О фильме Игрушка, том самом, с Пьером Ришаром

Зло, подлость, негодяйство вроде бы всегда одинаковы. А вот люди разные. И уровень разный. Уровень людей, общества, жизни ... А также зла и подлости. Все помнят фильм "Игрушка" с Пьером Ришаром. Мальчишка, сын богача, покупает живого человека. Тот может отказаться, не участвовать в идиотской игре богатого отпрыска и его папы, но соглашается, потому что нужны деньги. Вообщем то ничего страшного не происходит - ну облили "живую игрушку" водой, слегка уронили и всё остальное в таком же духе. Мы , жиители СССР, тогда, в 70-х, возмущались - как так можно, за деньги обливать водой и ронять живого человека. Вопрос возник сам собой : что хуже - быть облитым водой, один раз упасть с лошади, поиграть с мальчишкой в индейцев ( и за всё это получить неплохую денежную сумму !!!) или за просто так получить лет десять-двенадцать лагерей!? Ответ ясен - развлекать мальчишку-миллионера всё же лучше, чем 10 лет махать лопатой в северных, мерзлых краях. А теперь следующий вопрос! В фильме этого нет, но невольно возникает мысль о том, что мальчишке может придти в голову мысль не только водой обливаться и играть в индейцев, но и отпилить "игрушке" ноги. Бензопилой, без наркоза. Ради прикола. Потому что в индейцев играть надоест... И тут уже даже 10 лет лагерей за просто так не хуже, а лучше выглядят.
К чему я это? Не только к тому, что всё относительно. В 90-ые годы я и ещё целый ряд литераторов-беллетристов нещадно клеймили в своих книгах зарождающийся российский капитализм и демократические веяния. Но не потому, что мы были противниками свободы и убеждёнными антирыночниками, а потому что чувствовался , совсем рядом был призрак "мальчишки \-миллионера" желающего не только обливать "игрушки" водой, но и отпиливать им ноги без наркоза... Прошли годы. Антирыночный и антидемократический пафос поутих и у меня, и у других авторов , популярных в 90-ые , криминальных бестселлеров.Потому что мальчишка остановился на обливаниях водой, залезании в одежде в ванну, игрой в настольный футбол и переодевании в индейцев-ковбойцев. За всё это "игрушка" по честному получила обещанное денежное вознаграждение. О бензопилах ( дыбах, сидение на колах, игрушечной, но острой, гильотине ) никто и не заикнулся. Призрак так и остался призраком... Тем не менее - я не сожалею о том, что писал тогда, о неприятии тогдашнего чисто рыночного подхода к действительности. Потому что .... Вдруг какому-нибудь некиношному мальчишке с рублёвского шоссе надоест таки играть в индейцев и он вспомнит о новенькой, приятно жужжащей бензопиле!?

Р.С. Когда я в 2000-2002 году учился на высших режиссёрских курсах, некоторые мои сокурскники и знакомые актёры зарабатывали деньги сходным с героем П.Ришара образом. Выезжали давать представления в богатые дома, иногда даже жили там несколько дней. И не жаловались. Когда спрашивал "как там?" отвечали , что "без лишнего хамства и фамильярностей". Сделал вывод что последнее всё же имело место, но без излишеств. Мне такой заработок казался не то, чтобы диким или неприличным, но.... Даже не знаю, как сформулировать - каким то НЕ... не тем. Если бы я был либералом, то непременно подытожил "но всё же сидеть в колымских лагерях в миллион раз хуже, чем за деньги развлекать и обливаться водой с сынком миллионера!" Но я не либерал...


Рецензии