Просто Питер. Ч. 33

Обычно езжу в Питер я во второй половине лета (так приходится отпуск). И нередко застаю там день Военно-морского флота. Так сложилось с давних пор, что это и мой день тоже. Хоть и предпочитаю я флот парусный, военно-морской мне тоже близок. Далеко не всегда я хожу в этот день на парад или просто в центр города, на какое-нибудь мероприятие, но странным образом я все равно получаю свою долю праздника. Карусель прогулочных судов на Неве, бело-синяя волна тельняшек на улицах, золото букв на лентах бескозырок, разноцветные флаги, морские песни отовсюду — мне этого хватает. А если еще и повезет немного…
Военные корабли входят в Неву заранее, встают на бочки и у причалов. И я иду посмотреть на них дня за два до праздника (если получится). Смешно, но некоторые корабли я уже знаю «в лицо» и по имени и отношусь к ним, как к старым знакомым. «Стерегущий», «Казанец», «Димитровград», «Ливень»… Встречаются и новые, незнакомые. Перед праздником на них суета: чистят, подкрашивают, украшают. Лишь вахтенный матрос с оранжевой коробочкой дыхательного аппарата через плечо скучает на палубе.
Если корабль стоит у стенки или пирса, а к матросу пришли родственники, его отпускают ненадолго повидаться. Подводная лодка-музей как будто веселеет от близости военных кораблей. Расцветает флагами и парусный «Юный балтиец».
Однажды я прекрасно провела праздничное утро на Английской набережной, где было довольно малолюдно. Корабли и суда там стоят малые: базовые тральщики, рейдовые буксиры, водолазные катера и гидрографические суда. Но от этого они не менее интересны. Я их даже больше люблю. Хотя более крупные корабли впечатляют сильнее. И все без исключения военные корабли вызывают наивный детский восторг у зрителей — от малышей до стариков.
Ходила я и на парад, смотреть прохождение кораблей по Неве. И хоть было довольно далеко, и видно неважно, это ни с чем не сравнимое чувство: стоять на набережной, усыпанной людьми, видеть, как разводят мосты, как горят огни на ростральных колоннах, ждать очередной корабль и переживать вместе со всеми, любоваться шикарным дежурным катером и неожиданным «парадом» уток, искать в сумке конфету для закапризничавшего малыша…
А днем и вечером бывает другое. Я не люблю больших скоплений людей, оттого не стремлюсь на концерты (но в отдалении послушать можно), и ни разу не попала на «открытый борт». Заскочив ненадолго на Дворцовую площадь, я успела посмотреть небольшую выставку якорей, услышать романс в исполнении Людмилы Сенчиной и ускользнула обратно. А после в сквере долго слушала небольшой оркестрик, исполнявший вальсы, марши и морские песни.
Пробираясь вдоль Петропавловской крепости (одновременно гуляя и любуясь кораблями), я заприметила деревянную шлюпку с тремя мачтами свернутыми парусами. Я «гналась» за ней добрую половину острова и успела застать поднимающей паруса у причала Мытненской набережной. Я таращилась на нее во все глаза, пока она качалась у пристани, отплывала, ловила парусами ветер, набирала ход и уходила обратно за Заячий остров… И была счастлива.
Заставал меня в праздничный день и дождь, и случалось преодолевать немалые расстояния, чтобы увидеть… Что-нибудь такое.
Но даже если мне не удается посмотреть парад, погулять по городу, все равно — этот день сам по себе праздник. Вечером можно посмотреть салют; мы однажды смотрели, когда жили не очень далеко от Петропавловской крепости — изрядно грохочет и очень красиво.
А еще я люблю пробежаться вдоль Невы на следующий день (или даже через день-два). Кораблей обычно уже нет (редко один-два остается), словно и не было никогда. По реке неторопливо продвигается плавкран с баржей, убирая бочки на мертвых якорях. За ним интересно наблюдать. И становится немного жаль, что корабли уже ушли. У терминалов обычно стоят новые лайнеры. Речная и морская жизнь идет своим чередом.


Рецензии