Обучение декоративно-прикладному искусству

Обучение декоративно-прикладному искусству в АРДШИ им. Кима Тлецерука

Интервью с заведующей отделением декоративно-прикладного искусства Адыгейской Республиканской детской школы искусств имени К.Х.Тлецерука, Заслуженным художником Республики Адыгея, мастером по изготовлению гобеленов и басонному плетению Гошефиж Абредж.

- В преддверии вступительных экзаменов на отделение декоративно-прикладного искусства Адыгейской Республиканской детской школы искусств имени К.Х.Тлецерука хотелось бы узнать, какая образовательная программа подготовлена для будущих учеников школы? Какие у Вас, как у преподавателя, ожидания?

Г.А.: Если правильно называть, то у нас два отделения – отделение живописи, традиционное классическое художественное образование, и отделение декоративно-прикладного искусства. Подразумевается, что на этом отделении изучается большинство видов декоративно-прикладного искусства. Естественно, изучается народное творчество. Наши ученики знакомятся не только с видами русского народного искусства, но и с ремеслами других народов России. Разумеется, также нами разработан целый блок, в рамках которого изучается адыгское народное искусство. Это программа рассчитана на 5 лет. В этом плане ребенок, который любит заниматься ручной работой, делать своими руками красивые и интересные вещи, сможет себя найти в любом направлении. При этом, здесь не ограничивается только русскими или адыгскими видами. Мы пытаемся изучить все известные для такой школы виды техник. Это и оригами, и макраме, различные виды резьбы по линолеуму, дереву и другие. Даже те новые материалы, которые мы могли не видеть или не знали, дети приносят и консультируются с нами, что с ними можно сделать. И тогда мы с ними пытаемся это освоить и создать что-то необыкновенное. Уже известно, что есть разные виды пластических масс, из которых получаются прекрасные поделки. Это могут быть и графические средства, с которыми можно создать нечто особенное, например, процарапывание в технике офорта. В целом, мы предлагаем очень многостороннее обучение. Это достаточно объемный материал, который мы изучаем, и отводится очень много часов на конкретный предмет «Работа в материале». Если сравнивать, то в первом классе – это три часа, во втором – четыре часа, в пятом и шестом классах – по 6 часов. Такое увеличение учебных часов связано с тем, что осваиваемый материал становится более сложным, и такие трудоемкие виды техник, как гобелен, макраме, конструирование из бумаги, требуют больших физических затрат и времени. Конечно, приходится уделять им больше учебного времени.
 
- А какие виды адыгских народных художественных ремесел преподаются на Вашем отделении?

Г.А.: Если рассматривать адыгские народные ремесла и возможность их освоения, надо отметить, что таким ремеслам, как выделка кожи, чеканка или резьба по дереву обучать очень сложно. Во-первых, это связано с техникой безопасности, а именно с химическими веществами, которые использовать в обучении детей не желательно. Во-вторых, это связано и с физической силой ребенка. В некоторых видах ремесел приходится прилагать её в большей мере. Поэтому у этого есть свои сложности. А вот освоение таких направлений, как, начиная с изучения орнамента, его схематизации, его смыслового значения, его эмоциональной нагрузки, затем изучение различных техник басонного плетения, золотого шитья, войлоковаляния вполне доступно для нашей школы, нашей материальной базы. Кроме того, что есть направление работы с этими материалами,  мы стараемся обучать так, чтобы дети, ознакомившись с ними, сделали что-то современное. То есть то, что можно было бы использовать в рамках сегодняшнего дня.  Отмечу, что в программе так тема и обозначена: «Старинные техники в современном искусстве». Это одна из тем этой программы. На мой взгляд, это необходимо, потому что в застывшем виде ремесло не сможет проникнуть дальше и быть востребованным в современном мире. Разумеется, это позволяет развивать художественное мышление детей.

Хотелось бы еще дополнить. Возможно, это направление немного сложновато для детей, или, может быть, не всем это нужно, но очень хочется надеяться, что найдутся такие дети с большим пониманием, того, что делают. Ведь наши ученики приходят сюда с целью понять, осознать, сохранить и понести дальше в мир. Важно знание того, что эти старинные технологии прошли тысячелетия, и дошли до нас, пусть и малые крупицы, но дошли ведь, какие-то люди это сохранили, пусть даже это было не востребовано, не использовалось нигде. Но все же они хранились где-то в запасниках, в наших душах, наших знаниях, которые достались нам от дедушек и бабушек. Все-таки они дошли до нас. А мы, современные люди, что мы можем предъявить нашим внукам и правнукам в качестве нашего конкретно адыгского народного творчества? Что мы можем предъявить миру? Один из исследователей древних цивилизаций так прямо конкретно поставил вопрос: «Вот вы говорите, что ваша цивилизация была древней, то предъявите письменные источники, какие-то артефакты». Но мы знаем, что у нас, адыгов, было развито устное народное творчество. Возможно, и были какие-то виды письменности. Сегодня мы их не знаем. Например, Феликс Наков утверждает в своей книге о знаковой системе адыгов, что адыгские орнаменты не носили просто украшательский характер, они все несут какой-то смысл, который, к сожалению, сегодня не совсем известен. Даже некоторые намеки понимания этого, которые я могу себе позволить так подумать, наши будущие внуки и правнуки не в состоянии даже это соотнести с орнаментом. Это видно на моих занятиях, когда я беседую с детьми, на что это похоже, или какой смысл сокрыт в том или ином орнаменте. Но ими не угадывается или не анализируется в таком плане, как я могла бы проанализировать,  будучи тоже ребенком, глядя на те же самые знаки. В этом плане, я считаю, у нас очень много работы, не только у преподавателей, но и у историков, археологов и даже, может быть, у философов, потому что это концептуально связано со всем мировоззрением, культурой народа, с её развитием.

- Следовательно, получается, что ребенок, который может сюда прийти и учиться, получать одно из лучших художественных образований в республике, должен быть воодушевлен, мотивирован потребностью изучать старинные технологии. Но есть еще вторая потребность, которой, можно сказать, АРДШИ отвечает по всем направлениям, это арт-терапия. В таком сложном мире, как наш, обучаться искусству, обучаться народным ремеслам приводит к тому, что человек развивается и отдыхает одновременно.

Г.А.: В любом случае, наших детей, не только тех, кто учатся в школах искусств, а вообще тех детей, которые обучаются народному творчеству, искусству, видно. Они отличаются от остальных детей, которые сегодня уже зомбированы мобильным телефоном. Естественно, я сама - любитель посмотреть новости там. Но нам надо их как-то отвлечь, извлекать из системы всемирной паутины, включать их в жизнь. Посмотри на солнце! Посмотри на цветок! Посмотри на небо! В Японии, например, многие десятилетия дети наблюдают за цветением сакуры.

- Вы в этом году выпускаете своих учеников. Каких результатов они добились после обучения на отделении за 5 лет?

Г.А.: Накануне у нас состоялся выпускной экзамен. Приходили наши кураторы из Адыгейского колледжа искусств им. Умара Тхабисимова. Они очень высоко оценили уровень наших учеников. Большинство детей одарены и конкурентноспособны для поступления в средние профессиональные учебные заведения. Это подтверждается тем, что школа является предпрофессиональным учебным заведением. И даже те дети, которые не пойдут по специальности, все равно уже будут иметь творческую жилку. 
Для большего представления, мне хотелось бы показать работы некоторых наших выпускников. Первая работа выполнена выпускником нашего отделения по предмету «Адыгские народные ремесла». Яли Шъеожъ сделала свою работу в технике золотого шитья, вкладывая в неё героический смысл. Работа представлена как защитник. Сразу видно, что это щит, есть газыри, герой готов защищать. Она использовала прием «вприкреп» золотого шитья и басонное плетение.

Другая наша выпускница Милана Хуажева сделала композицию, больше связанную с плодородием, женским образом. Внизу видно рога. Это, скажем, бык пашет землю. А над ним и над землей женское божество. Это пример того, когда ученик, используя все знания и умения, которые у него есть, создает свой авторский замысел. На этой работе все элементы узнаваемы, и они создают некую композицию, которая рассказывает свою содержательную историю. Как преподаватель, я всегда настаиваю на этом. Просто слепое копирование, когда мы до конца всё-таки не понимаем и не знаем содержание этих элементов, не совсем правильно. Что касается техник, то в данном случае автор применил золотое шитье «вприкреп» и басонное плетение. Ученица попыталась придумать свой орнамент, чтобы был намек на голову. Но если смотреть цельно, то очень похоже на женскую фигуру. А в нижней части рога символизируют буйвола, то животное, которое было у черкесов, оно кормило, поило и одевало, обувало и пахало. В общем, без него не было жизни. Обе работы, представленные мной, - это панно. В первом случае, панно, имеющее образ щита, а во втором – ошхабалагъо.

Если сравнивать с прошлогодними выпускными работами, то у одного из наших выпускников была работа с образом ветвистого дерева с корнями в виде узлов басонного плетения. А для рисунка посередине ученик искал изображение символа дивной птицы, присущей адыгам, и изображение коклюшечного кружевного русского символа. Они вместе символизируют дружбу двух народов, а дерево – знак семьи. И в этой работе заложен смысл, что все народы здесь живут в одном месте толерантно и дружно. Хотя, на мой взгляд, слово «толерантность» не совсем правильный в данном случае термин. Нижние узлы в технике басонного плетения тоже несут свое значение. К сожалению, мы многое уже утратили. Но рассказывают, что такой узел девушка дарила своему парню в знак согласия на его предложение. А тот носил его на своем ремне.

Другая прошлогодняя выпускная работа представляет роспись по ткани - батик с некоторой доработкой контура. Цветочная поляна, весна, радость, очень красивая природа, пейзажи нашей Адыгеи вдохновили ребенка, чтобы создать эту работу. Есть работа, сделанная в технике войлок, вваленный орнамент. Технология четко соблюдена, конечно, Может быть, у ребенка не хватило времени и сил довалять его до нужной плотности. Но основной принцип выполнен. В итоге, работа представляет авторский замысел и создана с использованием старинных технологий. По сути, это пахарь, который пашет землю на быках, образ которых представлен рогами. Он радуется весне и возможности засеять поле. Всё это образно содержательные элементы.

Другой пример. Есть работа, которую выполнила наша выпускница в прошлом году в технике плетения адыгских циновок. Наличие девушки и парня в композиции рассказывает, что это пожелание счастья молодым. Посередине 12-ти лепестковый узел, и он очень похож на горизонтальную восьмерку или знак бесконечности. Работа показывает, насколько ученица освоила умение делать циновки. Кроме того, по бокам и внизу басонные узлы, которые оформили эту композицию. На самом деле, это достаточно современно выглядящая композиция, авторская работа. Ученица всё продумала сама, при этом использовала старинные технологии и подходящие для них материалы. А в целом, работа называется «Пожелание счастья».

Хотела бы еще представить две работы выпускниц этого года. Например, этот гобелен сделала Яли Шъеожъ. На нем отображены образы мужчины и женщины с ребенком, образ счастливой семьи, семейного очага. Эта работа призывает к сохранению семьи, семейных ценностей. Тема всегда актуальна и востребована. Форма гобелена походит на форму намазлык или молитвенного коврика для совершения намаза. Автор попыталась этой работой сказать, что семья – это основа всех основ, и её нужно сохранять.

В отличие от неё, наша выпускница Милана Хуажева пошла дальше и, можно сказать, заглянула в будущее. На её гобелене показаны космические корабли из другого пространства, которые прорываются в наш мир и несут что-то новое и светлое. Сама работа называется «Прорыв».

Представленные мной работы показывают, что любой предмет, которые дети изучали в нашей школе, может стать проектом для дипломной работы. Поэтому с самого начала я говорю своим ученикам, что всё то, чему мы их учим, может помочь им в дальнейшем. И, как видно по этим работам, есть очень много интересных моментов, которые нужно знать, сохранять и передавать следующим поколениям по мере своих сил.

- На самом деле, выпускникам школы в 15-16 лет трудно узнать, в какой именно жизненный момент они займутся творчеством, если это не их профессиональная деятельность. Поскольку у творчества нет возрастных границ. Были случаи, когда человек в зрелом возрасте вспоминает азы рисования, которым обучался в школе искусств в 10-15 лет, и начинает творить, создавая уникальные шедевры.

Г.А.: Верно! Процесс душевной работы не прекращается, независимо от того, где ты находишься, и что ты делаешь. Она сама ведется, копится. И желание высказаться, желание что-то сотворить красивое, оно не даст покоя, оно обязательно вырвется в какую-то творческую работу. В этом я точно уверена.

- А когда планируются в этом году вступительные экзамены на отделение?

Г.А.: В начале июня у нас пройдут вступительные экзамены в нашу школу. Всех желающих научиться живописи и декоративно-прикладному искусству, мы приглашаем и ждем. На мой взгляд, сегодня это востребовано, потому что без прошлого нет будущего. И это прошлое надо знать и изучать. А наша школа является первой ступенью в ознакомлении и освоении изобразительной грамоты, народных ремесел, основ адыгского народного творчества. С удовольствием приглашаем детей, желающих им обучаться. Отмечу, что у нас проводится общий вступительный экзамен на отделения. А по стилистике работы ребенка видно, что ему ближе – графика, живопись или ремесла. Если ребенок сам лично не изъявил желание идти конкретно на какое-то из двух отделений, то мы уже сами определяем его будущее направление. Если же он изъявил желание, но не соответствует, мы тоже тогда разговариваем с ним и рекомендуем. Но чаще всего мы поддерживаем ребенка в его стремлении обучаться тому, что он хочет. Но бывают очень яркие личности, то есть ярко проявляющиеся личности, которые видно уже прямо на экзамене. Бывают такие уникальные дети, у которых красивое цветовидение. Например, был случай, когда ребенок так смешал краски, что удивил всех. Но он не думал, а просто их перемешал. Иногда дети так четко графически изображают свои сюжеты, что удивляешься. То есть бывает, что ребенок и сам не понимает, что делает, но у него это внутренне заложено с рождения. А при обучении это может развиться до профессионализма.

- Напоследок хотелось бы задать всё-таки вопрос о творчестве. Вы – Заслуженный художник Республики Адыгея, продолжаете творить, делать уникальные гобелены. Помня Ваши замечательные работы «Черкесские мадонны», «Времена» «Певец», какой новый гобелен Вы создаете сейчас? Мы надеемся, что в ближайшее время появится что-то новое.

Г.А.: Процесс творчества не зависит от того, хочу я или не хочу. Пока новая идея, новый замысел зреет. Хотя, можно сказать, что оно почти созрело и начинает проявляться. Моя внутренняя потребность говорить через мои работы, бить в набат о том, что адыгское народное творчество постепенно исчезает, уходит, а оно должно все-таки сохраниться. Хотелось бы, чтобы таких людей, знающих и любящих, изучающих и сохраняющих его, было как можно больше. Даже не просто «как можно больше», а чтобы в каждой семье это было. Особенно в той семье, которая хочет назвать себя адыгской (черкесской) семьей. Это должно быть частью нашего естества. Пусть это будет циновка, войлок, золотое шитье или галун, даже тесьма. Это должно быть естественной потребностью иметь у себя некие элементы адыгского народного творчества. А после объяснять, что это и с какой давности сохранилось в семье, что это наше наследие. Как раз моя новая работа именно с этим связана. Правда, она имеет немного трагический оттенок. Можно сказать, что и эта работа про то же, что и «Черкесские мадонны», и «Напиток Иблиса» и «Песня», «Возвращение» и «Новый замысел». Новая работа как раз про сохранение нашей культуры, наследия адыгского народа.

- Благодарю за интервью! Надеемся, что всё задуманное воплотиться в прекрасное творение!

Интервью подготовила Фатима Теучеж
На фотографии Гошефиж Абредж с гобеленом Яли Шъеожъ


Рецензии