Почти учебник по фотографии. Продолжение

Итак. Вы увидели гору, которая далеко, но ваш глаз её выхватил и вы невольно залюбовались. Красивый туман у подножия горы, восходящее солнце осветило поверхность, подчеркнуло объём. Вы понимаете, что это нужно снять немедленно!
1. Во-первых: объектив! Уж, если гора далеко, то необходим телевик, т.е. длиннофокусный объектив. Это такой, как правило, большой объектив для съемки чего-то там вдали (птичек, зверей, президентов и гор). Телевик ещё обладает удивительным свойством  « спрессовывать » пространство, что делает снимок гор намного интересней. А у Вас обычный объектив, к примеру 24-70мм и туда много чего попало в тот кадр: и дома и помойки и столбы и так далее. Как-же так, ведь Вы хотели снять красивую гору? Смотрите внимательно, что у Вас в рамке видоискателя. Но это с пейзажем, а как быть, если Вы снимаете жанр?

2. Мгновенная реакция. Надо её оттачивать. Можно так, как это делал, например, Мухин Игорь. В солнечную погоду, где-то между строениями или деревьями падает солнечный луч. Лучше, если это будет улочка или тропинка. Вы подняли фотоаппарат к глазам и терпеливо ждёте. Какой-то прохожий вступил в этот луч, Вы мгновенно нажимаете кнопку «пуск». Фотографии, снятые в контровом освещении, как правило всегда атмосферные и интересные. Похожий метод я применяла в Иерусалиме, в старом городе, на старом арабском рынке.

3. Ещё один метод. Найдите интересный фон. Какую-то разрисованную стену, красивое здание, аллею в парке и ждите. В крайнем случае попросите подыграть своего друга или подружку. Только запомните, что человек с фотоаппаратом , появившийся в вашем  кадре снижает ценность вашей фотографии. Никто не должен видеть Вашу «кухню». Хороши в этом случае старушки, старички, дамы и мужчины в шляпах.

4. Для быстрой реакции хороши тренировки из машины пробуйте снимать на ходу.

5. Сейчас все фотоаппараты автофокусные, доверьтесь им, следите только за объектом съемки. Я часто снимаю неавтофокусными фотоаппаратами Leica. Сложности тут тоже нет. Нужно просто поставить объектив на гиперфокал.

6. Что это такое? Если я дам этому определение, то Вы меня спросите : « Эй! Это ты с кем сейчас разговаривала?» Но, если Вы настаиваете, то:«гиперфокальное расстояние -это такое расстояние, на которое нужно сфокусировать объектив, чтобы задняя граница резко изображаемого пространства оказалась на бесконечности передняя граница ГРИП будет в этом случае равна половине гиперфокального расстояния». Уффф!
7. Короче, не заморачивайтесь и снимайте автофокусными объективами.



Глава 3.

Мои учителя. Надо ли учиться?

О том, что я училась в Академии Классической Фотографии я уже писала. Немного писала и о тех, у кого я училась. Но я хочу написать об этом чуть больше. Ведь учителя - это те, кто берёт Вас за руку и ведёт, те, которые воздействуют на Ваши воспалённые мозги и Вы, либо загораетесь, либо впадаете в отчаяние. Это не гипербола, фотография - это то, чем можно заболеть тяжело и надолго, но это сладкая боль, боль на пути к Творчеству.
Мне повезло с Учителями. Немного о них:

Евгений Мусияченко.

Было бы несправедливо не написать о моем первом учителе. Это был фотограф, педагог. Он был среди первых организаторов Академии Классической фотографии, её вдохновителем. Это он разглядел во мне какие-то способности к фотографии. Он поверил в меня.

Научил меня снимать и кадрировать отснятое. Я ему за это очень благодарна. Жаль, что наши встречи прекратились после поездки с ним на остров Нордкапп в Норвегии. Там что-то пошло не так, что разрушило наше понимание. Очень жаль.

Лапин Александр Иосифович.

Исследователь фотографии, фотограф, педагог. Родился в Москве в 1945 году, умер в 2012 году. Когда я его увидела в первый раз, мне он показался глубоким стариком, хотя ему было всего 60 лет. Он невероятно много курил, прикуривая одну сигарету от другой, пепел сыпался вокруг.

Его все боялись. Он был резким и бескомпромиссным.У него проходили семинары или, как их называли, разборы фотографий. выглядело это так: посреди большой комнаты ставились длинные столы, их почему-то накрывали белыми скатертями. Для торжественности мероприятия, полагаю.Фотограф, экзекуция которого была назначена в этот раз, дрожащими руками раскладывал свои фотографии.

Обычно их было порядка 30-40 штук. Роняя пепел с горящей сигареты, вдоль столов двигался Александр Иосифович. С мрачным видом он брезгливо переворачивал фотографии на столе изображением вниз. При этом он раздраженно бросал: туризм, чернила, не люблю детей, скучно и так далее. Бедный фотограф семенил следом, пытаясь возражать и оправдаться. Вскоре были перевернуты все фотографии. Фотограф понимал, что всё, что он снимал, не стоит и ломанного гроша.

А ведь, он мнил себя супер-фотографом! Накал действа был порой такой, что фотографы плакали. Я видела как фотографы, снимая по 40-45 лет, были просто раздавлены. Помню одного армянина фотографа, он так кричал и плакал, что впору вызвать скорую помощь.

Я принимала участие в таких разборах несколько раз. Это так прочищало мозги, да и амбиций у меня, начинающей, было немного. По совету моего учителя Жени Мусияченко я подготовила 50 фотографий. Лапин отобрал 6 штук. На мой возглас: « Почему так мало?» ядовито бросил: « А одну не хочешь?» 

Он был безусловно желчный, но справедливый.
Он рано покинул этот мир, но оставил книги и учеников. Спасибо ему большое за это! И светлая память.


 Советы от Александра Лапина

«Свет встречается с Тенью, чтобы родить потом черно-серо-белое нечто, что будет восхищать потом если не всех, то многих.Вот известно, что великая музыка создается на небесах, а стихи пишутся кровью. Но какие небеса, откуда кровь? Фотография - это сама жизнь.
Из мусора ничего не значащих мелочей, пятен, мазков реальности складывается удивительная картина жизни, ни с чем не сравнимая в своей подлинности.»

Колосов Георгий Мстиславович.

Каждый снимающий человек хочет получать фотографии не просто отражающие действительность, а те, которые будут отличаться от этой действительности, разумеется, в сторону художественного изображения.

Проще говоря мы хотим, чтобы те люди, которые увидели наши фотографии сказали: «Ах!». Нам хочется, чтобы фотографии были художественны. Одним из инструментов для получения таких фотографий является монокль.

Монокль - это простейший объектив, состоящий из одной линзы. Монокли изготавливали вручную из объективов Гелиос-44 и Индустар. Объективы эти использовались с фотоаппаратом  Зенит советского производства. Объектив «монокль» обладает весьма интересными свойствами, он смягчает изображение, художественно размывает его и белый цвет делает светящимся, образуя ореолы в контровом освещении.

Сейчас этот эффект получается при помощи софт-фильтров. А лет 10-15 назад это было потрясением и все стремились приобрести такой объектив. Одним из известных фотографов, активно снимающим «моноклем» собственного изготовления был Колосов Георгий Мстиславович.

Он активно проводил семинары, где показывал свои фотографии, снятые этой штуковиной. Георгий Мстиславович  был « человек божий» .Выглядел он своеобразно: не стрижен, не слишком ухоженная борода, круглые очки, всё это придавало ему вид странного человека. Говорил он тихо и путано, но мы вслушивались отчаянно, он казался нам необыкновенным.

Когда мы познакомились работал сторожем в храме Космы и Дамиана , где прослужил семь лет.Получил образование в МЭИ, затем фотоклуб «Новатор», затем увлечение пиктореализмом.
 Он приходил с кипой фотографий, в основном изображения Севера. Крестный ход, снятый моноклем впечатлял. Световые пятна белых платков паломников.

И ещё портреты. Он сам выбирал из присутствующих модель для съемки. Портреты его были лишены современности, скорее они напоминали портреты старой России. Они были слегка размыты, но они были живые. Фотоаппарат, которым он снимал представлял собой что-то пыльное, замотанное изолентой. «Когда б вы знали из какого сора….»

 Я тоже приобрела себе «монокль», но наигравшись, забросила его в дальний ящик. Григорий Мстиславович всегда ценил подлинность фотографии. Все, как он говорил «самости» и выдумки для него были неинтересны.Во время своих лекций Колосов произносил слова художника Валентина Серова : «А в конце надо непременно ошибиться»

        Вот что говорил Георгий Колосов: «Я могу сказать о своем идеале, но сначала поясню два подхода к этому вопросу: западный и восточный. Когда западные исследователи всерьез взялись за японское искусство, им показалось совершенно диким положение, при котором художник, если виден его авторский стиль, его художественный почерк, считается еще желторотым новичком.

И только тогда, когда совсем исчезает всякая самость, о нем можно говорить всерьез.
В европейской культуре полярно противоположная ситуация: если у тебя нет своего стиля, то ты либо никто, либо подражатель, если учуяли, что ты на кого-то хоть чем-то похож.

Так вот, для меня в творческой фотографии идеал автора — в восточном подходе, когда фотограф с такой вот смиренной трепетностью исчезает как автор, оставляя на изображении только чудо Божье.
Однако, чтобы так произошло, скажу: он должен быть виртуозным мастером формы, он должен внутренне пройти все стадии классической школы, чтобы затоптать в себе всякую страсть к «отсебятине», любые попытки ломать не свое творение.
А самого себя превратить в слепой любящий инструмент».


Наверное, он имеет на это полное право.Когда я пришла учиться в Академию Классической Фотографии меня спросили о том, на какой результат я рассчитываю, придя сюда. И я сказала следующее: « Я хочу иметь свой стиль и быть узнаваемой». Надеюсь на то, что я добилась этого. Очевидно - это западный подход.

 Если у Вас появилось желание поснимать объективом «монокль», то Вы должны помнить, что красотой рисунка этого объектива является размытие и белые светящиеся ореолы. Поэтому несколько советов:

1.Снимать лучше в солнечный день.
2. Особенно хорошо дают свечение белые цветы на лугу, например ромашки. Так-же белая одежда: платки, шляпы, блузки белого цвета начинают светиться и, снятые против солнца, давать ореолы.

3. Нужно при этом учесть, что в данном случае, многое зависит от самого «монокля». Разные объективы дают разную пластику и красоту, так как сделаны по разным схемам.

4. Приблизительно близкий к «моноклю» эффект могут дать и софт- фильтры, а так-же программы для редактирования фотографий, включающие в себя соответствующие плагины.


Ахломов Виктор Васильевич.

С Виктором Ахломовым я познакомилась позже, когда я стала членом Лиги Деятелей Культуры и Искусства «Метрополис». Он стал мне и другом и  Учителем. Виктор Васильевич Ахломов - один из самых известных фотокорреспондентов СССР и позже -России. Всю жизнь с 1960 года он проработал в газете «Известия». Он обладатель многочисленных наград, четырехкратный обладатель всемирно известного конкурса « World Press Photo»

Ко мне он относился с юмором, но с большим уважением. Ему нравилось, то, как я снимаю. Мы с ним оказались близки по стилю. Репортаж очень сходен со стилем « жанр» потому что и то и другое является своеобразной охотой за сюжетом.

Виктор оказался замечательным рассказчиком. Снимал он много людей известных и великих. Такие пронзительные портреты, как портрет Шостаковича, имеют свою историю. Портрет был снят в тот трагический для Шостаковича момент, когда на репетиции
 Тринадцатой симфонии на слова Евгения Евтушенко, присутствующие члены ЦК КПСС высказали своё отрицательное мнение.

Композитор был раздавлен, растерян, его глаза за толстыми стёклами очков выражали отчаяние. Поистине гениальный снимок, снятый в декабре 1962 года.

Не менее удачный портрет Анны Ахматовой. Ей тогда, летом 1964 года было уже за семьдесят, но всё та же царственность, медленные движения, этот божественный профиль, какая-то внутренняя гармония.

Я часто была в его мастерской. В ней всегда был идеальный порядок. В шкафах в ячейках лежало то богатство, которому мог позавидовать любой фотограф. В специальных конвертиках лежали кадры пленки, на которых был весь мир. Всё это было разложено по алфавиту. Кого там только не было: Аркадий Райкин, Ростропович, Вишневская, Хрущев, Гагарин, Фидель Кастро, Марлен Дитрих, майя Плисецкая, Дмитрий Лихачев, Андрей Сахаров.

Всё снято гениально, в неформальной обстановке.
Виктор любил с нами встречаться, мы много гуляли, потом долго сидели в итальянском ресторанчике.

Он приходил с подарками, обычно это были его книги, которые он с удовольствием подписывал. Но самое ценное- это его рассказы, его мастер- классы.
 Ничего не предвещало несчастья. Мне позвонила его жена- Ольга Варшавская. У Виктора случился инсульт. Его юбилей мы отметили у него дома. Он был плох, не говорил, только смотрел на меня грустными глазами, словно прощаясь. В апреле 2017 года его не стало. Царствие небесное тебе, Виктор.

P.S. Виктор Ахломов снимал в основном черно-белые фотографии. Я спросила его: « Почему только ч/ б?» Он в шутку сказал: « Газеты же были черно-белые!» А потом серьёзно добавил: « Цвет отвлекает, цвет нужен там, где без него не обойтись» 
 Я все чаще снимаю черно-белые фотографии, потому что поняла, что он был прав- цвет отвлекает.
 Как-то мы гуляли у Новодевичьего монастыря. Был прекрасный теплый летний вечер. Мне хотелось задать ему главный вопрос и я спросила: « Как ты думаешь, что главное в профессии фотографа?»
И он ответил: « Любопытство! Фотограф должен быть любопытен! Не будет любопытства, не будет фотографа.» И теперь я ,следуя  этому, заглядываю за каждый поворот, вдруг там есть что-то, что будет моей наградой, моей удачей на этот день. Спасибо тебе, мой друг! Я тебя помню.




Книги Виктора Ахломова:
« Субъективный объектив»
« Виктор Аломов. Альбом»


Вильгельм Михайловский.

С Вильгельмом меня познакомил Ахломов. Было это так: в Лиге Деятелей Культуры намечалась выставка. Должна она проходить в недавно отстроенной галереи, которая находится в монументе Мухиной « Рабочий и колхозница». На выставку у меня отобрали несколько работ. Мы с мужем пришли и увидели Виктора Ахломова, стоящего у моих фотографий с мужчиной с белыми длинными волосами. Мужчина был возраста Виктора и что- то оживлённо ему говорил. Мы подошли и познакомились.

Вильгельм оказался обаятельным человеком. Он похвалил мои работы и смотрел на меня с явным уважением.
Мы стали общаться. Он часто прилетал в Москву. У него здесь были Творческие вечера, которые проходили, в основном, в Фотоцентре на Кропоткинской.

Когда заканчивплись его лекции, мы поднимались на второй этаж Вильгельм доставал, как всегда рижский бальзам и мы чудесно разговаривали. Он был латышом, ярким представителем прибалтийской школы. Его фотографии, разумеется, были черно-белые, но они были наполнены той эстетикой, которая отличает этой сдержанностью, многозначительностью, присущей этому народу.

Он привозил для меня альбомы, подписывал их, рассказывал о себе, своих работах. Особенно меня потрясли его работы из альбома « Приглашение на казнь» История человека, осужденного на смертную  казнь и сидевшего в одиночке.  26 мая 1984 года в Риге Валерий Долгов, 24-х летний бывший студент, совершил двойное убийство. Расследование длилось два года, и 15 июля 1986 года был объявлен приговор – смертная казнь. 28 октября 1987 года приговор приведён в исполнение. По материалам этого дела создан документальный фильм “Высший суд” (режиссёр Герц Франк, оператор Андрис Селецкис, фотограф Вильгельм Михайловский). Коллекция фотографий Вильгельма Михайловского в 1988 году получила премию WORLD PRESS PHOTO в Амстердаме.Вильгельм приходил к нему каждый день и снимал его. Это было нелегко- стать исповедником человека, убившего целую семью. Фотографии передают это состояние.

Вот что он мне рассказал:"Это страшно – поверь. Страшно было собраться с духом и броситься в пропасть бесконечных страданий другого человека, пусть и преступника, ждущего своей участи, бесспорно, виновного и справедливо осуждённого к исключительной мере наказания, но всё же – человека. Человека…

Это уже было страшно – переступить первый порог – порог камеры смерти. Но необходимо преодолеть более высокий порог – незримый, разделяющий людей. А путь преодоления для меня единственный: постичь не только умом – душой – боль другого человека, раскаявшегося и обречённого. И если это искренняя боль – твоя, то и беда чужая станет твоей личной. Почти полтора года я был в общении с человеком, ждущим смерти, может быть, более страшной, чем та, которую он сам принёс когда-то для других, потому что новая смерть будет регламентированной, организованной, системной, механической, безэмоциональной, поэтому вряд ли справедливой и нравственной, хотя и вполне законной.

28 октября 1987 года Валерия Долгова, вытащившего себя и свою душу из бездны человека, расстреляли. … Есть вещи пострашнее смерти. Теперь об этом знаю и я."

Вот основные постулаты Вильгельма Михайловского:

1. Для меня самое интересное не в «правильном» отражении окружающего мира, а в неожиданности преломления этого субъективно воспринимаемого мира в нас. Ведь мы имеем возможность его углубить, изучить, постигнуть!
2. Восприятие фотографии- не прямой контакт с реальной действительностью, изображенной на ней. Это контакт на уровне образов, возникающих в процессе восприятия. Поэтому и мир, воссозданный нами, будет хотя и достоверный, но не реальный - образный.
3. Я не ограничиваю свой фотографический взгляд - мне интересно всё, что можно постигнуть через фотографию: пейзаж, архитектура, портрет, человек в активном проявлении, обнаженная натура…
4. Где начинается « художественная фотография»? Очевидно, там где можно получить эстетическое потрясение. Фотография способна этого достичь. Не имеет особого значения, как она сделана, когда, кем - если вы ощутили силу эмоционального, художественного переживания - значит фотография художественная, она есть, она состоялась.
5. Перед автором всегда стоит задача- донести до зрителя свои идеи, взгляды. Для этого необходимо создать активную, мощную фотографию во всех аспектах её восприятия - от формальных до смысловых. Чтобы зритель из сотен фотографий остановил свой взгляд на твоей, чтобы ещё на до понятийном уровне фотография воздействовала на зрителя.
6. Горе - это такое же проявление чувств, как и радость. И в фотографии должно быть - если горе, то непременно сильное, чтобы оно и в зрителе вызывало сострадание; если счастье, то настолько яркое, чтобы и другого человека сделало счастливым. Среднего проявления быть не может - это безликость, и не только фотографии - самой жизни.
7. Фотография - это постоянное преодоление. И труднее всего преодолеть препятствия, заложенные в самом себе. Как то сокровенное, что горит в тебе, перевести на язык искусства фотографии?
8. Создать яркую, проникновенную фотографию возможно при максимальном проявлении личных качеств: гражданских, нравственных, профессиональных. А для этого фотограф непременно должен быть личностью!
9. Самую острую боль и не с чем несравнимую радость восприятия мира принесла мне фотография. Всегда в неоплатном долгу перед ней и перед зрителем - соучастником творчества.
10. От фотографа требуется иное зрение, не буквальное, а основанное на сложнейших психологических и этических отношениях, возникающих между фотографом и портретируемым.
11. Фотография имеет особую ценность, когда посредством её достигается передача идеи, а не только информации. Другое дело, что не всегда зритель подготовлен к восприятию фотографии , которая не несёт в себе информативной конкретности, не так однозначно воспринимается, как чистая фотодокументалистика.                 Он ушел зимой этого года - 23 января 2018 года. Ему было всего 75 лет.Последняя наша встреча была наспех, я куда-то спешила. Он был уже слаб, но глаза горели. Горели тем огнем, тепло которого навсегда остались в его гениальных фотографиях, в его Творчестве. Пусть будет тебе земля пухом, дорогой Вильгельм...




Я горжусь своими учителями. Они много мне дали. А главное- они научили меня думать. Думать о смысле фотографии, о своём месте в фотографии, о том, что фотография - это не просто щелчок затвора, а другое. Это то, что заставляет нас плакать и смеяться, восхищаться и любоваться как любым художественным произведением. Недаром все музеи имеют в экспозиции их фотографии. Вот и мои две фотографии находятся в Русском Музее Петербурга и я счастлива оставить свой маленький след в истории.

(Продолжение следует)


Рецензии
Замечательные рассказы о фотографии и, конечно, о фотографах. Фотографирует любой объект в
первую очередь не фотоаппарат, но человек, стоящий за ним. Читал рассказы и вспоминал о том, с
каким любопытством всегда смотрел на проявленную фотоплёнку. В первые мгновения всегда бывал
в каком-то душевном трепете. Душевный трепет испытывал, когда в журналах по фотографии видел
работы фотохудожников и читал их статьи.

Всего хорошего Вам, Уважаемая Ольга!

С уважением

Александр Андриевский   29.05.2019 10:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! О плёнке я тоже напишу.Очень приятно, что мы на одной волне!

С уважением! Удачи!

Ольга Широпаева   29.05.2019 12:00   Заявить о нарушении
Уважаемая, Ольга!

Благодарю Вас за доброе пожелание!

С уважением

Александр Андриевский   29.05.2019 12:14   Заявить о нарушении