Как я попала в туризм

 
       Моя жизнь плавно проходила без особых приключений. В этом 1984 году я окончила авиационный техникум и благополучно устроилась на СЭГЗ в75 отдел оператором вычислительных машин. Работать приходилось в 3 смены. В свободное от работы время я успевала заниматься в секции фехтования и в глубине души мечтала работать тренером. Бывало, что тренер просил  его подменить, и я с огромной радостью и рвением проводила занятия со школьниками. Не могу сказать сейчас нравились ли им проводимые мной  занятия, но некоторые с иронией обращались ко мне «Тётенька тренер». Однажды я заметила, что дети беспрекословно выполняют все мои задания и, конечно, радовалась, что у меня  получается проводить занятие. И когда неожиданно оглянулась назад, куда постоянно направляли свой взгляд дети, я поняла: тренер смотрел проводимую мной тренировку, и, конечно, ребята выполняли все задания.  Василий Александрович, так звали нашего тренера, оценил тренировку и сказал, что мне надо тренировать, и порекомендовал поступать учиться в институт физкультуры.
          Но вообще- то я взялась написать не об этом, а о том, что иногда подруги играют неожиданную роль в жизни и приводят к неожиданным в ней изменениям. Моя подруга Светлана Филатова, с которой мы подружились в отделе, сходила на молодёжное собрание в ДК «Заря», где её сагитировали активисты нашего предприятия заняться туризмом. И она за меня решила:
-Послезавтра  едем с тобой в поход!
      Я всегда за всякие приключения, тем более что мы ходили с секцией фехтования в походы с ночёвкой, так что и приняла я это решение с радостью.
        Да, но в поход то мы ходили летом, а   на дворе - декабрь! Я подумала, что раз мы поедем на поезде, то и ночевать будем, где- то в домике. Оденусь как на лесную прогулку, чтобы сильно не потеть. На ноги, у меня же нет специальной какой- то обуви, ну ладно, дутыши на поролоне с шерстяными носками можно надеть.
        Весь следующий день мы были заняты подготовкой к походу. Андрей, наш      руководитель, выдал Светлане пенопластовую крошку, из которой мы должны были сварить пенопластовые шарики, набить ими специально сшитые мешочки. Это будущие коврики, на которых мы будем спать. Выдали ещё спальники, значит, спать будет не холодно.
    И так, налили мы в таз воды, стали закидывать туда эту крошку. Что было дальше, просто неописуемо. Как только пенопласт начинал разбухать, его шарики неуправляемо разлетались по всему пространству, да в таком количестве... Потолок, стены, пол, всё было в пенопласте – в мельчайших шариках, набивать мешочки и собирать всё что разлетелось, пришлось необычайно долго. Было весело...всю ночь.
    6 декабря, день сборов. Дошила, наконец, пенопластовый матрасик, упаковала гитару, на всякий случай взяла ещё тёплые штаны, продукты, которые мне дали, и отправилась к Светлане.
        После  третьей рабочей смены у меня была главная забота найти рюкзак. Обошла нескольких знакомых, и мой тренер как всегда меня выручил. Шли третьи сутки моих бессонных ночей.
       К Свете пришла днём в три часа, как и договорились, но она ещё спала, я подвинула её чуть-чуть, и мы поместились на её кровати. Уснуть у меня так и не получилось, и я встала через полтора часа с больной головой. Рюкзаки мы упаковали. Света дала мне закинуть перекус и варёные яйца в её рюкзак. Затянули все шнуры, завязки и выдвинулись в наш первый настоящий поход. До железнодорожного вокзала я кое- как дотащила свою ношу, мне казалось, что там лежат  кирпичи.
        На вокзале нас ожидала огромная толпа, но оказалось, что  было больше провожающих, чем отправляющихся. Через некоторое время пришла Оля, наша подруга и сотрудница. Мы немного пообщались, и, пожелав нам удачи, она уехала по своим делам.
        Не прошло и пятнадцати минут, как мы ехали в поезде в сторону Свердловска. Наша станция Дружинино, ехать долго, решили поспать. Обошлись без постельного белья. Спалось плохо, на боковой полке меня чуть не сдувало, я ворочалась с одного бока на другой и ног практически уже не чувствовала. Так и задремала. Толчок в бок меня окончательно разбудил, это Андрей всех предупреждал, что через двадцать минут выходим. Ещё в Сарапуле на вокзале руководитель вручил мне уличный термометр и назначил меня «метеорологом».
         В Дружинино температура шестнадцать градусов мороза. Не успели посидеть на вокзале, прибыла электричка. Едем до станции Сказ. В предыдущем поезде просвистало меня капитально, из носа течёт, забыла взять носовые платки, вот неприятность! Оказалось, что в группе есть медик, которая насыпала мне кучку каких- то таблеток. Я их выпила и задремала. Вскоре мы прибыли к месту назначения.
   Станция Сказ. Температура воздуха уже опустилась до восемнадцати градусов  по Цельсию. Всей группой сфотографировались у станции и двинулись в путь. Через каждые десять минут ходьбы по путям отдыхали по одной минутке, наклоняясь вместе с рюкзаками, давая отдохнуть плечам. Дошли до нужного нам места, и сошли с «железки». Минут через десять ходьбы по глубокому снегу  увидели пещеру. В огромном холме внизу был вход в Шемахинскую пещеру. Сбоку от входа висит табличка в память о погибших здесь людях. Мы постояли в минуте молчания. Как - то  стало страшновато. Мы не будем рисковать, мы будем вести себя осторожно. Лагерь, сказали, будет над второй Шемахинской, для этого пришлось подняться по крутому подъёму, местами по пояс в снегу. Я думала, сколько мы ещё будем шарахаться по этому снегу с этими рюкзаками? Уже и есть хочется, и спать где мы будем? И вдруг прозвучала команда:
   -Разбить бивуак!
   Мы разделились на две команды, одни расчищали площадь от снега под палатку. Палаткой её трудно было назвать, без окон, без дверей и без дна, значит, спать мы будем на снегу???
   Я не была ни на одном собрании, когда ребята обговаривали условия похода, абсолютный дилетант во всех туристических вопросах. Текущая из носа жидкость стала замерзать сосулькой на носу, периодически сбивая её на ходу, я уже  не обращала на неё внимания. Чтобы не замёрзнуть, я утаптывала рыхлый снег с особым рвением, затем с особым удовольствием перекинулась к другой группе и принялась разводить костёр, это занятие оказалось гораздо теплее, да и пригодились навыки, которые я обрела в детстве растапливая печь.

        Дежурные начали готовить обед. Мороз минус двадцать. Голубев Валера и Мымрин Андрей отправляются во вторую Шемаху на разведку. Как хочется с ними, ну что тут торчать, но они никого с собой не берут. Нас 19 человек. Похоже, что двое или трое из всех бывалые туристы, а остальные являются новичками в этом деле, некоторые вообще случайные люди в этом коллективе. Я, кроме Светы никого не знаю, знакомлюсь в процессе деятельности. Оля и Татьяна висят попами над костром, греются. Я с нетерпением жду ребят из разведки, а вот и они.
      -Ну что, есть смелые, пещеру смотреть?
    Я только этого и жду, и в числе первых иду за ними. В пятом часу начали спуск в вертикальную дыру в земле, зияющую черной тьмой среди ярко белого снега. Андрей с Валерой заранее навесили веревки, по которым все и спустились. Какие - то немыслимые ходы  ведут вниз, ввинчиваясь сквозь каменные глыбы. Фонариков на всех не хватило, поэтому проходили по одному, показывая и объясняя как пролезать, куда ставить ноги и на что опираться. В кромешной тьме я ползла как слепой котёнок, доверяя не знакомым ранее мне людям вести меня за собой. Все вышли на небольшую наклонную площадку, внизу пропасть около пяти метров. Спустились также по очереди по верёвке. Ну а дальше мы решили не ходить. Там сыро и грязно, да и не совсем мы подготовлены, чтобы пройти всю пещеру.   Сфотографировались.   Заряжали вспышку с помощью фонарика - жучка, ребята изобрели такое приспособление. Жужжали по очереди, зарядки всё не хватало, с трудом, но удалось сфотографироваться.
     Да, спускаться было легче, стены скользкие, ручки слабые, но поднялись. Пришли в лагерь уставшие, но довольные. В пещере, кстати, было теплее, а на улице уже мороз двадцать пять градусов. В девять часов вечера начали проводить развлекательную программу. Организаторы всех загнали в палатку и стали растапливать печь. Печку видимо испытывали впервые, я видела, как ребята собирали её из металлических самодельных пластин. Весь дым шёл  в палатку, Андрей старался, дул в печь, но дым не хотел идти в трубу, а постепенно заполнял всё пространство нашего домика. Ничего не было видно, дышать стало не выносимо, кто - то выскочил на улицу, а я сделала подкоп под краем палатки и временно балдела, вдыхая свежий воздух, пока у меня не замёрз нос. Тут уже делать было нечего,  началось возмущение и ругань. Короче, кочегара чуть не прибили. Он вовремя откинул край палатки. Вот и поразвлеклись. Все завалились спать.
Некоторым ночью было тепло, я всю ночь продрожала, не давая спать своим соседям по коврикам. Все наши сшитые матрасики расползлись, и к утру, земля отогрелась под нами, появилась зелёная травка.
     Когда тепло начало расплываться по телу, объявили подъём. Из спальников вылезать совсем не хотелось. Но раз надо, так пусть все сразу встают. И я полезла к выходу, зацепляя всех на ходу, наступая на руки и ноги, услышала много слов в свой адрес, ну и ладно, подъём для всех, тем более уже десятый час.
    А на термометре минус тридцать один. Не жарко! Андрей и я бегаем вокруг палатки, девчонки жмутся к костру, где только, только  появилось пламя. Ног я не чувствую, прыгаю на месте. Смотрю, не я одна такая, уже несколько человек скачут. Примерно час  занималась бегом на месте, потом вокруг костра, и согрелась только тогда, когда Андрей спиртом растёр мне ноги.   Сразу пришёл аппетит, позавтракать нормально не успела, пока жевала вторую ложку каши, каша в тарелке примёрзла к миске. Ладно, хоть чай попили.
     Поступила информация, что мы недалеко от небольшой горы на Среднем Урале.
Решено было её покорить, и мы двинулись в путь. Не мёрзнуть же здесь. Идём по железнодорожным путям. Поём песни, сбиваем сосульки с носа. Чувствуется мороз, я в куртке, в лыжной шапочке и дутышах на поролоне. В лагере остались Таня Сурова, Оля Глухова, а два смельчака Андрей Пономарёв и Валера Голубев пошли в разведку в Шемахинскую пещеру.
      Мы бодренько дотопали до станции Арасланово, очень хотелось пить. Мы зашли в ближайший дом, попросили воды и спросили, сколько идти до вершины. Выяснилось, что ещё идти около шести километров, в контрольное время мы уже не укладывались, многие изъявили желание вернуться. Наша группа разделилась на две. Одни пошли в обратный путь, в лагерь, а мы двинулись дальше. По дороге встретили местного жителя, он объяснил нам подробно дорогу до вершины. Мы прошли по этому пути километров семь и, похоже, оставалось ещё столько же. Тут мы не вовремя  увидели запряжённую лошадь в телегу с сеном, а везли сено в обратном направлении.

 И мы сдались. Поехали обратно.
   Зря мы сели на подводу. Ехать было не то, что холодно, а невыносимо холодно, в Арасланово мы приехали в замороженном состоянии. Еле-еле слезли с подводы и на полусогнутых ногах поплелись в первый, попавшийся по дороге дом. Вышла милая бабуля и запричитала:
-Вы что в такой мороз бродите, милые, заходите, я вас чайком хоть напою!
  Мы с радостью согласились на предложение попить чая. Я, например, вообще не чувствовала не то что ноги, я вся продрогла до глубины костей. Первым делом свои ноги в чудесных поролоновых чунях  из сапог  я закинула на печку. Печь была очень горячая, и от ступней пошёл парок, тепло стало растекаться по телу. А тут и чаёк готов.
 –Прошу к столу, - пригласила гостеприимная бабуля.
  Я опустила ноги и ужаснулась, следы расплавленного поролона остались на печи, ой, как же неудобно то. Я придвинула стул к печке, и тот своей спинкой  прикрыл следы поджаренных моих ног. Чай был исключительно замечательный. Андрей добавил всем в чай по ложке настойки золотого корня. Мы быстро отогрелись, восстановили силы и, как - бы не хотелось выходить на мороз, но надо было идти.
    В восьмом часу мы вернулись в лагерь. Валера лежал на коврике у костра, оказывается, он в пещере провалился под лёд, начерпал воды в сапоги и так отогревался.
  К девяти часам мы уже были готовы уходить из лагеря. Чай мне попить не удалось, он так и застыл в кружке в наклонном состоянии, а губы приклеились к кружке, так что и пить совсем расхотелось. Тут и сложился стишок:
            -Дайте чая кусок кто-нибудь на дорогу.
            -Там, в ведре отломи.- Мы сказали ему.
   На обратном пути мы зашли посмотреть пещеру. В Шемахе гораздо теплее, всего минус десять градусов. Завораживающая необычная красота.  На стенах рябь. Под ногами прозрачная толща льда, даже не видно границы, где заканчивается лёд, и начинается вода. Так вот почему здесь Валера провалился. Далеко мы не проходим, но мне впечатлений хватило. Я всерьёз увлеклась пещерами. Мне даже захотелось их изучать.
    Вышли на улицу, холодно, термометр показывает уже минус сорок. До Сказа дошли быстро, рюкзаки были не такие уж и тяжёлые, вот ребятам пришлось помучаться с палаткой. Её не получилось сложить, её просто согнули в несколько раз и повесили на палку. Палку положили на плечи двоих ребят, и так, по очереди и несли.
   На станции нам предложили подождать поезд в небольшой служебной комнатке, где стояло три кровати. Все койки сразу же были заняты. Андрей провёл развлекательную программу. Валере вручили медаль  «За заплыв на короткую дистанцию». Время быстро пролетело.
 При покупке билетов в кассе поинтересовались:
-А интересно, какая температура сегодня? Что- то холодно! А у вас на уличном градуснике
минус сорок шесть  показывает, наверно, врёт ваш градусник?
- Так, конечно, врёт! От окна то тепло ведь идёт!
-???
  Мы в недоумении пошли к поезду. Сели в вагон, тепло то как! Сняли куртки, а термометр показывает  мороз 4 градуса. К концу поездки стала уже нулевая температура. В тепле народ разморило, да спать мы с девчонками никому не дали. Захотелось петь, и от того, что мучения от мороза закончились, стали просто веселиться. Случайно наткнулись на пузырёк с содержанием настойки золотого корня, и пузырёк пошёл по кругу. Всем досталось по глотку, а я случайно отпила три. Всех потянуло на сон, а меня на шалости. Привязала верёвочкой к сиденью Ольгу, вместе посмеялись. И вот мы в Дружинино.
  Кого-то тянет в сон, а нас опять на шалости. Пустили слух, что пришёл поезд, выбежали все на перрон, стоим, ждём. Объявили, что поезд задерживается на час. Снова пошли к своим скамеечкам.
   Через час поезд пришёл. Разместились, заказали обед из ресторана, все только и мечтали, что будут спать. Обедом просто объелись, весь поход практически был голодовкой, а тут, первое, второе, чай… Ребята пели песни, а мы с Андреем бурно обсуждали о пещерах и  о будущих походах.
    Вот и Сарапул, половина пятого нам со Светой уже надо быть на работе. Мы прискакали в отдел в шестом часу. Диспетчер Галина посмотрела на нас:
- Какие вы работники сегодня?
И отправила домой. Шла я домой, шла, смотрю, моя  мамуля  идёт. Оказывается, она на день рождения к подруге пошла, ну и я с ней. Сижу за столом, все салаты едят, холодец предлагают, а я всё согреться не могу, сама, как холодец, горячего очень хочется. Ну вот, поела горячего, чай попила, и спать завалилась. Ничего не снилось! Утром встала, сама  на себя не похожа, в зеркало не помещаюсь. Лицо распухло, очки не надеваются, ну куда я такая пойду? К вечеру только пришла в себя и пошла на работу во вторую смену.
 
     P.S.      Этот первый, настоящий поход в моей жизни заставил взяться за перо и бумагу.  Мне захотелось выложить на бумаге свои впечатления, мысли, идеи и поделиться ими с друзьями.
   Первое, что заставило меня удивиться - это возможности человека выносить любые капризы природы и вписываться в её среду. Ведь чтобы пройти в нормальных условиях, т.е. в шубе, валенках, утеплённых рукавицах из дома и, к примеру, на работу при сорока восьми градусах мороза, требовалось немало терпения на растирание щёк, носа, подбородка и ушей. Но чтобы пройти по такому морозу  двадцать  километров, об этом я, даже очень может быть раньше и сказала, что это фантастика! Заставить себя постоянно быть в движении, думать и заботиться о чём- то другом и о ком то, не сосредотачивать мысли на трудностях не просто. У меня родилась фраза, я пила чай вприпрыжку, иногда отказывалась от чая. Когда его пьёшь на морозе, ноги замерзают, губы примерзают, а чай не откалывается, и снова прыжки и бег на месте. Поэтому, наверно, постоянно хотелось что- то делать, куда-то идти. Всем было трудно, но было отличное настроение, все прыгали, играли в подвижные игры и пели  песни. Благодаря желанию что- то делать, куда- то идти я и попала в пещеры. Шемахинская вторая встретила нас таинственностью и скрытностью, за каждым камнем можно найти что - то новое, чаще всего открывается узкий лаз в подземный зал. Лазы и ходы очень разнообразно соединяются между собой. Так можно уползти по одному лазу, оставив ждать своего товарища, а потом удивиться, увидев его вид сзади, как он там оказался! Много загадок у этой пещеры и очень хочется их разгадать, ну хотя бы самую малость.
  На второй день похода я попала в соседнюю пещеру Шемахинскую. Она совсем не похожа на свою сестру, широкие высокие гроты, идёшь по гроту в полный рост, а под ногами чистейший лёд. Высота гротов местами около четырёх метров. Стены имеют своеобразный рисунок, будто бы постарался какой-то архитектор, да, такое может только природа. И в этом рисунке для меня загадка. Вода застывает так ровно, как- будто лёд шлифовали, вода, значит, не колышется, а если она не колышется, то откуда такие рельефные стены?
   Можно только предположить, что в летнее и весеннее время пещера заливается водой полностью, тогда и вымываются карстовые породы, и образуется такой рельефный рисунок. Когда смотришь на стены сбоку,  кажется, что застыла водная рябь.
 После этого похода во мне проснулся интерес к спелеологии, огромное желание заниматься пещерами, исследовать обе Шемахинские пещеры, проверить, соединяются ли они, нанести их на карту. Значит, приключения впереди, до новых приключений!


Вы дочитали до конца? Вам было интересно? Мне очень важно это знать! Что-то не понравилось? Что-то надо объяснить? Есть вопросы? Напишите мне пожалуйста.


Рецензии
Здравствуйте, Рита!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2019/12/01/531 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   20.12.2019 10:24     Заявить о нарушении