Пустота

   Деятели шестидесятых – романтики и мечтатели.  «Я мечтала о морях и кораллах …», «Я беру с собой в дорогу лишь всего на день хлеба и немного аш-два-о», «Под окном самолета о чем-то поет зеленое море тайги» - о них.   Прекрасные люди, они сгинули вместе с эпохой.
 Им на смену пришли Вити Служкины – как герой романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Удивительное поколение! Тоже мечтатели, порывистые натуры. Им скучновато и душновато было  жить – подавай иные измерения.  Много читали, критически смотрели на мир. Презирали Брежнева с его «эпохой застоя». Некоторые из них в коммунизм верили, некоторые грезили западной культурой.
   Был у меня один такой знакомый – ровесник Алексея Иванова.  Почти приятель. Закончил филфак нашего универа. Он был замечателен тем, что хорошо знал русскую поэзию.  Случайно процитируй любую поэтическую строку – тут же подхватит, продолжит. Назовет поэта. Что-то потрясающее! А еще он был поклонником философа Платона. Не диалогов – нет! А его «Государства». Он полагал, что современные коммунисты – это мелкобуржуазные ревизионисты, забывшие идеи Сталина. Верил, что нужно взять за основу мысли Платона и построить систему уже с точки зрения сталинского социального конструктивизма. Не больше и не меньше.  Я же тогда увлекался либеральными мыслями демократического характера. Мы встречались, часами говорили, не понимая друг друга.  Эмоции тихо, на цыпочках прокрадываются в разговор и незаметно берут власть в свои руки, репрессируя логику и убивая здравую мысль.  Так всегда было. И будет.  Между прочим, он говорил, что если сталинисты придут к власти, то он непременно примкнет к ним, а меня тогда повесят на первом фонаре. И говорил серьезно – так мне казалось.
   И вот пролетели годы.  Жизнь наша изменилась. Идеи либеральной демократии уже не вызывают у меня былого восторга. Но речь не об этом. Встретил на днях моего оппонента. Поздоровались. Меня поразили потухший взгляд, серый цвет сморщенного лица, застоявшийся запах перегара.  Он сказал, что не верит ничему – всё ушло, что в мире есть только одна реальность – пустота. Вот так!
   Мы социальным живем. Куда без него? И профессиональным тоже живем. И считаем это важным. А вот отбери у нас профессиональное и социальное! Что останется? Пустота – единственная реальность. Потому что нет внутри ничего – личности нет, которая имеет силы жить без профессиональных и социальных составляющих.  Или сопьемся, или превратимся в религиозных фанатиков,  или под старость лет будем ходить по магазинам в поисках скидок и сидеть на огороде, как пугало.
   


Рецензии