Отзыв на книгу Г. А. Щекиной Ожидание коз

Первую часть книги «Ожидание коз», в которую вошли рассказы Галины Александровны Щекиной, я условно для себя разделила на три темы: о личном, о творчестве и творческом пути и о вечном. Больше всего задело личное и вечное, потому как если первое - очень растревожило и откровенно расстроило, то во втором я нашла покой.
Остановлюсь на знаковых для меня рассказах. Первый - «Уна» - о проблеме выбора жизненного пути женщиной: жить для себя или не только для себя, но и для других. Автор хотела показать два возможных варианта, при этом как бы остаться в стороне, соблюсти нейтралитет, мол, а как вам жить дорогие читательницы – решайте сами. Но задумка, на мой взгляд, не совсем удалась. Если молодая девчонка возьмет и прочитает этот рассказ, она подумает: «Замуж, дети – ну уж нет, ни за какие коврижки!» А все потому, что среди героинь рассказа «Уна» есть явная проигравшая в своем поединке с жизнью, практически неудачница. Это ее жаль, а не Уну – эта чертовка на высоте! Автор намеренно, а, может, и случайно сделала все возможное, чтобы так казалось, и подошла необъективно к описанию жизни этих двух женщин. Обрекла на страдания супругу и мать и возвеличила Уну. Почему же мне так показалось?
Во-первых, женщина, решившаяся, не смотря на все отговорки Уны, стать супругой, матерью предстает перед читателями в конце рассказа в непривлекательном облике одинокой сутулой женщины в мешковатом коричневом пальто, с лицом ротиком уголками вниз, с наполовину седыми лохматыми волосами – ужас да и только! Да еще и на фоне красавицы Уны, беззаботно хохочущей на пару со своим импозантным спутником. Для нее как будто бы и не было всех этих лет. Один – ноль в пользу Уны – автор представила все именно так. Хотя, справедливости ради нужно заметить, что бывают замужние женщины, которые вполне себе хорошо выглядят.
Второй неудобный момент - наша отчаянная супруга и мать пытается себя успокоить и думает: «Я живу не только для себя.  Моя совесть  чиста… У меня есть дело жизни,  есть  дети  —  пусть  они  не любят меня, но я люблю их, меня на земле держит немало людей, которые оценили меня наконец. И они могут это подтвердить, заступиться…» При этом автор подмечает, что «но если половина меня, сцепив зубы, громко бунтовала и гордилась, то вторая половина съежилась и тихо меркла». Отсюда вопрос - честна ли в этот момент сама с собой героиня? Верит ли она в то, что думает? Нет. Слова написаны правильные, хорошие, но их так много. Как будто несчастная супруга и мать пытается убедить саму себя, заткнуть этими строчками множество дырок в уже худеньком днище лодки ее жизненного уклада. А кто ж его подпортил спрашивается? Может быть, те самые червячки ее собственных сомнений, сожалений и разочарований? Если бы бедная девочка верила в то, что говорит, то не постеснялась бы поздороваться с Уной в троллейбусе. Но вполне себе уважаемая супруга, мать и деловая женщина спряталась и промолчала, как будто стесняется собственной жизни. Но почему? Ведь говорит сама, что «совесть чиста». 
Автор хитрит, пытаясь монологом этой несчастной женщины убедить читателя, что нисколько не сожалеет о том, что «глупенькая девочка» сделала такой выбор. Да еще и подкидывает нам новые печальные подробности: дети не любят бедняжку. Как, почему так произошло?! А «глупенькая» продолжает: «Мой мальчик больше не любит меня, да я, честно говоря, и не вспоминаю об этом. Прихожу с работы, включаю кастрюли и телевизор погромче» Никто-то в семье не любит и не ценит эту женщину. Хочется воскликнуть: «Мать, да неужели ты никогда не была счастлива?!» А Уна купается во внимании мужчин. Два-ноль, что уж тут скажешь.
Третье доказательство необъективности автора - долгое и тщательное, во всех красках описание жизни Уны, а этой несчастной супруге и матери отведено лишь пару абзацев. Отсюда вывод - автору нравится писать о жизни Уны – это же интереснее, чем семейная рутина и быт. Третье очко чертовке за разнообразие. Хотя меня, например, как читателя очень интересует, как это так сложилось, что муж и дети не любят бедняжку? Думаю, об этом нужно было написать и не пару абзацев. И опять же, справедливости ради отмечу, что далеко не всегда так бывает в семейной жизни. Автор показывает читателям не самый лучший вариант.
Ну и в-четвертых, я знаю имя героини Уны, но как зовут ту, вторую? Автор в рассказе не удостоила ее этой роскоши. Даже в диалогах с Уной мы слышим только снисходительное «девочка», «глупенькая». Мне кажется это несправедливым. Настоящей героиней, человеком достойным уважения и благодарности, по-моему мнению, является та, которая рожала и воспитывала детей, у которой есть дело жизни. А кто такая эта Уна? Для меня - прожигательница жизни, утонченная эгоистка. Зачем она так обхаживала эту бедную, глупенькую девочку, намывала в ванной, кормила печеньем. Может, ради собственной выгоды, чтобы потом не остаться одинокой и никому не нужной? Я уверена, что и у Уны масса причин для сожалений, просто потому, что у нее на это гораздо больше времени, чем у той, другой, с кучей детей и делом жизни, а еще потому, что Уна на самом деле очень одинока. Вокруг нее и внутри нее столько пустоты, что ее не получается заполнить ни многочисленными подругами, ни мужчинами, ни красивыми вещами, которых так много в ее квартире… Исход ее жизни для меня прост и понятен – она станет частью этой пустоты. После Уны ничего не останется, кроме красивых безделушек.
Я бы в этом рассказе вообще лишила ее имени, зачем оно ей? А той, другой, «глупенькой девочке» подарила его, да еще и такое, чтобы все запомнили. Но автор решила иначе – четыре-ноль в пользу Уночки. Печально.
Хотя, возможно, автор и не ставила перед собой задачи соблюсти нейтралитет, мол, выбирайте сами, а я написала реальную историю, так было! Но тогда опять получается, что Уна права, ведь она впереди по всем пунктам? Обидно за жену и мать.
Рассказ оставил меня в замешательстве. В наше время «жизни для себя», «чайлд-фри» и свободных отношений хочется все же поддержки темы семейных ценностей. Или я не современна и отстала от жизни? Возможно, в рассказе еще задета и другая проблема – семейного благополучия и взаимоотношений, но она не раскрыта.
Те же печальные настроения царят в рассказе «Закоулок». Пожилая женщина в жизни которой «сейчас все прозрачно, как в отсто- явшемся безжизненном водоеме», в жизни которой нет жизни, рассуждает о том, что «В моей жизни самое главное теперь — это я сама, как жаль, что раньше я этого не понимала». Жалеет глупенькую, не знающую жизни, супругу и мать, утверждая: «Так ли уж надо быть рабой чужих представлений?», «Я  тоже  в свое время вот так же тратилась и к чему пришла?» Словно героиня из рассказа «Уна» договорила то, что упустила из своих складных правильных строчек о чистоте совести и том, что живет не только для себя. А может это она и есть, но много лет спустя? Наконец, решилась признаться себе в том, чего боялась сказать?
После этих двух рассказов у меня появилось жгучее желание чего-то хорошего. «Автор, дай мне надежду!» - с грустью думала я.
И, к великой радости, сбылось. Рассказы о вечном: «Ожидание коз», «Чудо и чучело», - стали для меня волшебными. В них есть то самое светлое, доброе, настоящее, ради чего стоит и хочется жить, в них есть вера в жизнь и в ее смысл. Наверно, поэтому название одного из этих рассказов авторы выбрали, чтобы назвать книгу.
Рассказы о творчестве и творческом пути («Сумка», «Яблокопад») интересны как память о тех, кто писал и пишет. Замечательно, что автор ценит, помнит всех и дорожит этой памятью. Это значительно.
Если говорить об особенностях языка автора – Галина Александровна себе не изменяет: удивительные женские образы, написанные всего лишь парой ярких штрихов, живые, эмоциональные диалоги, волшебная игра слов (рассказ «Декаданс»), мастерски подмеченные детали, их множество, но все они так нужны и уместны.
Название книги сначала производит странное впечатление. Но познакомившись поближе с содержанием некоторых рассказов и, конечно, рассказом «Ожидание коз», понимаешь, что оно очень даже уместно. Мне кажется, что многие из героев сборника: несчастная супруга и мать из «Уны», пожилая женщина из «Закоулка», чучело из «Чуда и чучело», женщины из «Ожидания коз», героиня рассказов «Сумка», «Яблокопад», - все живут в ожидании чего-то светлого, доброго, настоящего. Такова природа людей – все чего-то ждут и на что-то надеются. Потому для меня ключевым словом в названии является ожидание.
«Неизменно перед героями встает выбор между земным и небесным», - написано в аннотации книги. Мне кажется следующая книга Галины Александровны (пишу о ней, так как успела прочесть только ее рассказы в книге) будет более о небесном и вечном, а все земное перестанет иметь значение.
От всей души желаю вдохновения и жизненных сил авторам книги! Творческих успехов и благополучия! Благодарных и внимательных читателей! Добра и радости от творчества и жизни! Вечной весны в душе!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.