Суетиловка

Я пишу мою автобиографическую работу-общее название
-«Поздние Переселенцы»-».

Хочу предложить вам несколько глав из этой работы.

Вот одна-«Суетиловка»-/1.«Баня по-Чёрному» 2.«Речка Киргизка» 3.«Авгинья»/


1.«Баня по-Чёрному»

А скоро было такое о чём я раньше слышала, но увидела первый раз. Таня сказала, что родители дали ей задание натопить баню. У нас тоже была баня во дворе, это совсем не новое для меня, я даже предложила свою помощь. Я же ни какая-нибудь городская, я тоже почти деревенская, сама умела растапливать печь дома, и в бане, конечно, тоже. Нашу баню ты не умеешь топить, если хочешь помочь-принеси воды. Воду брали в роднике, который был прямо в огороде. Танин отец сделал там всё так аккуратно и практично, что не надо было долго сидеть ждать, когда наберётся вода. Вода наполняла встроенные ёмкости, и лишняя утекала вот и всё! Я почувствовала запах дыма, а когда обернулась, обомлела. В огороде стояла маленькая построечка, и из всех её щелей шёл дым. Таня, что случилось, мы горим! Я бежала к этому дымящемуся сооружению и тащила за собой огромное ведро, в котором было на донышке воды. Я просто не смогла поднять полное ведро, я сама весила меньше этого ведра. От страха я даже не поняла, что Таня смеётся. Я искала куда вылить воду, что тушить, а эта глупая хозяйка надо мной смеётся, не нормальная что ли. Она отобрала у меня ведро и меня остановила. Да не горим мы, я просто затопила баню. Своим детским мышлением и своим опытом я решила, что у них печка дымит, нет тяги.
Скора последовала команда от моего банщика, баня готовая, тебе как гостьи я разрешаю пойти первой. Схватив полотенце и халат, я побежала в баню, и так же резко остановилась прямо у порога. Порог был такой высокий, а дверца, в которую мне надо войти, была такой маленькой, туда только согнувшись можно попасть. И как я не нагибалась, всё равно ударилась ногой о высокий порог. Внутри темно и пахнет дымом. Совсем маленькое оконце, но оно так закопчённое, что почти не пропускает свет. Сплошная темнота, где что не понятно. Я знала, что в банях бывает Полок, я стала его искать, там наверняка мог быть таз для воды. Удалось найти воду, но холодную, а где горячая. Мне было так не комфортно в этой бане, мыться совсем расхотелось и я решила спросить у Тани как они здесь моются, я не разберусь. Нога напомнила, что надо быть осторожней и я на четвереньках стала вылазить, я ещё не видела Таню, но уже слышала её смех. Оказывается, пока я все это оглядывала не заметила, как превратилась в трубочиста. Я была вся чёрная от сажи. Таня, ты не смейся, это я должна смеяться, вы же не моетесь вы же мажетесь сажей, это как будто в печке моешься, зачем вы так делаете. Ты что, ты никогда раньше не видела, да это ж баня по-чёрному. Давай я тебе всё объясню, ты сказала, что у вас тоже есть баня, я подумала ты знаешь. Вот смотри, видишь высокий порог. Да, вижу, и вот у меня на ноге под сажей наверно синяк будет от этого порога. Нет, ты просто ударилась, что не знала, что надо быть осторожней, высокий порог задерживает тепло, потому что жар держится внизу у пола. И маленькая дверь тоже для того, чтобы не выпускать тепло на ружу. Я искала полок, но не нашла. Смотри, вон полок, он за каменкой. Наверно не дошла до него, я искала воду, но нашла только холодную. Нет, ты от куда приехала, вы там что воду в бани греете, вот даёте. Мы нагреваем каменку, вот видишь щипцы стоят, берёшь пару камней и кидаешь в таз с холодной водой, и сразу тебе и пар, и вода горячая. Поняла! А ты оказывается совсем не деревенская. Таня уже не смеялась, а смотрела на меня как на пришельца. А я пошла к роднику и смыла с себя сажу и так мне показалось даже лучше и чище мыться.
Не оценила я такого исторического восхищения, какие порой слушаю от тех городских умников, кому представился уникальный случай помыться в баньке по-чёрному. Наверно я была Нефертити в прошлой жизни.



2.«Речка Киргизка»

Все знают сибирскую реку Обь, чуть меньше, кто знает другую сибирскую реку Томь, приток Оби. И уж совсем мало кто знает, слышал или бывал на речке Киргизка. Это правый приток Томи. Киргизка впадает в Томь между Томском и Северском. А для нас это самая замечательная река, с ней связано всё моё детство.
И так, друзья мои, я хочу рассказать вам о нашей речке Киргизке. Согласитесь, не однозначное название, и тем более звучит странно для сибирской глубинки. Мы, местные, порой не задумывались, а вот приезжие часто спрашивали её историю. Вот кто не переставал удивляться, так это мой муж. Дело в том, что он приехал с Киргизии, а тут, спокойно течёт по сибирским просторам речка Киргизка. И правда, почему, откуда такое название. Если верить источникам, то история уведёт нас в далёкий VI—VIII вв. н. э, Тогда началось заселение Сибири киргизами и в XI—XII вв началось их вытеснение. Получается, что киргизы ушли, но названия, напоминающие о них, остались. Но я не хочу уводить вас в историю киргизов в Сибири, я хочу пригласить вас туда, где берёт начало река Киргизка. Её историей и раньше интересовались, работал в копыловской школе один учитель, такой неугомонный. Он организовал из старшеклассников поход из Копылово вдоль речки, их цель была найти её исток. Моя сестра была в том походе, тогда-то я впервые и услышала много чего, о чём раньше просто не задумывалась. Сестра рассказывала, я слушала, а самой тоже хотелось, и мне посчастливилось, и я там побывала, и увидела всё своими глазами! Я почему-то часто попадаю в те места, о которых слышала, а потом вспоминая, удивляюсь я же уже о таком слышала, и вот я тут!
Каких бы то там неудобств в поездке я не ощущала, ещё бы, мы сидели в вдвоём с моей дальней родственницей Татьяной в мотоциклетной коляске. Я вообще, наверно первый раз очутилось на мотоцикле и пусть вдвоём в коляске, и не беда, что ехать нам не меньше семидесяти километров. Мы с Таней, как раньше было модно, переписывались, а тут случай, она с родителями приехали в Копылово в гости и пригласили меня к себе. И вот я не жива ни мертва, первый раз без родителей, а я толи пятый толи шестой класс, и меня взяли в гости и самое главное-я еду с ними. на их мотоцикле! Меня привезли в деревню Суетиловка. Это очень глубокая глубинка. Теперь осталось только название села. Есть, говорят там что-то ещё типа леспромхоза, тоже, наверно, бывшего, да ещё, остатки домов, используемых летом как дачи. Как доехали и как уснули-помню плохо, но, когда проснулась, Таня уже готовила нам завтрак. Мы были дома одни, умываться надо было на улице в огороде. Когда я пошла к умывальнику, успела немного оглядеться, всё было необычно. Сразу за огородом начиналась тайга, их дом стоял как островок в тайге. Таня была весёлой и также радостно сообщила мне, я покажу тебе все наши достопримечательности! Теперь вспоминаю-смешно! Всё что там было—это тайга и пару жилых домов. Но этого хватило, чтобы помнить об этом уже больше полвека и вот вам рассказывать.
Мы с Таней там много, где побывали, знала она много про те места. А однажды она привела меня к огромному, тёмному оврагу. Она и не знала, что мне это будет интересно, мы оказались там случайно. Вообще-то я ужасная баяка, мне было страшно находиться в этом месте. А смотреть в сторону лога, вообще не могла. Там было сыро и темно, сплошной лес, и даже не лес, а сплошной бурелом. А ты знаешь, вот именно там начинается речка Киргизка. Она сказала это так просто, как само собой разумеющееся. Неужели сюда приходили старшеклассники нашей школы и моя сестра. Неужели именно про этот лог сестра мне рассказывала. Иди за мной, я покажу, и она стала быстро спускаться туда, где я слышала журчанье ручейка. Я забыла бояться, и последовала за ней, оказывается, именно в этом жутком логу и есть начало нашей речки Киргизки. Нам не удалось добраться до главного родника, но вокруг было много маленьких. Казалось, что если немного раскопать, то можно увидеть те маленькие жилки, по которым течёт вода. Я пыталась представить как эта вода дотечёт до Копылово, наверно вперёд меня, я не успею вернуться, чтобы увидеть эти капельки там у нас. Не знаю сколько провели мы времени там у истока, но я не думала о том что надо отсюда уходить, я просто смотрела на заболоченный лог, в котором сама природа соорудила дамбу из валежника, и собирала родниковую воду, чтобы потом ручеёк вытекающей из этого таинственного лога не пересох и всё время подпитывался запасами воды вот из этой дамбы. Таня уже несколько раз звала меня назад, на верх, но как уйти от сюда. Я же была ещё совсем ребёнок, но как я додумалась, попить той воды и умыться.
В Копылово часто употребляли такую поговорку, кто из Киргизки воду попьёт, тот непременно назад вернётся. А я не только в Копылово из Киргизки воду пила, но пила и умывалась у самого её истока. Там, где ещё не было сбросов со всяких фабрик. Там их просто не было и сейчас нет, да и вода там из земли течёт! Может поэтому меня тянет туда, и я хочу именно к реке.




3.«Авгинья»

Таня привела меня к дому, я остановилась в недоумении, этот дом был точно такой как у нас в Копылово. Ну просто один в один, ну разве хозяйственные постройки другие. Я рассматривала дом, как вдруг оттуда вышла его хозяйка. Моё внимание быстро перекинулось на эту женщину. Теперь я знаю почему в фильмах главных героинь можно сразу узнать, они как-то от всех отличаются. Женщина на крыльце дома отличалась и от тех которых я видела в Суетиловке и даже у нас в Копылово. Это была просто необычная женщина. Её длинные волосы были заплетены в толстую косу, но они небыли чем-то связаны и это давало возможность волосам ложиться как они хотят. Моя мама сказала бы мне, ну что ходишь такая лохматая. Но для этой женщины это было даже нормально, это делало её ещё больше привлекательной и такой простой. Одета она была в простой юбке и белой кофте, но она и сейчас стоит у меня в глазах. Её звали тётка Авгинья, её муж дядька Алексей, и он, кажется, был брат нашему деду. Танечка, и кого ты к нам привела, а я не видела раньше здесь эту девочку. Нет баба Авгинья, ты не видела, это моя гостья, она приехала с Копылово. И чья ты там в Копылово будешь, нет подожди, я уже догадалась, ты дочка Лены. Тётка протянула мне руку приглашая подняться к ней на крыльцо. Проходи, девочка, не в чужой дом тебя приглашаю. Она нежно меня обняла, знаешь, мне всегда нравилась твоя мама, жаль, что вот так с ними сделали, я имею в виду комендатуру.
А теперь послушай. Вот этот дом, на крыльце которого мы стоим, был домом, где родился твой отец. Хотя должна сказать, что лишь фундамент дома тот, а сам дом мы перестроили, но всё оставили ровно так как было. Скажи, а почему ты так долго рассматривала дом, ты что-то знала. Нет, я ничего об этом не знала, а просто увидела здесь в Суетиловке точно такой же дом как у нас и как у дяди Коли. И я даже помню, как дядя Коля спрашивал у отца какой дом ему построить, и отец сказал ему ты помнишь наш дом в Суетиловке. Вот я поэтому смотрела на этот дом. А я думала, что ты скажешь, что в доме отца живут другие, ты же и на меня тоже смотрела. А на вас я смотрела потому, что вы красивая, как будто в кино. Она не засмеялась, она замерла, потом обняла меня снова и тихо прошептала, вот эта красота меня и сгубила. Потом она оживилась, знаешь, в доме раньше были палатьи, ты знаешь, что это такое. Да, я слышала от своих родителей, больше от отца. Ну, конечно, твоя мама только тут и увидела эти палатьи, а мы на них выросли. Ещё отец говорил, что в доме был большой стол с деревянными лавками. На стол ставили чугунок с затирухой, так назывался суп и хлебали все с одного котелка. А суп варился так, складывали, что есть в чугунок, а когда готово, деревянной сучковатой палочкой, типа теперешнего миксера, пюрировали, и тогда всем всё доставалось поровну. Обуви и одежды на всех не хватало, иногда по этой причине не ходили в школу. Да ты, вижу, уже слышала эти истории. Да, тётка Авгинья, мои родители иногда об этом говорят.


Теперь я понимаю, что в Суетиловке не только исток нашей речки Киргизки, там находится исток нашего семейного дерева. В Суетиловке родился мой отец. А не далеко от Суетиловки расположились Семилужки. А это уже мои родные места. Там было такое Подсобное Хозяйство- Учхоз. Вот это и есть то место, где родилась я!

Родниковый лог

Там в далёкой сибирской глубинке,
Средь тайги, в жутком тёмном логу!
Вода змейкой течёт по ложбинке,
Это чудо забыть не могу!

Лог крутой, и глубокий, и тёмный,
И валежник лежит вековой!
А внизу уголок есть укромный,
Родники там с холодной водой!

Я на корточки села водицы напиться,
Опустила ладошки в родник!
А вода между рук продолжала струиться,
Мой восторг перешёл в громкий крик!

Родниковой водой жажду я утолила,
Самой чистой и вкусной водой!
В королеву из сказки меня превратила,
Я умылась водою святой!

--------

Из родника берёт своё начало,
Ручей с холодной ключевой водой!
В логу и родников и ручейков немало,
Но Суетиловскому быть—большой рекой!

Нечаянно каплю я с ладоней уронила,
Её вода назад так быстро приняла!
И в этот миг меня ну прямо осенило,
Я вот сейчас закон природы поняла!

Я каплю на руках своих качала,
Потом отправила в далёкий путь!
По камешкам с водою быстро побежала,
Но помни, Капелька-Родник свой не забудь!

Твой дальше путь с родною мне Киргизкой,
А дальше ждёт уж Томь!
Давай же, Капелька-беги, твой путь не близкий,
Быть может там найдёшь свой дом!

Киргизка с Томью в Томске слились вместе,
Одной водою дальше понеслись!
Давай же, Капелька, не стой на месте,
В большой воде покрепче закрепись!

А вот и Обь, могучая сибирская река,
Ещё Обская дальше есть Губа!
Но как бы не была вода там глубока,
Я знаю, Капелька, ты там в воде жива!

Ну Здравствуй- Ледовитый Океан,
Встречай во льдах своих Гостей!
Суров твой нрав, - мой Бог Титан,
Приветлив будь и потеплей!



Край таёжный

Край таёжный, чарующий, дивный,
С родниковой холодной водой!
Как под кальку ландшафт креативный,
Это край, что зовётся родной!

Всего вдоволь и зверь есть, и птица,
И грибов, и орехов полно!
Надо ж было в краю том родиться,
Сибирячкой побыть мне дано!

Далеко я теперь от Тайги, от Сибири,
Но родные люблю я края!
Я как капля воды в необъятнейшем мире,
Плыть плыву, и живу, не забыла вас Я!


Рецензии