Почти учебник по фотографии

Я и фотоаппарат. Первое знакомство.

Пролог.

Москва. Казанский вокзал. Я гордо прохаживаюсь под роскошными сводами вокзала. Мне 10 лет. Где-то высоко красивая роспись сводчатых потолков, а здесь, внизу: суета и грязь. У стены сидит кучка цыган с цыганятами. Спешащие люди везут свой немудрящий скарб. 1965 год. Причина моей гордости - у меня на груди: фотоаппарат Смена -8М. Я придерживаю его рукой, очень боюсь, что его украдут. Рядом идёт мама с чемоданом. Чемодан некрасивый , с железными уголками. Зато сумка у меня голубая с белыми полосками: адидас. А главное: фотоаппарат. Меня провожают к бабушке в деревню. Там я буду жить. Сколько, я не знаю.
Всю ночь в вагоне я не сплю, сторожу фотоаппарат. В нем уже заправлена пленка. Снимать меня никто не учил. Всё получилась само собой. Фотографии , правда, выходили плохо. Они то желтели, то были белесыми, то не хотели отлепляться от стекла, на которое я их налепляла. Снятых в то время фотографий осталось до обидного мало. Снимала маму, бабушку и двоюродную сестру.
Не понимала: зачем снимать кого-то, кроме близких. Как не понимают этого очень многие, оттого так популярно селфи ( съёмка самого себя).


Все последующие годы, когда я была уже взрослой и стала много путешествовать, я снимала только себя на фоне чего- либо. Фото « я и памятник» - это большенство фотографий людей нашего поколения.

Отчим моего первого мужа очень любил снимать на кинокамеру. В 60-70 годах видеокамер еще не было. Снимал он все праздники- застолья. На всех фильмах - столы и бутылки. Люди едят и пьют. Проходят годы. Те же люди, только уже постаревшие, сидят за столами и так же едят и пьют.  И так много бобин с пленкой.


  Прошло много лет, прежде чем я поняла, что снимать надо не так и не то! А как? А что?
Вот об этом моя книга.

Глава 1.

Смотреть и видеть.

Смотрят все, видят немногие. Казалось бы, чего проще: снимай всё, что понравится. Оказалось, что фотоаппарат очень коварная вещь! Всё, чем мы восхищаемся и тут же хотим снять- фотоаппарат не отражает. Часто фотографии нас разочаровывают. Как же так? Ведь было так красиво!  А тут... надо об этом всегда помнить. Понимать, что наш глаз часто выхватывает часть, которая нас восхитила, не замечая ничего вокруг.

К примеру: вы увидели закат ( он прекрасен!) Вы снимаете эту красоту много- много раз. Потом смотрите на компьютере и что вы видите? Закат вдали и очень мелко, земля очень тёмная, вот торчит дом, загораживая часть заката, вот мусорка, вот чья-то спина, вот кусок собаки, часть дерева, что-то торчит в темноте. А где та красота, которую вы видели? Может немного осветлить? - думаете вы и двигаете ползунок экспозиции. Вот. Но стало еще хуже: закат побледнел, а мусор на переднем плане стал ещё более виден.
Что делать?

Не снимайте закаты, это скучно и пошло. Александр Лапин - наш теоретик фотографии, которого я знала лично и ещё напишу много о нем, терпеть не мог закаты. Он называл их чернилами и советовал не снимать вообще.

Если уж снимаете, то приходите на место заранее. Найдите передний план: красивый. Пусть это будут цветы, коряга, лужица. Посмотрите внимательно, чтобы в кадр не влезло мусора. Снимайте несколькими кадрами, наводясь на небо и на землю попеременно. Потом соберёте кадр из двух. Я знаю, что многие профи, снимающие пейзаж, снимают панораму из многих кусочков и склеивают её. Только не ту, длинную кишку- панораму. Кишка примитивна и некрасива.


Снимайте закаты на море, в поле, в горах. Только не забывайте: у фотографии ВСЕГДА три плана: дальний, средний и передний. И ещё: помните! Горизонт не должен быть посередине кадра. Здесь нужно внимательно посмотреть. Если небо красивое, то 2/3 должно быть - небо. И наооборот: земля оказалось гораздо интересней, чем небо, 2/3  в кадре будет земли.

Хотя... правила существует, чтобы их нарушать!


Глава 2.

Кто я? Что мне снимать?

Когда в моей жизни закончился период съемки « я и памятник» и « это моя дочка», я долго не снимала. Мой, купленный в год Олимпиады-80, Зенит-Е лежал себе в ящике стола, а я рисовала. Рисовала и писала стихи. Естественно, в свободное от работы время. Его ( времени) было немного. Я занимала должность зам. Генерального директора « Мосэлектро», строила дом, систематически выдавала дочь замуж.


Жизнь неслась вперёд! Мелькали страны, увлечения, балы и корабли.
Цифра 50 лет стукнула больно и немного притормозила.  Друг готовил подарок, настоящий цифровой. Это был фотоаппарат! Canon 20 D.
 А потом была Португалия! И я с новым фотоаппаратом! Стыдно сказать, но я ничего о нем не знала. Понятие ISO в голове не отложилось и я снимала как на обычный пленочный фотоаппарат. Большинство снятых кадров было в jpeg.
Плохо видела. Кадры совсем неинтересные. Они всё ещё были те, которые Александр Лапин потом назовёт с презрением « туризм»


 Я стала учиться снимать. Сначала сама. Читала журналы по фотографии. Появились любимые авторы: Ли Фрост ( рекомендую), Григорий Розов, Лапин. В Москве как грибы росли Академии Фотографии. Название громкое, расположение - подвальное. Ту, которую выбрали мы, располагалась на Бережковской набережной и называлась она Академия Классической Фотографии. Она существует и сейчас там- же, д. 14 (вход со двора). Директором и педагогом там был некто Мусияченко Евгений.

Нам с мужем он прочитал несколько лекций. Посмотрел мои фотографии и решил, что фотограф из меня все- таки получится. Дальше были прекрасные лекции по искусству, которые читал  Бобылёв Илья - киновед, преподаватель колледжа ТВ и Мультимедиа при ВГИКе.  Потом были лекции Мухина Игоря - фотографа-документалиста, Колосова Георгия -мастера пикториальной фотографии, Лапина Александра - теоретика фотографии - автора интересных книг.


Я искала себя. Интересным мне показался Мухин. Его альбом «Рожденные в СССР» буквально взорвал мне мозг.
 Тогда я не знала ещё, что есть  Magnum и его основатели: Роберт Капа, Дэвид Сеймур, Анри Картье-Брессон, Джордж Роджер, Уильям Вандиверт ,его жена Рита и Мария Эйснер. Я открыла их для себя. Особенно для меня был интересен Анри Картье-Брессон.


  Я смотрела на его фотографии и ощущала своё ничтожество как фотографа.
Только много лет спустя я узнала, что фотографии были не совсем случайными, многие из них были постановочные. Теперь, с высоты своего положения я могу сказать следующее:

Ваши глаза и фотоаппарат - это не одно и тоже! Глаз избирателен и он видит что-то одно. Фотоаппарат снимает всё, что попало в кадр. К примеру Вы увидели прекрасную гору с туманом вдалеке и спешите её снять немедленно. Ничего не получилось и Вы раздосадованы. О чём Вы, вероятно, забыли?

( Продолжение следует)


Рецензии
Здравствуйте, Уважаемая, Ольга!

С огромным удовольствием прочитал Ваши рассказы о фотографии!

Признаюсь Вам честно: я закончил ТУ ( техническое училище) по профессии фотограф. Несколько лет
работал фотолаборантом в фотолаборатории и фотографом в фотографии. О работе в фотосувенирном
цехе, в котором работал фотолаборантом, написал небольшую повесть " За горизонтом", о работе
фотографом написал небольшой рассказ " Клиент". Как бывший профессиональный фотограф говорю, что на чёрно- белой фотографии рано ставить точку. В советские времена были в продаже журналы:
" Советское фото", " Чехословацкое фото" ... В киосках я покупал журналы или книги по фотографии.
В советские времена в городе Иркутске была всего лишь одна цветная фотолаборатория, но тем не
менее многие фотографы любители умудрялись заниматься цветной фотографией. О фотографии
можно говорить много , потому что нет области человеческой деятельности, который она бы не
затронула. Я как человек, имевший к ней прямое отношение, скажу, что фотография, прежде всего -
это искусство.

Всего Вам самого хорошего!

С уважением

Александр Андриевский   28.05.2019 17:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Безусловно. Конечно, это - искусство. И для этого нужен талант или хотя бы способности. Но как узнать, есть ли они у человека. Нужно попытаться их обнаружить. И развить.У меня абсолютный музыкальный слух, но мной никто не занимался в детстве, а сама я узнала об этом слишком поздно. К счастью хорошим фотографом можно стать в любом возрасте. И я хочу поддержать тех людей, кто хочет сделать это. Я хочу открыть в этой книги все секреты. Обычно фотографы это делают за большие деньги. Я живу в Чехии, являюсь членом и Чешского FIAP ( федерации фотографии)и Российского. Вы правы. В Чехии - сильная фотография. И журнал « Чешское фото» был всегда настольным для фотографов того времени. Сейчас немного другое время. Другие требования к фотографии. Удачи Вам! Будьте здоровы!

Ольга Широпаева   28.05.2019 17:52   Заявить о нарушении
Уважаемая, Ольга!

Большое Вам Спасибо за то, что Вы пишите о фотографии! Лично я с большим удовольствием читал
Ваши рассказы о фотографии и был с Вами согласен по всем темам, которые Вы затронули.

Всего Вам самого хорошего!

Будьте Счастливы!

С уважением

Александр Андриевский   28.05.2019 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.