Археология ноосферы
Заранее прошу прощения у тех, кому эти рассуждения покажутся оскорбительными, возмутительными, глупыми, тщеславными и вызывающими. Намерения мои чисты. Меня, как и всех, кому в голову приходил вопрос: не является ли жизнь просто временной балансировкой над чёрной бездной бессмысленной смерти и зачем в этой жизненной клоунаде присутствует странная способность мыслить, волнует ответ, и пугает та его формулировка, которую дал Лермонтов: мышление — это ржавчина жизни. Но невозможно представить себе, чтобы возникшая на какой-либо планете жизнь, не являлась бы проявлением общекосмической тенденции эволюционного порыва к усложнению систем. Не может такого быть, чтобы в любом планетарном проявлении жизни, тем более развившейся до стадии разумности, не была бы уже заложена в самом её основании общекосмическая программа по реализации вселенской цели эволюции. Это означает, что и в базовых структурах земной человеческой цивилизации тоже латентно уже присутствует такая программа, которая последовательно в историческом процессе реализуется в культуре, в технологиях и, наконец, в самом процессе мышления, выражаясь в возникновении, развитии и обновлении философских систем. Изучая историю философии, нельзя отделаться от мысли, что в разные эпохи, в разных формах культуры возникают и обрабатываются мыслью одни и те же ходы озарения творческого сознания. Спиноза, Лейбниц и Гегель; Конфуций, Нагарджуна и Аристотель; даосизм, махаяна, зороастризм и школы поздней античности... Очень поучительно было бы построить структурную морфологию всех этих учений, традиций, практик. И в наше время, в современной философии, поэзии, искусстве, мы видим и ощущаем дыхание всё тех же парадигм. Эти проявления базовой матрицы очень индивидуальны, но именно поэтому они наполнены энергией живой жизни. В искусстве, в науке и просто в жизни каждого человека проявляется то, что в философии выражается на её специфическом языке. Продолжается игра мысли сама с собой по невидимым законам творческого духа - мировая, глобальная «Игра в Бисер». Человечество — часть Биосферы, её мыслящая и творчески преобразующая сама себя часть. Через эту часть Биосфера стремится реализовать себя, как субъект космического бытия. Понятие «Ноосферы», которое ввёл в обиход Тейяр де Шарден, следовало бы расширить до границ всего живого вещества на планете Земля. Именно так понимали её — называя другими именами — мыслители прошлого, хранители сокровенного знания. В основе человеческой цивилизации скрыт ключ к механизму осуществления себя, как Вселенского Игрока. Этот ключ хранится в глубинах человеческого организма и мышления, он получен человечеством от предыдущих стадий жизни. Выход в Большую Реальность — вот задача человека. Трудно сказать, что там скрывается — в Большой Реальности. Есть ли там время и пространство, к каким мы привыкли? Есть ли там мембрана вакуума, да и сам вакуум — что это и каков он — там? Какие формы существования и какие новые качества приобретёт человек там? Некоторые скажут: фантазёрство и словоблудие. Но не значит ли это, что эти некоторые люди согласны жить в тесной, тёмной, замкнутой и душной Вселенной, наполненной темнотой, в пузыре иллюзий бессмысленного, индивидуального, отчуждённого от других, существования — от рождения до смерти — и философствовать убогими категориями, от которых несёт плесенью и затхлостью. В древне-индийской психологии различались две формы чувств: индрии и танматры. Первые составляют основу эмпирического существования и мышления. Вторые — выводят человека из замкнутого пространства психики. Не об этом ли говорил К. Юнг, когда утверждал, что психика человека гораздо шире и глубже в пространстве и во времени и не ограничена материей мозга. Смысл, отчуждённый в понятие, в категорию, конечно необходимый этап становления человеческого мышления, его закрепления и затем формирования в то, что называется человеческим разумом. Но границы и неполноту такого разума понял уже Кант. Система Канта — это предел развития человеческого Логоса и описание механизмов, которые им двигают. Но тот же Кант гениально заметил, что это — лишь ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ разум, выражающий данный этап эволюции. Другие органы чувств, другие логики других процессов возможны за пределами этой системы. Величие Канта в том, что он ткнул самодовольную физиономию уверенного в величии и завершённости своего знания человека в корыто, заполненное убогой пищей — убогой, но привычной. Человек живёт в Космосе-Пещере, замкнутой моносистеме, в которой естественно возрастает уровень энтропии. Так может быть мышление и философия — это ещё и нечто другое, чем мы привыкли его представлять себе?
Я осмелился написать эти кощунственные и недозволенные речи после того, как познакомился с мощной постановкой проблемы в системе Космореализма. Она показалась мне духовно близкой и неожиданной по смелости и глубине в современном болоте современного философствования.
Мира и счастья всем, кто прочитал.
Свидетельство о публикации №219052901714