Липа

                - 1 -

«Какое же прекрасное дерево – эта липа!»

Когда я прохожу вдоль липовой аллеи, которая окружает пришкольную территорию, то не могу наглядеться на зелёные кроны густых, зацветающих в мае месяце лип. А цвести они начинают у нас именно во второй половине мая. Их соцветия – мелкие зелёные горошины, связанные между собой будто тонкими зелёными ниточками, каким-то странным образом выходят прямо из центра выгнутого светлого листика, похожего на одну из раскрытых створок стручка гороха. А вся тёмно-зелёная листва липовых крон как будто пропитана в это время медовым нектаром. Он поблёскивает на листьях при ясной погоде и во время вечернего заката. И мне даже хочется иногда попробовать на вкус такой липовый листочек.
Я срываю один липовый листик и кладу его в рот и начинаю жевать, надеясь ощутить сладость липового мёда. Но, к сожалению, мой, видимо пресыщенный излишествами, рот не ощущает почему-то ни сладости, ни горечи.
- Но, как же сильно любила такие листики наша коза, Райка, - вспоминаю я своё детство.
А в том детстве наша семья держала в своём хозяйстве коз.  Правда, держали мы, не целое стадо коз, а всего одну козу. Причём, козы у нас периодически менялись. Но почему-то всех наших коз звали Райками, да и внешне они были похожи друг на друга – все тёмненькие, с белыми боками и с маленькими бородками – таким небольшим хвостиком.
Ни берёзовые, ни осиновые листья нашей козе не нравились. А вот липовые кустики или листья Райка любила, и поглощала их с превеликим удовольствием.
Наш рабочий посёлок примыкал к железнодорожной станции с одной стороны, а с другой – к автотрассе Москва-Куйбышев (теперешняя Самара).
А дом, где проживала в то время наша семья с козой Райкой, находился в непосредственной близости от автотрассы и рядом с грядой возвышенностей, поросших папоротником и лесом. Трасса была построена пленными немцами в основании лесистых гор, как все называли сравнительно невысокие возвышенности, а по другую от неё сторону находилась железнодорожная станция. За станцией уже шла пойма реки Суры с великолепным разнотравьем. Хотя, нашей козе, Райке, не приходилось пастись в той вольготной для всякой живности пойме. Далековато было нашей козе туда добираться. А вот папоротник, который в обилии рос по склонам гор невдалеке от нашего дома, Райке почему-то был совсем не по вкусу.
Поэтому приходилось заготавливать нашей козе на зиму веточный липовый корм, который привередливая Райка была готова поглощать ежедневно и еженощно всю зиму с превеликим удовольствием. И от такого рациона, с пищевыми добавками с домашнего стола, Райкино молоко становилось не только питательным, полезным, но и исключительно вкусным. Правда, для меня лучшим продуктом был творог из того молока. В него не надо было добавлять ни сметаны, ни сахара – он и так просто таял во рту и обладал замечательным вкусом.
С Райкиного молока мой младший брат рос настоящим бутузом, и уже в детском саду от наблюдательной местной ребятни получил кличку «Пшеничный».
Пусть кто-то и считает теперь, что в пятидесятые годы прошлого века в СССР чуть ли не голодали, но в моей памяти сохранились совсем иные картины. Возможно, не жировали и обходились без пармезанов и сёмги. Это да … Но при этом имели то, о чём теперь и мечтать сложно.
Во сколько лет я начал заготавливать на зиму липовые веники – теперь точно и не скажу. Может быть в семь, а может быть и в шесть: в общем, как научился лазать по деревьям и держать в руках небольшой отцовский топорик.
Первое время на заготовку веточного корма для Райки ходила и моя мама. Это ей удавалось делать между дежурствами в местной больнице.  И с нами обычно увязывался ещё кто-то из друзей моего детства. Мы шли по склону горы вверх, добираясь до липовой зоны, минуя высокие папоротники. Потом мы забирались с приятелем на соседние деревья, и там, маленькими топориками срубали нетолстые кусты липы.
- Ты, главное, к вершине дерева не лезь, - поучал меня старший мой товарищ, - а внизу через год молодые побеги отрастут, а липа даже пушистее станет.
Во дворе этого соседского мальчишки жила коза, Катька, которая тоже липовый корм обожала.

                - 2 -

Когда с нами приходила на липовую гору мама, то стелила недалеко от дерева папоротник и там, устроившись поудобнее, вязала, как снопы, липовые веники.
Тот, кто когда-нибудь занимался поделками из дерева, тот знает, что трудно найти материал из других древесных пород, а не из липы, который бы также легко обрабатывался, не подвергался бы сколам, а будучи высушенным, имел достаточную прочность, приятный цвет и хорошо бы смотрелся.
Потом я учился в школе, мама работала медсестрой, а отец столярничал. Отец считался хорошим столяром, а его ремесло нас кормило. Мы постоянно строились, добавляя к своему хозяйству то погреб, то летнюю кухню за пределами дома, то баню, то утепленный птичник.
 И вот, он столярничал до тех пор, пока ему не отпилило циркулярной пилой четыре пальца левой руки. Расстаться с хорошо освоенной профессией – и врагу не пожелаешь. Правда, он с ней расстался не сразу  …
Нет, конечно, не сразу … Отец ещё долго что-то пытался мастерить, но работать физически одной рукой было трудно и неудобно.
Вот в то, сложное для нашей семьи время, мне и пришлось, возможно, в ущерб школьным занятиям, вплотную осваивать навыки столярного мастерства. Разумеется, ни о каких нормо-часах для меня не могло быть и речи в то время. Отец стал поручать мне то, что по силам школьнику пятого-седьмого класса. В первую очередь, это были объёмные узоры на липовых дощечках.
Здесь сразу надо сказать, что в конце пятидесятых годов прошлого века была совершенно другая мода на мебель, чем в наши дни. Тогда очень ценились комоды, шифоньеры и даже столы с элементами фигурной резьбы по дереву. Вот липа и являлась тем материалом, который полностью удовлетворял требования того времени.
Я брал отцовский ящик с различными стамесками и резаками, и начинал на липовой дощечке вырезать профиль, который видел на картинке из специально купленного для этой цели альбома. Собственно, делал это почти также, как делают вышивальщицы крестиком.
Потом наступала пыльная работа – чистка наждачными шкурками. Затем заготовка покрывалась морилкой, олифой и лаком. Потом она сушилась и приобретала в конце такого технологического процесса необходимый вид и прочность.
- Вот тебе и липа – мягкое дерево, - рассуждал я тогда, - попробуй из сосны такое сделать … И вдоль волокон опасно, и поперёк тяжело.
Говорят, что нет в российских лесах лучше гриба, чем груздь. И все любители тихой охоты прекрасно знают этот замечательный гриб, редко бывающий червивым. Но все ли знают, в каком лесу его надо искать? Как правило, искать его надо там, где берёзы перемежаются липами. Пошвыряйтесь в опавшей листве молодой липовой поросли такого леса, и будете щедро вознаграждены, обнаружив целый выводок беленьких мохнатых груздей.
Моя «липа» в этом рассказе не имеет никакого отношения  к слову обман. Причём, почему синоним слова «обман» пишется и произносится в русском языке точно так же, как и название прекрасного медоносного дерева – это мне совсем непонятно.

Когда мне теперь нужно купить мёд, то я иду на рынок и ищу липовый. Правда, сейчас чистый липовый мёд появляется на рынке очень редко, да и стоит он процентов на 30 – 50 дороже цветочного. А, кто думает, что липовый мёд легко определить по цвету, тот ошибается. И перед покупкой мёда его надо обязательно пробовать. Хотя и этот метод имеет недостаток. Не каждый на вкус может распознать вид мёда. Но у меня это обычно получается.
А получается, скажу по секрету, потому, что я с липой дружу с самого раннего детства.

27 мая 2019 года


Рецензии
Были у бабушки козы. А дедушка работал по дереву. Отец - немного, в строительных целях, не в декоративных). Так что про морилки и олифу знаю 🙄

Ольга Камарго   29.02.2020 08:29     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Ольга!

Генна Влас   29.02.2020 14:20   Заявить о нарушении