Пророчество Белого Царя

Совет братьев

1.В Соборе Божественной Премудрости

Но все-таки, что-же произошло – или могло произойти – когда (и если) скифские князья съехались на свой последний Совет в 400-ом году по Рождеству Христову, в великом городе Царьграде? Был этот Совет или не был – не так уж важно. Важно то, что произошло вслед за этим – а уж об этом у нас имеются сведения. И вот на основании этих сведений я представлю перед вами этот Совет и его главных участников, с некоторыми из которых – князем Хельга и его сыном князем Хейна – вы уже знакомы, хотя пока лишь отчасти. Начнем представлять и другие скифские племена, которых мы насчитали одиннадцать. Кроме того на Совете скорее всего присутствовали и некоторые другие личности, имена и деяния которых донесла до нас история. Их мы тоже постараемся не забыть.

Итак, давайте заглянем на тот Совет Скифов, который, как мы уже говорили, вполне мог состояться в канун Рождества 400-го года по Рождеству Христову. Вряд ли можно себе представить более подходящее место для такого Совета христианских князей, нежели самый великий кафедральный собор в мире – собор Божественной Премудрости, или Хагия София, который стоял в самом сердце Царьграда. Это еще не был тот собор, который мы можем посетить сегодня, и который находится во владении турецких властей. Нет, это была более ранняя, но не менее великолепная постройка, спланированная и спонсированная великим императором Константином.

Но не будем отягощать читателя излишними описаниями всей той красоты и пышной роскоши, которыми были теперь окружены скифские князья – все это давно кануло в лету, осталось неповторенным, непревзойденным, а потому пусть остается несказанным.

На высоком белом троне сидел вождь скифского племени Русов, великий князь Хольге. Его белые, как снег волосы разливались, рассыпались по широким плечам этого богатыря. Белая борода казалась щитом, покрывающим его могучую грудь. Но его голове был золотой царственный шлем, увенчанный прозрачным бриллиантом размером с крупное куриное яйцо. Его голубовато-серые глаза внимательно рассматривали собравшихся на этот Совет князей скифских племен.

Многих из них он не видел много лет, многих держал на руках, когда они еще ни говорить, ни держать в руках меча не умели. И вот теперь они – великие князья великих народов. В их руках была сосредоточена огромная власть. Если они останутся вместе, то нет ничего и никого, кто мог бы бросить им вызов. Но останутся ли они вместе? С тех пор, как племена скифов начали продвигаться на Запад и жить обособленно друг от друга между ними начались трения. Временами эти трения даже грозили вылиться в открытый конфликт. Но до тех пор по крайней мере Бог миловал.

- Братья, - начал князь Хольге, с поклоном обращаясь к собравшимся. Левая рука его лежала на Библии, а правой он приветствовал собравшихся. – По милости Божией нам пдовелось собраться в Царь-городе, в столице всех городов земных, на наш Совет. В конце концов, не в наши ли руки, руки Царей с Востока, и передал Господь всю землю?

Собравшиеся одобрительно зашумели. Да, в последние годы, и даже десятилетия, они почти забыли, что они – один великий и славный народ, который так и называли – славяне. По мере того, как они двигались на Запад, обретая контроль над бесконтрольной, находящейся в состоянии свободного падения Римской империей, они невольно удалялись от друга. Удалялись географически, покидая просторы Великой Скифии. Удалялись и культурно, оседая на новых землях, окруженные разными племенами, разными культурами, разными языками. Но теперь они были рады вспомнить, что все же они были одним народом.

2.Разговор братьев

В прошлый раз мы закончили утверждением князя Хольге, что Господь отдает им в руки землю. По факту так и произошло – в результате того события, которые историки называют Великим переселением народов, радикально изменилось в мире все. Власти имперской в полном смысле уже никогда не будет, потому что земля была дана Богом тем, у кого больше и меньше прочности, как в железе и глине, но как не смешиваются железо и глина, так не смешаются, согласно пророчеств Даниила (2-ая глава), и эти народы.

Но вернемся в разворачивающемуся на наших глазах разговору членов того последнего Совета. Возможно, это вас позабавит. Возможно, вы узнаете в этих набросках, надо сказать еще грубых, какие-то и из современных народов, может даже – самих себя. Помните, что это – притча. И в каждой притче есть доля притчи.

- Так пойдем и возьмем терру до конца! До ее предела! – выкрикнул с места князь Итал, сын Мана, вождь лангобардов, красивый юноша с пылким взглядом, царь гор и горных долин. У него были темные, слегка вьющиеся волосы и красивые, будто выточенные искусным скульптором, черты лица.

Выкрикивать с места на Совете запрещалось, но члены Совета отнеслись снисходительно к выходке молодого человека. Так же отнесся к ней и князь Хольге.
- Конечно, конечно, мы только этим и занимались все эти четыреста лет, с того самого дня, когда отцы и деды наши, цари Великой Скифии, пришли поклониться Младенцу Иисусу, - мягко улыбнулся князь Хольге. И потом уже серьезно, обращаясь ко всем добавил. – Нам много было дано. И мы так далеко ушли от дома, что я боюсь – не забудем ли мы его? Не забудем ли мы, что мы – один народ?
Собравшиеся притихли.

- Сегодня, в канун Рождества 400-го года от Рождества Христова состоится последний Совет великих скифов, - продолжил Белый царь. - Он будет последний потому, что скифы покинули просторы Великой Скифии, и стали большими самостоятельными народами. Скоро уже не будет скифов, но будут другие народы, которые произойдут от нас, но забудут нас. Об этом нечего сетовать, други мои, - он заметил, как погрустнели внезапно все члены Совета от его слов. – Как и о том, что я не буду уже первым среди равных, среди вас. Я не буду более судить вас. На все воля Божия. Вы уходите – я остаюсь.

Один из присутствующих поднял руку. Это был Словен, сын Иссахара, белокурый властелин полян, князь южных гор и лесов. Черты лица его были мягче, чем у его северных братьев, но от того были не менее мужественны. Жесткие, как сталь, волосы тоже свидетельствовали о твердости и мужестве этого князя.

- Ты говоришь огорчительные речи, о великий князь Хольге, - начал он. – На протяжении многих столетий мы были одним народом. Почему же теперь мы должны пойти каждый своим путем?

- Мы и останемся одним народом – хотя потомки наши забудут это, и будут воевать промеж собой, - грустно ответил князь Хольге.

- Да не будет такого! – вскрикнул вождь племени германцев князь Герман.

- К сожалению, в Слове сказано, что так будет, - с грустью в голосе сказал Хольге. – Наши потомки забудут, кто они.

- Мы напишем книги, мы поставим памятники, на на камне напишем нашу историю! – воскликнул вновь князь Итал, сын Мана, вождь лангобардов, и вновь забыл при этом поднять руку.

- Забвение истины начинается с забвения Бога, - покачал головой князь Хольге. – И со греха. И тут уж никакие памятники, никакие книги не помогут. Памятники можно разрушить, книги сжечь, память стереть. Так было уже, и не однажды. К примеру, когда народ Божий Израильский вступил в обетованную землю. Да, они завоевали ее, потому что Бог предал ее им в руки. Потому что преисполнилась чаша беззакония живущих там народов. Как преисполнилась чаша беззакония Рима, за то, что более двух столетий он проливал кровь христиан. За это Бог предал в наши руки и Рим Старый, и Рим Новый!

Все собравшиеся, конечно же, понимали о чем говорил Белый царь. Ведь именно они, скифы, поставили князю Константину ультиматум – прекратить гонения на христиан или лишиться империи. Это они поддержали его в борьбе с гонителем христиан Галерием. Это их армии, армии скифов принесли тогда мир и свободу христианам всей огромной Римской империи.

- Слава! Слава Ему! Слава Царю Небес! – зазвучало отовсюду.

- Но теперь, - продолжил Белый царь, когда волнение немного улеглось, - теперь перед нами те же соблазны, что и перед Израильским народом, когда они получили в свои руки Обетованную землю. Соблазны язычества соседних народов.

- Мы поступим с ними так, как Бог велел поступить народу израильскому, - воскликнул молодой князь Герул, сын Симеона, царь степей. Его темный прямой волос был таким же жестким, как взгляд его черных пылающих глаз. Тонкая бородка не могла скрыть, как нервно подрагивали на лице его скулы. – Мы истребим язычников совсем или заставим их сделаться христианами. Мы возьмем их земли, мы сделаем их рабами – и у них не будет выбора.

Собравшиеся зашумели. Одни с одобрением, другие – с осуждением. Тогда взял слово князь Хейна, сын Хольге.

Ну, а что сказал князь Хейна – я расскажу в следующий раз.

3. Продолжение разговора

Итак, слово взял Хейна, сын Белого царя.

- Други мои, времена Ветхого Завета прошли. Иисус Христос явил миру любовь и прощение Божие. И нам велел прощать. Оружию есть место, и мы уже показали это в 313-ом гору от Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Но есть вещи, которые оружием и силой христианам решать нельзя.

В соборе зашумели еще громче. Руку поднял вождь Англов, князь Робин. По своему телосложению он подстать был князю Хольге: высокий богатырь, с широким, красноватым лицом и с пронзительно голубыми,слегка на выкате, ничего не выражающими глазами. У него была длинная крепкая шея, и несколько выдающиеся вперед передние зубы, усаженные на широком, выдающемся вперед подбородке. Большую его голову венчали желтые волосы, дополняя впечатление крепкого осеннего дуба.
Белый царь простер к нему руку, и князь Робин начал свою речь.

- Это есть мой привиледж то бе парт оф этот микс. Я не хочу кипиш и баттл, поэтому и хочу приватность. И я вилл го нах Норт, где никто не живет, быть приватным. Надо много спейс араунд.

- Ты прав, о славный князь Севера Робин, - согласился Белый царь. – Каждому народу милостивый Бог дает свою землю.

Собравшиеся одобрительно зашумели.

- Но при этом, - продолжил Белый царь, - нам надо оставаться близкими друг ко другу. Даже если мы будем жить вдали друг от друга. Ведь хотя Господь и рассеивает нас, как пророчество и говорит, все же сказано, что мы всегда будем смешаны друг с другом через семя человеческое. Что вы думаете делать, братья?
Собравшиеся зашумели, но никто не осмеливался поднять руку. Наконец ярко сверкнул алый свет перстня с сардониксом, который мог носить только великий князь Бургундов. Это поднял руку князь Хад, высокий и широкоплечий, с искрящимися на солнце волосами, будто спаянными из серебра и золота, и зелеными, как весенний лист, глазами. Белый царь кивнул в его направлении.

- Это есть зер гутт то быть ин приватности, иметь свой спейс, фройндс. Унд это есть зер гутт ту быть тугезер, быть в мире со всем миром. Я предлагаю иметь одна арми на всех. Тогда мы лебен как фройндс, и мы файтинг наши баттлы как уно, как один. И не баттл друг друга.

Голоса скифских братьев, обсуждающих эти короткие речи – а именно такие речи были присущи нашим предкам, короткие и прямые, другие не принимались – становились все громче, наполняли собой своды Святой Софии. И на этот раз сразу несколько рук взметнулись вверх. Белый царь указал на того, кто поднял руку первым.
Это был Словен, властелин полян.

- Мой народ не хочет идти на Запад, – начал он, окинув присутствующих своими немного выпуклыми, будто подслеповатыми, но на самом деле быстрыми и зоркими глазами, похожими на глаза женщины. – И мы не можем послать армию на Запад. Потому что нам угрожают гунны на Востоке. Кто нас защитит от гуннов, когда все скифы уйдут на Запад?

В соборе опять зашумели. Белый царь кивнул другому князю.

- Говори, князь Сакс, сын Рубина.

С трона поднялся высокий, сильный, как лев, и такой же воинственный, с рыжими волосами князь Сакс, царь северных степей.

- Дистанции между нашими землями вери грейт. Никакой арми не может быстро респонд на такой дистанций. Все имей своя армий, все придти на помощь соседу. Ваш сосед – племя Белого царя. Какой еще протектций хочешь?

В зале загудели.

-  Проблемы на Востоке никогда не кончатся, - сказал, когда пришел его черед, вождь западных готов Спан, стройный и быстрый, крепкий, как закаленный клинок. Его желтые глаза разжигали пламя его черных, смолистых волос, клубящихся вкруг его смуглово, пропитанного ветрами многих земель и морей лица. – Степь плодит гуннов быстрее, чем родятся кошки. Нам надо идти на Запад, там безопасно.
- Мы не бросим свою землю, - заявил в свою очередь Серб, князь южных славян. У него были светлые вьющиеся волосы, а на щеках играла кровь с молоком. – Мы вас никогда не бросали. Если вы уйдете и бросите нас гуннам – вы не наши братья.

Шум в соборе Софии поднялся такой, что Белому царю пришлось напомнить им о порядке. Когда вернулась тишина, Белый царь указал на следующих в очереди ораторов. Слово взял вождь Вандалов, князь Лев. Он действительно своим видом напоминал льва, только вот его шевелюра была не рыжего, а черного цвета. Волосы вились и взлетали вверх, как будто за них кто-то дергал невидимою рукою.

- Перед нами – сокровища всего мира, сокровища Европы, Африки и Византии. Если мы не возьмем их сегодня, сейчас – то их возьмут другие. И тот, кто их первый возьмет – станет самым сильным и богатым. Если мы не возьмем эти земли сегодны, завтра их возьмут гунны.

- Спастись от гуннов можно только на Севере, - сказал Дан, сын Дана, король данов. – Гунны не любят снега. Бегут от него, поганые, как от святыни. Если хотите мира – идите на Север.

- Мерси за совет, но нам обещана терра, текущая молоком и медом, и вином, - возразил ему Франк, вождь племени франков, тряхнув кудрями роскошных каштановых волос. Он говорил и делал все с такой страстью, что трудно было противиться его напору. Его длинный, немного крючковатый нос только добавлял страстности его внешности, а мутные, слегка на выкате глаза, казалось, вполне знали толк в вине.

 – Мой народ нашел для себя землю на юге, землю виноградников. И мы там останемся. Сэ ля ви.

- Ауф кайнен фалл! Ни норден, ни саус! Умеренность и труд, фройндс, есть самое главное, - сказал вождь племени германцев князь Герман. Был он богатырского сложения, белокурый и с добродушным румяным лицом. – Мой меншен выбирает золотую середину.

- Ма перке спорить – какая ла терра буэна есть? Наш миссионе - поделить терра по племенам и заботиться о своей терра, - дождавшись своей очереди сказал Итал, сын Мана, князь лангобардов. Был он коренастым шатеном, излучающим уверенность и довольство. – В таком случае везде будет мир.

В соборе опять одобрительно и неодобрительно зашумели.

- Мой народ густа ло аджено, любит далекое, мас аджено есть буэно, - сказал Свев, князь свевов. –  Нам заповедано получить терру до ее края, от моря и до моря. Мой народ мечтает о новых морях, новых островах. Ведь сказано, что на Закон Его будут уповать и острова.

У него были умные темные глаза и упрямый взгляд. Лоб ошарашивал своим крутым взлетом, а нос – спуском. Про него говорили, что он бывал в таких странах, каких ни на одной карте мира нет.

Теперь, после того, как все присутствующие князья (кроме них в соборе были еще и писцы, вроде меня, документирующие каждое слово) высказались в первый раз, кратко и емко, как принято, по обычаю они пошли на второй, и третой круги разговора. И только после десятого круга обсуждения слово снова взял Белый царь. Но о его речи мы почитаем немного позднее.

4.Речь Белого царя

Прежде, чем мы дадим слово вождю скифов (вымышленному, в отличие от его сына, Хейны) великому князю Хольге – скажем еще несколько слов о Белом царе. Белым царем его называли скифские князья – конечно, в нашей Легенде, ведь князя Хольге никогда не было, наверное. А может и был? По моей исторической Легенде на протяжении многих уже поколений народ Белого царя являлся самым сильным в семье скифских народов. Его помощь ощутили на себе в то или иное время все скифские братья. Его лидерство никогда не оспаривалось.

С принятием христианства позиции Белых царей не ослабли, а должны были только упрочиться: белые цари стали первыми, кто посмел бросить вызов в ту пору еще сильной Римской империи, гнавшей христиан. И победили. Точнее, все вместе славяне победили, под лидерством Белого царя. И вот теперь они ждали его слова. И слово пришло к нему.

- Братья мои, - сказал он им. - Господу было угодно, чтобы от каждого из нас произошли великие народы. Ибо так должно исполниться пророчество, что соберет Он всех рассеянных сыновей Своих в пришествие Свое. И как деды наши собрались и пришли поклониться Младенцу Иисусу, и как отцы наши поставили свои щит и меч Ему на службу, так и мы, каждый как царство, будем служить Ему. Не вся ли земля перед нами?

Собравшиеся одобрительно зашумели.

- Итак, вы пойдете туда, куда влечет вас ваше сердце, и куда Господь направляет стопы ваши. Я скажу вам, что было мне открыто о вас. Что касается меня и моего народа – то мы остаемся оберегать Великую Скифию от поганых. Мы не можем допустить, чтобы земля, вскормившая вас, племена христианских царей, досталась в удел нехристям.

- Что касается меня и моего дома, - продолжил князь Хольге, - то я должен сказать, что мы не сможем больше возглавлять Совет. Ведь Советов у нас больше не будет. Хотим мы того или не хотим – но отныне наши дороги расходятся. Но они расходятся лишь затем, чтобы в конце дней снова сойтись.

Собравшиеся слушали, затаив дыхание. Белые цари, тот род, к которому они восходили, род Хейны и его предков – сделались чем-то вроде священниками по роду Мелхиседека. Они были царями и священниками. И так как и царство, и священство по большому счету принадлежали Иисусу Христу, им оставалось только искать исполнить волю Его, послужить Ему, прославить Его. Это было главной целью, смыслом существования этой семьи. От отцов и дедов в семьях передавалось приемство этого высокого служения. Изучалась книжная мудрость, возносились молитвы. И все это достояние благодатию изливалось на народ, и на братские скифские народы.

Возможно, не было никогда такой благочестивой семьи. А возможно, и была. Я знаю много благочестивых семей, в которых духовное благородство изливается, вместе с благословениями, из поколения в поколения. И им надо отдать честь. Вот я и отдаю. Да и что мы знаем о жизни христианских вождей скифских народов? Кроме того, что эти люди не были мифом? Но даже об этом мы часто забываем. Так что позвольте мне использовать некотурую степень фантазии. Думаю, как бы я ни фантазировал, а все могу оказаться вернее и сбалансированнее, чем существующие на сегодняшний день «научные гипотезы» относительно того, куда внезапно делись скифы.

Моя сказка использует элементы пророчества, и великое преимущество того, что мы живем в такое время, когда знания умножаются непрестанно. К примеру, оказывается существует масса академических работ, посвященных родственности древне-славянского и древне-германских языков, исследования по ДНК, утверждающие бдизкое родство этих народов, исторические исследования, которые настойчиво предлагают, наконец, смену исторической парадигмы, по которой скифы просто исчезли. Был ли тот Совет, не был ли – а ведь скифы-то были. И ушли. И остались.

Но вернемся к вымышленному мною последнему Совету скифских братьев. Мы дошли до того момента в нашем повествовании, когда наступала пора братьям расстаться и пойти своими путями. Путями такими разными, что неизбежны будут на них
и столкновения.

И в последний раз благословил их Белый царь. И в благословении своем, взлелеянном им в молитвах, за долгие годы размышлений над Писанием и над судьбами и характером народов, он так сказал, благословляя братьев и пророчествуя о них:

- Благословенны вы, мужи и братья, сыны Бога Живого, познавшие истину в Сыне Его Иисусе Христе, которому служили отцы и деды ваши, и которому будут служить и потомки ваши! Клянемся!

- Клянемся! – в один голос ответили братья.

- Господь дает вам землю ромеев, землю греков, и землю фракийцев и иллирийцев. На этих землях проливали кровь христиан – потому и предал Господь ее в руки наши. Смотрите же, не проливайте крови христиан, не то отнимется и от вас земля сия!
- Клянемся! – в один голос ответили братья.

- А теперь, - сказал Белый царь, поднимаясь с великого белого трона, - подойдите ко мне все, и я благословлю вас, и изреку на вас, что говорит Слово.
Братья подошли ближе к старому князю Хольге, так что он мог теперь возложить на них руки. И возлагая свои еще крепкие руки то на одного, то на другого из князей скифских, князь Хольге, великий Белый царь, начал говорить.

5.Пророчество Белого Царя

И стал говорить Белый царь о тех, кто подходил к нему под царское благословение:
- Да живет Рувим, , князь Робин, вождь Англов, и да не умирает, и да не будет малочислен!  Ты – крепость среди народов, начаток силы, верх могущества, но ты бушевал, как вода, и навеки будешь отделен от братьев водою. И ты, князь Сакс, сын Рубина, верх достоинства и силы, ты свергнешь с выи своей иго брата, но и ты бушевал, как он, и бунтовал, и тоже отделен будешь от братьев водою большою. 
- Ты, князь Герул, царь степей, и ты, князь Лев, вождь Вандалов. Орудия жестокости мечи ваши. По прихоти своей и во гневе вы войдете в свою землю. Жестокость ваша к жителям земли велика. И рассеятесь вы среди народов, среди братьев ваших.

- Ты, Свев, князь свевов, сын Рехила, при береге морском будешь жить и у пристани корабельной, и предел твой до дальних земель. И ты будешь питаться сокровищами моря, и будешь веселиться в путях твоих.

- Ты, Словен, князь сербов: ты – народ крепкий, лежащий между протоками вод, и между многими сильными народами. И найдешь ты покой, и землю приятную, но преклонишь за это выю твою и станешь работать на других, в уплату дани. Но ты будешь веселиться в шатрах твоих.

- Ты, Дан, князь данов, хоть ты и мал, но пребудешь как молодой лев, выбегающий от Севера, среди братьев, и не отнимут короны твоей. Коня и всадника, пришедших воевать против тебя, ты изгонишь.

- Ты, Хад, вождь бургундов, тоже будешь на своем месте: толпа братьев будет теснить тебя со всех сторон, но ты оттеснишь ее по пятам. Благословен распространивший тебя, ты будешь покоиться, как лев, и сокрушишь и мышцу и голову нападающего на тебя. Тебе отдан начаток земли, и как ты почтен уделом от законодателя, то он не отнимется от тебя.

-  Ты, Франк, сын Асира, вождь племени франков: благословен ты между братьями, они будет любить тебя, и окунешь в елей ногу свою. Как дни твои, будет умножаться богатство твое. Тучен будет хлеб твой, и царские яства твои развеселят сердце твое, и ослабят руки твои.

- Ты, Спан, вождь западных готов: ты будешь как теревинф рослый, посаженный у моря, распускающий прекрасные ветви ко многим островам и странам. Ты насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении твое.
- Ты, Герман, князь германцев, возлюбленный Господом, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его. Ты - хищный волк, утром будешь есть ловитву и вечером будешь делить добычу.

- Ты, Итал, сын Мана, князь лангобардов: от тебя произойдет народ, и он будет велик; но меньший твой брат будет больше тебя, и от семени его произойдет многочисленный народ.

Князь Хольге теперь смотрел на своего сына, князя Хейне. Глаза отца наполнились слезами.

- Ты, Хейна, отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы и братья, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога. Крепость твоя – как первородного тельца, и роги твои, как роги буйвола; ими избодаешь народы все до пределов земли. От тебя царь и царство святых. От Бога твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Хейна и на темени избранного между братьями своими.

И помрачнели тогда лица некоторых из братьев, когда князь Хольге благословлял Хейну. И стало завидно им. И заметил это князь Хольге, и возрыдал он, и сказал:
- Не завидуйте, други мои, князю Хейне и народу его, потому что через великие страдания предстоит пройти ему и его народу. И будет вам в знамение – голова. Он будет отвержен и изранен братьями, он будет продан ими, но в конце времен из темницы он выйдет на царство. В последние времена Бог вспомнит Свой обет с Ефремом и с детьми его, и пошлет его Бог на выручку погибающим братьям, как послал Он Иосифа в начале пути. И тогда придут все братья, и все, ненавидившие его, и поклонятся Хейне, и покаятся они перед ним, и будут служить ему, потому что он – помазанник мой, Ефрем.

Когда князь Хольге закончил свое пророческое благословение, под золотыми сводами Софии возарилась тишина. Молчание, как известно, золото, и все было в тот день покрыто золотом – и великий собор, и радость одних, и зависть других. Так и закончился этот последний Совет великих скифских народов – молчанием. А уж что развезли с собою оттуда братья – про то история говорит теми событиями, что последовали вслед за этим последним Советом. Но об этом мы поговорим в наших последующих публикациях.


Рецензии