Система трансцендентального реализма, как попытка

СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО РЕАЛИЗМА, как попытка построения семиотического бытийного "Рисунка" в интерпретации МАНДАЛЫ КАЛАЧАКРЫ.

(Мандала. Сакральное изображение, имеет несколько уровней значения. Пространство, структурированное геометрической схемой. Магическая диаграмма, изображающая карту Космоса. Философская концепция буддийской Вселенной.
Калачакра. Философское учение о сакральном пространстве психики и механизме выхода её в другие измерения. Буддийская концепция, нашедшая свою интерпретацию в исламе и в христианстве. )

Ум поглощается умопостигаемым, тонет в нём, превращается в него, и уже не принадлежит сам себе. Если человек не осознаёт этого, то он живёт в детской комнате, заполненной игрушками.
"Мудрое (софон) - от всего отдельно", заметил ещё Гераклит. "Всё живое пасётся молнией". "Приблизиться к мысли трудно. Её свойство - быть захватывающей".
Мысль, до вывода её в поле сознания, есть импульс самотворчества бытия, момент перехода возможного в актуальное. Мысль в сознании, мысль осознанная - это импульс, уже одетый в смысловые структуры, закреплённые правилами грамматики языка. Мысль, какова она сама по себе, это вибрация поля возможного, граница бытия. Этот импульс, пойманный языком и выражающий уже некий смысл, превращается уже в элемент смыслового континуума, в котором осуществляется человеческое существование. Мысль, какова она сама по себе и выражающая мышление бытия о самом себе, улавливается языком и закрепляется за определённым смыслом, сотворяя вторичную реальность. Человек окружён пластами вербальных "миров-теней". Его истинное "существование-осуществление", его наличное "сейчас" скрыто от него этими пластами. Язык, как "садовник" осуществляет планировку "сада". Осознанная, одетая в грамматический смысл мысль, не имеет отношения к мысли бытийной. Реальная полифония поля возможного недоступна сознанию. Отсюда - придуманные механизмы диалектики, диалогизма, амбивалентности. Отсюда - принципиально не ухватываемая человеческим разумом реальность микромира, мира квантовой физики. Выходя в область Трансцендентального Единого, в поле возможного, в область Интеллигибельного Разума, мы приближаемся к истине бытия, каково оно само по себе. Человек, став человеком, выброшен из этой реальности. В слове "философия" сохранилась эта древняя интуиция о проблеме "мыслительности" в мышлении человека. "София" - это то, что отдельно, оно, по выражению Гераклита, - "другое разуму". Также и "филос" - не любовь(агапэ), а захваченность объектом вожделения. Философия - это путь к бытию, а не мышление окостеневшими категориями, этими ископаемыми эмпирического мира, в котором прячется человек, как в люльке, боясь вылезти из неё, хотя время уже настало. Давно уже назрела проблема выхода из "пещеры", о которой писал Платон, и которую так страшно описал Кант, прячась в уютных аллейках уютненького городка.
Со времён античных мыслителей и даже ещё раньше, мы видим попытки найти путь - в разных формах, в разных образах - к Большой Реальности через построение в самом себе Нового Качества, нового мышления. В наше время в этой сфере происходит работа в рамках языка, в рамках создания творческого "знания-бытия", что правомерно было бы назвать "алхимической поэзией". Начало этой работы мы можем ясно увидеть уже в творчестве Ин. Анненского. Поэзия (и, конечно, искусство в целом) обладает особой энергетикой, не сводимой к другим формам энергии. Уже Лев Выготский чётко отметил
различие эстетической эмоции и эмоции реальной и разность их воздействия на человеческое сознание. "Эстетическая эмоция способна, накопляясь и повторяясь, привести к существенным практическим результатам - к изменению установки личности, к её самоусложнению и самосовершенствованию". ("Психология искусства".) Можно только гипотетически предполагать о связях эстетической эмоции, её энергии и энергиями микромира. Структурирование психической материи в направлении её усложнения связано с иными, чем человек обладает в настоящее время, энергиями.Эти энергии высвобождаются из латентного состояния тем особым механизмом, который мы называем "алхимической поэзией". Говоря о значении поэзии, Л. Выгодский пророчески писал: "В плане будущего несомненно лежит не только переустройство всего человечества на новых началах, но и переплавка человека. Нельзя и представить себе, какую роль в этой переплавке призвано будет сыграть искусство, какие уже существующие, но бездействующие в нашем организме силы оно призовёт к формированию нового человека. В этом процессе искусство скажет самое веское и решающее слово."
Эстетическое сознание в человеческой психике содержит в себе структуры нового энерго-информационного качества, составляя континуум Трансцендентального Разума, который опрокидывает и разрывает топологию разума, описанную Кантом. Этот новый, пока ещё только зарождающийся "Рисунок", и есть тот "НУС", описанный Аристотелем и неоплатониками, или,выражаясь языком другой традиции, есть Мандала Калачакры в системе Ваджраяны. Технология построения "Рисунка", как ментальной Мандалы семиотической системы "ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТЫ" - вот задача нового искусства, новой поэзии, новой философии. На наших глазах происходит зарождение этого "трансцендентального реализма". Но набирают силы и энтропийные тенденции в современной реальности. Эти скромные заметки - лишь попытка обратить внимание на действительное содержание современной эпохи, в которой тесным узлом связались проблемы всей истории человечества и вышли на поверхность все, когда-либо найденные, решения глобальных задач существования человечества, как планетарного субъекта на арене Вселенской эволюции.


Рецензии