Знамение

ЗНАМЕНИЕ
(Курская Коренная икона Божией Матери)


     Тихий океан. Запад Канады. Город Виктория Британской Колумбии. Храм Святой Софии Русской православной церкви за рубежом, основанный известным просветителем и храмостроителем князем Никитой Сергеевичем Голицыным. Обыкновенный жилой дом канадского стиля, без купола с крестом, шатра и колокольни снаружи, выглядел внутри как настоящий, соблюдая каноны устройства христианской базилики: вход, атриум, центральный и боковые нефы, трансепт (поперечный неф) с подкупольным пространством, солея, иконостас, амвон, царские врата, алтарь, престол, горнее место. Ориентация по сторонам света на Восток. Через окна молитвенного дома проникал яркий солнечный свет. Девять часов утра, вторник 22 мая 2019 года.
     В храме пахло сильно ладаном. Кадили на славу – бесы должны были плакать горючими слезами. Женский и мужской хор прихожан стройно и нежно пел на английском языке православные псалмы. Различимые иконы христианских святых таинственно мерцали зажжёнными под ними лампадками и настоящими восковыми свечами. Доллар за свечу. Много цветов. Женщины, мужчины и дети с маленькими букетиками в руках стоят полукольцом. Мужчин меньше. В центре под небесами, «Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» - главная святыня на утренней литургии. Находясь в правом боковом нефе, Мирослав держал высоко над головой в руках планшетный компьютер SAMSUNG, снимая на видео происходящее.
      Знамение.
      В Хлынинском древе есть ветвь, довольно большая и исторически продолжительная, вырастившая не одно поколение казаков у истока Дона на землях Тулы в станице Гремячее Венёвского района и деревень Хлынино, Успенка в Курской области. Сюда они переселились после разгрома Великим князем и первым московским царём Иваном III Васильевичем в 1489 году вольного города ушкуйников Хлынова. Корни Хлыниных духовно связаны с несколькими иконами Древней Руси. Одна из них, привезенная в Московский Кремль 14 января 1647 года, буквально так и называется «Спас Нерукотворенный из Хлынова», а другая - «Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». 17 мая 1658 года указом царя Алексея Михайловича, закрепилось официальное название за Фроловской башней — Спасская. Это было связано с двумя знаменитыми иконами: «Спаса Смоленского» расположенной с внешней, и «Спаса Нерукотворенного из Хлынова» с внутренней стороны ворот крепостной стены. Ворота почитались в народе как святые, поэтому соблюдение царского указа сохранилось даже до наших дней, став народным обычаем: «через Спасские ворота запрещалось въезжать верхом, а проходящие мужчины должны были снимать шляпы и кланяться перед образом Спасителя». Министр обороны России Шойгу снимает фуражку и крестится перед началом военного парада Победы, проезжая на Красную площадь на чёрном лимузине, вместо белого коня. В советские времена маршалы выезжали на военные парады в серебряных машинах, в фуражках «отдавая честь» красным знаменам СССР. Однако наша история о другой, «Курской Коренной иконе Божией Матери – «ЗНАМЕНИЕ»».
     Пару дней назад, Мирослав «случайно», встретил знакомую казачку Ларису Чернову, которая сообщила «благую весть» о прибытии чудесной иконы в Викторию. Община отметит празднование Преполовения (половина пятидесятницы – Троицы, 25 дней после Пасхи). Разве можно поверить своим ушам, что столь древняя икона, написанная в 1295 году, с которой связаны чудесные вымышленные и не вымышленные события окажется на берегу Тихого океана, в Виктории Британской Колумбии!?
«Это знамение? -Да, определённо, знамение! И надо обязательно познакомить моих сыновей, Василия и Петра, с этой реликвией, - подумал Мирослав, - интересно, что они почувствуют? Уловят ли мистическую суть события?»
     Дело в том, что в детстве, Мирошка слышал семейные сказки бабушки Ули про родственников - героев в её понимании. Нельзя утверждать, что она обладала особым литературным талантом - бабушка была почти безграмотная, с четырьмя классами церковной приходской школы, но певучую речь было приятно слушать, и её истории запомнились на всю жизнь. Умные интеллигентные глаза. Повествования были самые разные: казачьи походные и девичьи песни, пословицы и поговорки, народные приметы и вымышленные временем и устными пересказами от бабушки к бабушке историй про Хлыниных, и какие-то невероятные путешествия в тридевятое царство...Своя «Арина Родионовна» была не только у Александра Сергеевича Пушкина. Всё Казачество жило в коротких рубашонках в бабушкиных сказках до семи лет, а потом после обряда второй стрижки, переходило на мужскую или женскую половину к старшим братьям и сёстрам! Казачат сразу после рождения заворачивали в потную отцовскую рубаху, «чтобы он любил своя дитя, никогда не бросил и помогал всю жизнь».
      В арсенале Ульяны Васильевны была история про казака Тита, спасавшего «Курскую Богородицу» в годы гражданской войны... Помолясь в красном углу хаты на маленький семейный иконостас, бабуля погружала своих внуков в образы прошлого, формируя будущее.
      «Жил да был, Тит ХлынинЪ. По прямому поручению Антон Иваныча Дяникина, он сопровождал в казацком конвое важных монахов к пароходу «Святой Николай» для спасения от красных басурманов особенную Курско-Коренную икону. Ейной иконой - та, присягали ешшо казаков Войска Донскова первому Московскому царю Рурикавичу».
      По прошествии лет, Мирослав сделал свою домашнюю поисковую работу и узнал, что в конце октября 1919 года, древнюю Русскую святыню спасли в годы гражданской войны из Курского Знаменского монастыря от поругания и уничтожения. Генералы Александр Павлович Кутепов и Антон Иванович Деникин предупредили иноков и приставили специальный конвой казаков, чтобы защитить икону от безбожников. Так икона прошла нелёгкий путь от Белгорода, через Таганрог, Ростов на Дону, Екатеринодар и Новороссийск. А в первых числах марта 1920 года с епископом Курским Феофаном (Гавриловым) и иноками «Курская Коренная икона Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» была отправлена в Сербию, в город Ниш. Однако уже в сентябре 1920 года, Пётр Николаевич Врангель попросил доставить чудотворный образ в Крым «для ободрения воинов», но спасти Божественным промыслом «белое движение» не удалось и буквально через пару месяцев, 29 октября 1920 года, икона вновь отправилась под защитой казаков на дредноуте « Генерал Алексеев» за пределы Отечества на остров Лемнос (Греция), а затем в сербский монастырь Язак на Фрушской горе. В 1927 году её перевезли в Свято Троицкую церковь в Белграде, где она некоторое время хранилась наряду с Русскими знамёнами генерала Врангеля. В 1944 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви увёз икону в Мюнхен, а в 1957 году митрополит Анастасий, поселил икону на Манхеттене в Нью-Йорке, в Знаменском соборе Архиерейского синода.
      Из биографии митрополита Анастасия Мирослав узнал, что тот родился в семье сельского приходского священника в Грибановке. Вполне возможно, что предок митрополита причащал и учил закону Божьему Ульяну Васильевну Хлынину (в девичестве Рябикину). Имя Анастасия в миру было Александр Алексеевич Грибановский. (Родился 6 августа 1873, село Братки, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния. Умер 9 мая 1965, Нью-Йорк)
 
Поистине – неисповедимы пути Господни! Как всё переплетается в жизни, если её не пропускать мимо очей!!! Снова Знамение!!!...

      Мирослав вслушивался в английские слова молитвы Тропаря Пресвятой Богородицы перед иконой. Чужие слова и интонации отскакивали от Души… То ли дело, родная симфония:
  «Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои, / Богородице пречистая, / сопротивных ополчения низлагаем. / Темже людие Твои, Богородительнице, / имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. / Темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало. молим Тя/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость. Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе».

      «Ой, как же не хватает в этой литургии русских слов! – подумал Мирослав, - ну не принимает русское сердце молитвы на чужом английском языке в зарубежной, но всё же Русской православной церкви!» Эх, всё едино! Душа поёт вместе с хором! Мирослав подпевал своим баритоном знакомые распевы, с которыми человек приходит к Богу, принося в дар свои эмоции счастья и горести.
       Народ в храме истово крестился двуперстным сложением пальцев, в поклоне касаясь рукой пола. Целовали икону, лежащую в голубых одеждах на аналое. Протягивали руки лодочкой к архиепископу Гавриилу, сидящему в глубокой задумчивости на архиерейском амвоне, он же, в свою очередь, протягивал к ним свою руку. Поклон, поцелуй и крестик влажным елеем на лоб. Аминь. Мирослав ушёл в сторону.
      Вася и Петя опоздали на службу, но главное, что пришли. Для них невоцерковленных молодых канадцев, бесконечно подвергающих сомнению какую бы то ни было религию двадцать первого века, отодвинуть свои суетные мирские дела на второй план, и прийти в церковь – поступок, граничащий с подвигом. Встав по левую руку от Мирослава, они начали креститься и искать глазами чудотворную икону. Затем, следуя общему движению душ, увлеклись праздником. Петя два раза пытался перекреститься слева направо: он был сильно смущён происходящим действом. Через некоторое время жена протодиакона Иоанна Адамса обратила внимание, что Василий в шортах! Нормальный канадский парень…зимой и летом в шортах…Но православный храм… Знамо дело, его тут же выставили за красные врата в «область грешного мира» - притвор (атриум)! Несмотря на этот казус Вася и Петя дождались окончания службы и уже после поехали по своим делам, возможно, в ожидании чуда?..
      А как сложилась дальнейшая судьба казака Тита Хлынина в изгнании?
     Лично с ним чуда не произошло. Скупые архивные строки говорят, что он больше никогда не вернулся на Родину, погиб во Второй мировой войне в Югославии, но сначала было изгнание на острове Лемнос.
      В «Парижах» и «Лондонах» обретались офицеры да князья, а казаки вместе со своими семьями после эвакуации из Новороссийска весной и в декабре 1920 года были собраны на острове Лемнос в северо-восточной части Эгейского моря. Это были в основном младшие чины Добровольческой русской армии барона Врангеля и гражданские беженцы с детьми, числом более 18 тысяч душ. С января 1921 года сюда прибыли из турецкой провинции Чаталджа ещё пять тысяч душ Донского казачьего корпуса, терские и астраханские казаки.  Фактически около 100 тысяч русских воинов оказались полностью во власти Антанты. «Союзники» не слишком заботилась о них, потому что своих целей они достигли – Австро-Венгерская и Германская империи пали, в России убили царя и наступил хаос гражданской войны, лавры итогов первой мировой войны Франция и Англия поделили между собою. «Союзники» больше не хотели воевать ни на стороне белых, ни на стороне красных. В этом пекле погибли миллионы, лишь только общие потери Русской императорской армии составили 1,7 миллиона убитыми и умершими от ран. Почти полтора миллиона отравлены хлором и подсажены на морфий. Наступал экономический кризис пост колониального разрушения. Европа была подавлена морально и растерзана физически.
      Из-за тяжелых условий и огромных людских потерь во время пребывания на острове казаки прозвали его «островом смерти» и «Ломоносом». Заключение в каменной пустыне продолжалось более года. Условия проживания были ужасными. Как сказал генерал Краснов: «Казачество прошло свой крестный путь: от донской Вандеи до распятия на Лемносе». Казаки размещались в бараках, построенных ими из подручных материалов — глины и жестяных бидонов с бывшей базы Антанты, прозванные «дворцами из жестянок». «Союзники» сильно экономили на питании, а способов самостоятельно добыть пищу на скалистом острове не было. Люди жестоко страдали от ветра и мокрого снега, крыс, сколопендр и вшей, во множестве расплодившихся в едва отапливаемых бараках. Чтобы собрать редко растущие колючие кустарники — мужчины тратили целые дни. Пустопорожнее время порождало тоску и апатию, а плохая вода - острые желудочные и кишечные заболевания. Обильную жатву снимал туберкулёз. Из-за голода и болезней на казачьем кладбище на мысе Пунда упокоилось около 500 человек — главным образом, умирали дети и пожилые люди. Жертв могло бы быть больше, если бы не помощь американского Красного Креста. Пришедшие на выручку казакам волонтеры из США раздавали им дополнительные продовольственные пайки, а также устроили санаторий для легочных больных. Но сила духа и любовь к жизни у казаков такова, что именно на Лемносе образовались первые концерты, позднее всемирно известных музыкальных коллективов: «Донской войсковой казачий хор Сергея Жарова» и «Донской казачий хор имени атамана Платова» под руководством Николая Кострюкова. Лишь в ноябре 1921 года часть казаков переправили на место «новой службы» в Югославию и Болгарию, другие же самостоятельно разъехались по многим странам мира на любые работы от Мадагаскара, Дальнего Востока до Бразилии.
     Наш младший урядник Тит Хлынин был убит и обрёл свой покой на чужбине, в районе с гадким названием Ново Село - Зминьяк (Югославия) 26 августа 1944 во время Второй Мировой войны. Казаки Хлынин Георгий Максимович и Павел Григорьевич предпочли вернуться из Болгарии в Советскую Россию пятым пароходом в 1923 году на свою Голгофу...
      Знамение...
      Откуда казаки черпали душевные силы, чтобы пережить утрату семьи, родного дома и потерю государства? Почему они верили своим генералам - начальникам, обещавшим им скорое возвращение или борьбу с большевизмом на Родине? Может быть они находили ответы в истории иконы Курской - Коренной, окормлявшей их суровое небытие?
      Мирослав перечитывал вновь и вновь книгу Преосвященного Серафима (Леонида Георгиевича Иванова, 1897 - 1987) «Одигитрия Русского Зарубежья». Архиепископ Детройтский и Чикагский написал повествование о «Курской чудотворной иконе Знамение Божией Матери и о дивных чудесах Ея», переизданной в 2009 году в России.    Для православных зарубежья, эта икона стала настоящей путеводной святыней, Одигитрией в скитаниях за пределами Отечества. Одигитрия на греческом языке означает «Указующая Путь»; «Путеводительница». По преданию, «икона была явлена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы в лесу, недалеко от сожжённого Батыем городища Рыльск, Новгород-Северского княжества. Её нашёл, лежавшую лицом вниз на корне дерева охотник, и когда он поднял, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, была срублена небольшая часовня, куда и поместили икону».
     Православные иноки старались подробно описывать события, связанные с иконой. Мы отметим лишь важные даты и знамения.
     В 1383 Курская земля снова подверглась разграблению. «Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. Через некоторое время, священник отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.»
     В 1597, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков.
     В 1615 царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по его наказу на месте часовни основали монастырь, названный «Коренной пустынью». С 1618 года большую часть времени икона проводила в Курском соборе Знаменского Богородицкого мужского монастыря.
     В 1676 году царь Алексей Михайлович скончался, и на престол вступил сын его, Феодор Алексеевич, последний из московских Рюриковичей. Он первый из царей Московских взял присягу от Донских казаков «на верную службу». Сначала присягнула находившаяся в Москве Зимовая станица с войсковым атаманом Корнилием Яковлевым и станичным атаманом Иваном Семеновым. Потом, посланный на Дон от царя Семен Колтравской привел к присяге и всё Войско Донское перед лицом этой иконы.         
      Преподобный Серафим Саровский (Прохор Мошнин) родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел. Родители не надеялись на его выздоровление. Говорят, что «ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни». Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с «Курской Коренной иконой». Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор и икону пронесли над больным ребёнком. Проша приложился к ней и вскоре выздоровел.
      А в 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова список с иконы. Надо заметить, что преосвященный Серафим в своей книге упоминает о многочисленных списках с оригинальной иконы, которые путешествовали с монахами в разные части России и особенно в войска для поднятия духа или на торжественные религиозные службы. Это говорит о большой популярности иконы в народе?
      В 1898 году в Курском Знаменском соборе трое революционно-настроенных двадцатилетних юношей во главе с Анатолием Георгиевичем Уфимцевым, будущим изобретателем-самоучкой, подложили бомбу под киот Курской Коренной иконы. Этим актом молодые эсеры хотели выразить протест «мракобесию попов» и «поколебать веру в чтимую святыню» (из материалов уголовного дела).  Как Уфимцев и рассчитал, взрыв произошел на исходе ночи, но он, увы, не догадывался о существовании у монахов запасного списка иконы, который был выставлен в храме. Поэтому ожидаемого «атеистического эффекта» от взрыва не последовало, хотя разрушения в храме были серьёзными. Автор же взрывного устройства и исполнитель богоборческого акта был обнаружен случайно лишь в 1901 году. Уфимцева арестовали и судили. В его защиту выступили многие «прогрессивные люди России», в том числе, Лев Толстой и Максим Горький. По приговору суда Уфимцев был сослан на пять лет в далекий захолустный Акмолинск (ныне – не Целиноград, не Акмола, не Астана, а Нур-Султан, столица Казахстана), а сообщники Кишкин, Каменев и Лагутин в Восточную Сибирь на два года.
      Погибла ли в том злосчастном взрыве оригинальная икона или список? Имеет ли это значение к нашей фамильной истории? Нет. Особая связь в некоей русской исторической матрице уже непоколебима в вере. Сомнения в знамении источат вашу душу, отнимут жизненные силы, поколеблют веру в себя. Не слышащий гармонии звуков и не умеющий петь не может экзаменовать в консерватории. Наши предки создавали образы для себя, и мы им следуем или предаём забвению. Тогда наступает ничто. Безродство.
      
       Святая икона Божьей Матери Курская Коренная «Знамение» почти ежегодно посещает все приходы Северо-Американской и Канадской епархий, а также паству в Австралии, приходы в Чили, Аргентине и Бразилии. И вот, 21 мая 2019 года, мы впервые её увидели у нас в Виктории! С иконой приехал Высокопреосвященнейший Гавриил Монреальский и Канадский, а в миру Георгий Львович Чемодаков,родившийся в 1961 году, Сиднее, Австралия. Он архиерей Русской Православной Церкви Заграницей. Во вторник, в 7 часов вечера состоялось Всенощное бдение, а в среду 22 мая, утром, в 9 часов, архиерейская литургия. И уж совсем неожиданно узнал, читая биографию Георгия Львовича: его прадед по отцу был священник Гавриил Лучинин… из Хлынова (Вятки)!

    А были ли среди Хлыниных священники? Да, были. Согласно данным «Новомученики Российские. Список пастырей и верных чад Русской Православной Церкви, репрессированных в 1930-1938 годах, Воронежский Епархиальный Вестник, 1992, №6, С.46 узнаем, что священник Хлынин Иван Филиппович 1896 года рождения из казаков, был арестован в 1931 году в селе Казанки, Землянского района (не далеко от села Малые Алабухи, Грибановка), Воронежской области. Протоиерей Хлынов Владимир Александрович 1876 года родом из Екатеринбурга был духовником Царской семьи в Тобольске в 1917 году.Во время нахождения царской семьи в заключении, совершал службы для семьи в губернаторском доме и был духовником Их Величеств. Через отца Владимира Государь просил передать владыке Гермогену (Долганеву) земной поклон и просьбу простить его за отстранение от кафедры. В ответ владыка передал земной поклон и в свою очередь просил прощения… В 20е годы Владимир Александрович находился в Соловецком лагере особого назначения вместе с отцом Михаилом Польским. На короткое время выпущен и служил до 1930 года протоиереем в Ильинской церкви в Тюмени до следующего ареста по статье: Ст. №58-11 УК РСФСР за участие в контрреволюционной организации «Союз Спасения России». (Групповое "дело архиепископа Синеокова-Андреевского. Тюменская обл., 1932г." Приговор 2 года ссылки в Северный край. В протоколе дела назван сподвижником епископа Гермогена утопленного большевиками в реке в 1918г. Документы: Архив УФСБ по Тюменской обл. Д.7116.; Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.246.). А монахиню Хлынину Екатерину Григорьевну 1887 года рождения из Сергиева Посада, после преобразования Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в 1920 году в сельхозартель «Зосимова пустынь», в 1931 году после ликвидации артели, тройка при ПП ОГПУ СССР по Московской области осудила по Ст.№ 58 УК РСФСР на пять лет ссылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна…
      Разве мы, Хлынины, могли пропустить встречу с нашей стариной?
Знамение? Знамение!..

      Давайте вместе с вами прочитаем молитву Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная:
«О, Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси; от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблуждших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори; во веки веков. Аминь».

Записно глядя в небо, на острове Буяне, в царстве славного Салатана 2019-05-28

 


Рецензии