На болотах

 Что-то не спится, пойду покурю. - Александр Данилович сунул ноги в сапоги и вышел из полуразвалившейся хибарки на краю Тихвинских болот. Не заснуть и Николаю Николаевичу. Накинул на плечи телогрейку и тоже вышел.
 - Смотри, какие звёзды! К утру мороз усилится. Так вот, к тому о чём я говорил тебе, Николай, хочу добавить, что сколько бы времени мы не знали человека, нельзя утверждать, что нам удалось хорошо изучить его. Он может повернуться к тебе самой неожиданной стороной, притом в самый неожиданный момент. Несколько лет назад я познакомил тебя с моим приятелем, егерем. Помнишь его?
 - Конечно помню. У него была необычной масти лайка. Такую масть в стародавние времена называли густопсовой. Будто окрас зверя из преисподней. Потом он рассказывал о помповых ружьях. Они у нас тогда были в диковинку.
 - Так вот, мы с ним как-то валяли дурака на болотах вокруг озера Шало. Бродили, высматривали уток. Экипировка со снаряжением, включая шестой номер дроби в патронах, соответствующая. За целый день, проведённый на болотах, подстрелили только чирка да вальдшнепа, и возвращались обратно. Мы подходили к перелеску, когда перед нами мелькнул медведь, который спешно уходил в сторону, чтобы скрыться. Я заметил его раньше и не успел сказать об этом егерю. А он, когда увидел в двадцати метрах от нас зверя, который вот-вот скроется в зарослях, вскинул ружьё и  выстрелил... Вроде и не дурак, тем более специалист по охоте и знаток диких зверей... Знал прекрасно, что стрелять по медведю мелкой дробью - самоубийство! Человек ведь хищник - бросается за тем кто убегает. Это у него в крови, на уровне инстинкта. Несколько тысячелетий не выветрили из него первобытного охотника.
 - Медведь взревел, поднялся на дыбы и пошёл на нас. Это был первый случай, когда я так близко - нос к носу встретился с косолапым. До этого видел только плюшевых. Впечатление не из приятных... Краем глаза  я видел, как товарищ мой сиганул назад, оставив меня одного. А у меня в обоих стволах тоже бекасинка, да нож на ремне, и всё! Вообще-то я полагал, что даже бекасинка, если бабахнуть в медведя в упор, должна снести ему половину черепа, поэтому спокойно ждал, когда он приблизится ко мне на расстояние двух-трёх шагов.
 Когда он оказался вплотную ко мне, я нажал на оба курка и не услышал выстрела и не почувствовал отдачи! Оба ствола дали осечку! Вытащил нож, если успею садануть ему в брюхо и полоснуть вверх - спасусь. Если же нет, - сожрёт! Тут же острая боль - это косолапый содрал с моей головы половину скальпа, а второй лапой врезал сверху и сбоку по моему плечу. Показалось, что на меня рухнула стена много-этажного дома. Внутри что-то рвалось и ломалось, я выпустил нож и потерял сознание.
 - Приятель мой прибежал на стоянку, перезарядил двустволку жаканами, позвал народ и вернулся. Нашли они меня, заваленного хвоей, хворостом, гнилушками и придавленного сверху валежником. Одним словом, оклемался я через месяц. Хирурги что-то внутри сшивали и склеивали, сращивали кости. Я остался жив и не желаю больше встречаться ни с плюшевыми, ни с какими другими медведями. До сих пор помню какая у него большая, злобная морда. Егерь поведение своё объяснил временным помутнением... Хорошо, что не стал извиняться.
 - После этого случая я стал интересоваться статьями и книгами об это звере. Слушал, а позже записывал рассказы охотников или людей, сталкивавшихся с ним и запомнивших что показалось им необычным. Все, сколько-нибудь серьёзные специалисты считают медведя опасным и непредсказуемым хищником, столкновения с которым лучше избегать. Канадский зоолог, специалист по лесной фауне, всю жизнь занимался изучением медведей и пришёл к выводу, что у этих хищников, как и у всякого другого животного, есть собственное пространство, за пределах которого он не опасен для человека. Это круг, очерченный радиусом менее трёх метров от самого
медведя. Надо только вести себя спокойно, не смотреть ему в глаза, не скалить зубы и, когда отходишь от него, не поворачиваться к нему спиной. Был случай, когда он приблизился к североамериканскому бурому медведю на расстояние почти полтора метра, ближе не рискнул.
 Читать все эти подробности было неправдоподобно, однако, человек этот, учёный. У него были ассистенты, всё фиксировалось документально, а расстояния измерялись инструментами и приборами.
 До сих пор помнят знакомые рыбаки, облюбовавшие окрестности Усть-Луги, как в сентябре 1998 года медведь вырвал часть ягодицы у женщины, собиравшей бруснику и убежал, потому что по тропинке, гремя алюминиевой кружкой и ложкой в рюкзаке, приближался Геннадий Андреевич Крючков. Он то и помог ей добраться до деревни. А там её доставили до стройбатовской медсанчасти. Стояла осень, поспели орехи, кругом полно ягод, а ещё говорят, что когда медведь сыт, он не нападает на людей.
 А я вспомнил рассказ Славы Лашкова. Он некоторое время работал в Сибирской тайге. Занимался трассировкой чего-то важного для государства, не то железной дороги, не то высоковольтной линии.
 - Было четыре часа дня. - рассказывает он. - Пора было возвращаться в лагерь, идти более десяти километров. Ребят с инструментами отправил раньше, а сам решил пройти дальше, чтобы ознакомиться с характером местности, где нам предстояло завтра работать. У меня был пятизарядный карабин. Чтобы перейти небольшую речку, надо было спуститься по косогору, заросшему малиной. Иду через малинник, срываю ягоду и отправляю в рот.
 Внезапно я замер с поднятой ногой. Прямо передо мной, отвернувшись вполоборота, сидит медведь и ест малину. Чувствую, что хоть и сидит он ко мне затылком, он меня видит. Он ест, а я всё стою и не двигаюсь с места. Не двигается и медведь, но в мою сторону не посмотрел ни разу. Я стал очень спокойно и медленно, шажок за шажком, пятиться назад. Выбрался из малинника и побежал к речке, оглянулся - никого. Перешёл речку вброд, поднялся на берег и только тогда перевёл дух.
 - Он мог только протянуть лапу, чтобы схватить меня, но не сделал это, даже притворился, что не видит меня. - Закончил свой рассказ Слава Лашков.


Рецензии