошо выпивши. Когда, наконец, наши муки ожидания кончились, и раздался гудок подходящего паровоза, идущего из тупика, первым встал этот мужик и вышел из здания. Мы пошли за ним по траншеи. Его изрядно шатало, но он шёл, прислоняясь боком то к одной,  то к другой  стенке траншеи, при этом он смог ещё на ходу достать из голенища валенка красный флажок. Когда траншея кончилась, и опираться было не на что, он упал на спину и поднял красный флажок, указывая паровозу, что путь свободен.

       И тогда я понял, что такое настоящий передовик производства. Я думаю, уже тогда он был достоин звания «ударника коммунистического труда». Эта картина трудового подвига сразу подняло нам настроение, и мы уже не жалели, что съездили впустую в Халмер-Ю.
               


Рецензии