Радуница

  Май  месяц. Для русского человека этот месяц не просто весенний. Месяц победы добра над злом. В этом году 7 мая «Радуница», 9 мая – поминовение усопших воинов. Все это напоминает нам древние «тризны» наших праотцов, сопровождаемые родственниками, на кладбищах справляли поминками в память усопших. Вот и мы, накануне  решили, своей семьей поехать на нашу малую родину, посетить могилки праотцов. Так как они покоятся в разных местах, общественный транспорт не ходит, как нам нужно.  Рано утром, у меня раздался телефонный звонок. Я взял трубку. Слышу: - папа выходи на улицу, мы подъехали. Я вышел, подошел к машине, открыл дверцу, поздоровался, медленно уселся на переднее сидение, пристегнулся ремнем: - поехали! Машина сходу набрала скорость. Выскочили на КАД. Максим посмотрел на экран навигатора и вздохнул: - пробки до Луги. Ехали очень долго. Только на следующий день, купив цветы, свечи мы отправились к местам захоронения. Хилово. Лес. Подъехали к могилкам моих родителей. Зашли за оградку, поклонились усопшим, возложили цветы, я зажег свечи. Минута молчания.  Краткая справка, архивные документы: папа - Михаил Макарович – 1920 г. р. Ст. краснофлотец в РККА с 1939 года. Место службы: 2 бр. Траления БФ. С начало Отечественной войны находился в действующем флоте. Начал свои боевые действия на подводной лодке ПЯ – 309, где неоднократно отличался своими подвигами и отличным знанием своей специальности. При одной из операций, от сильного взрыва вблизи подлодки глубинной бомбы получил ушиб левой голени, не смотря на ранение, не покидал свой боевой пост до конца операции. В ноябре 1941 года в числе других моряков был списан на сухопутный фронт, в состав 576 - й минометный батальон в должности минометчика, где добросовестно и смело, служил долгу Родины. Был награжден медалями – «ЗА ОТВАГУ», «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ», «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА».  В одной операции был ранен, контужен и  направлен в госпиталь на излечение. По выздоровлении был отправлен на тральщик ТЩ – 572 КБФ. Участвовал во всех операциях по травлению вражеских мин.  Где 5 ноября 1954 г. был награжден орденом «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ».  Своею, короткую речь об отце, о маме Евгении Алексеевне, она лежит рядом с папой. Мама всю войну проработала в блокадном Ленинграде: - награждена медалью «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». Я закончил словами, когда мой папа  крестился, он смотрел на нас с братом и говорил: - Кто на море не бывал, тот усердно Богу не молился. Я вспомнил, как мы жили всей семьей в одной комнате, старого двух этажного дома. Жили дружно. Праздник «ПОБЕДЫ» праздновали во дворе дома, вместе с соседями. Из сарайчиков доставали закуски, варили картошку, селедка, хлеб и добавляли праздник в душе. Папа играл на гармони, все дружно пели их любимые песни. Только теперь я их понимаю, слово «ПОБАДА» для них было не простой звук. Посмотрев на своих детей,  добавил: - помянем брата моего папы Ивана Макаровича 1923 г. р. Архивные документы, краткая справка: - место службы, 33 обэз41 мотоибр РГК. Рядовой Иван Макарович, действуя настойчиво и смело, в боевых порядках пехоты – 14. 01 1945 года разминировал два прохода в минных полях противника на маршруте роты 41 с. к. был ранен. От ран скончался. Награжден медалью «ЗА ОТВАГУ». Мы поклонились. Вышли с кладбища, и пошли к машине. Шел мелкий дождь. Это хорошая примета. Грунтовая дорога не пылила. Но выбоины на дороге не давали машине развить скорость.  Не доезжая до д. Терептино, въехали в лес, здесь покоятся: дедушка Василий Павлович Павлов – 1910 г. рождения. Краткая архивная справка – красноармеец в РККА с 14. О3. 1944 г. Место призыва: Порховский РВК, Ленинградская область. Василий Павлович – за то, что он в наступательном бою за населенный пункт Штренгэндорф 17. 03. 1945 г. показал себя мужественным и смелым воином. Несмотря на сильный артиллерийский – минометный огонь противника своевременно доставлял боеприпасы на огневые позиции, чем способствовал успеху боя. Награжден медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ». Рядом лежит его жена, наша  бабушка Наталия Ивановна – воевала в партизанском отряде, медсестрой. Вокруг лежат родственники. Мы зашли за оградку, возложили цветы, я зажег свечи. Минута молчания. Я рассказал детям, кто здесь покоится с миром. Поклонились, вышли и поехали дальше. Бельское  Устье – здесь на кладбище покоятся родственники по бабушкиной линии: - бабушка Надежда Федоровна Егорова. Мой дядя Аркадий Алексеевич Егоров – Архивные документы, краткая справка – 1925 г. р. Рядовой в РККА с 1944 г. До этого воевал в партизанском отряде. Место рождения с. Шевницы, Порховский р. Ленинградская область. Награжден 2. 02. 1945 г. медалью «ЗА ОТВАГУ». Мы зашли за оградку, поклонились праху усопших. Возложили цветы, я зажег свечу. Минута молчания. Рассказал, кто здесь лежит в вечном покое. И опять замелькали картинки из прошлой жизни, я стал рассказывать, как мы ходили в гости к дяди Аркаши, особенно мне нравился патефон, мы ставили пластинки, крутили ручку, и опускали иголку на пластинку и… взрослые танцевали, подпевая солисту.  Я посмотрел на детей, они слушали меня внимательно. Да. Мы поклонились. Вышли за кладбище. Поехали в другой район области, Дновский, д. Заклинье. Дорога петляла по лесистой местности. Я вспомнил, как в детстве ходил с братом сюда за грибами. Место называли Черный ручей. Страшноватое место. Поговаривали, что здесь жили волки. Подъехав к местному кладбищу, зашли на его территорию, нашли захоронения.  Зашли за оградку. Я рассказал, кто здесь покоится с миром: прабабушка Степанида Евдокимовна Евдокимова и ее сын, мой дедушка Алексея Егорыч Егоров. Поклонились, возложили цветы, я зажег свечу. Минута молчания. Рассказал, что до войны, дедушка был первым председателем колхоза, его избрали сельчане. Мы поклонились и вышли за оградку к машине. С чувством выполненного долга мы ехали к себе домой, дорога спускалась к речке Белка. Читатель ты спросишь, зачем я так подробно описываю, архивные документы? Я думаю, каждый, кто хочет оставить хоть небольшой след своего рода, в памяти внуков, поступит также. Данные ваших родственников, конечно, есть в архивах, но мы незнаем, кого искать. У каждого поколения свои фамилии, место жительства. Даты рождения. Мне не хочется, чтобы имена наших отцов, дедов исчезли в вечности. Как праотцы, воевавшие в Отечественной войне 1812 – 14 г. с французами. Дворяне уходили воевать, с ними были их крестьяне, не один, не два, а сотни. Их имена нам не известны.  Лишь земляки, когда я, захожу в Зимний дворец, со стен, Военной галереи смотрят гордо на меня - генерал П. Г. Лихачев. Генерал Бороздин Н. М. – в знак признания выдающихся заслуг, помещен между портретами Кутузова Александром – 1. Вдруг Максим притормозил, поднял правую руку и закричал: - заяц? Я смотрю и правда, огромный серый заяц, поднявшись на задних лапах, смотрел на нас. Прыжок вправо и он исчез. Машина тронулась с места. Спустились к реке, впереди мост, я смотрю, по обочине бежит лиса, рыжая не боится машины, отвернула вправо и замелькала среди еще голых веток кустарника. – Чудеса, да и только. Проезжая мимо деревни, где я родился, остановились, я сфотографировал дом,  разрушившийся от старости. Заехали в деревню. Людей на улице не видно. Случайно у веранды заметил сидящего на скамье человека. Подъехали. Я вышел из машины, поздоровался: - Аркаша! – Да! - А ты меня узнал. Он заулыбался: - Да! – Как живешь? Аркаша задумался: - как? Как можно жить, если ноги не ходят. Вот сын приезжает, помогает. – Кто еще в деревне живет? – поглядывая по сторонам, спросил я. - Коля, один живет. Миша. Дачники приезжают. Ничего не сажают, рыбалка, грибы. Я, молчу, смотрю. Из двора, выскочила собачонка. Тявкнула для приличия и завиляла хвостом. – Раньше были колхозы, работа. – Аркаша опустил голову, - пауза –  смотрю, тишина в колхозе, на работу не вызывают. Бригадир собрала нас и обрадовала – колхоза нет. Получается, живите, как хотите? Пока силы были, свое хозяйство выручало. А теперь! – Аркаша поднял руку и резко ее опустил. – Молодежь разъехалась, а мы старики доживаем свой век.  Мы так посидели минут пять, он у меня ничего не спросил. Я встал, попрощался. Пошел к машине, и мы поехали дальше. Я ехал и думал, время прошло? Не помню, когда мы с ним последний раз виделись? Как он постарел, видимо, и я также смотрюсь со стороны? Вдоль дороги высокая, некошеная трава, а раньше в поле пасся скот, колхозный, свое стадо. В полях, трава как скошена, от их копыт земля утоптана, осенью не знаешь где и пасти своих коров. Поменялся строй.  Поменялись люди. Проезжаем деревню Липки. В глубине садов, которыми славилась деревня, на нас пустыми глазницами окон, прячась за деревьями, смотрят избы. Аркаша! Дома, с заколоченными дверями!  В голове мелькнула мысль – ну все как писал А. П. Чехов в 1903 году – в пьесе «Вишневый сад». Его герой Фирс!  Я смотрю на Аркашу, вспоминаю Фирса. Это Аркашу и таких людей как он - о том, что они живут в деревнях, забыло государство, то есть – мы. Это они беспомощно томящиеся, не знают ответа на вопрос «что делать?» Не умеют бороться за то, чтобы лучшее «наступило завтра». Мне показалось, что Аркаша – это Фирс (лакей, старик 87 лет). Чтобы быть более точным,  хочется прочесть последнюю сцену 4 действия: - Все уходят. Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становиться тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучат одиноко и грустно. Слышатся шаги, Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, … Он болен. Фирс  (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван). Про меня забыли… Ничего,… тут посижу… Жизнь - то прошла, словно и не жил. (Ложится). Я полежу… Силушки – то у меня нету, ничего не осталось, ничего.…  Эх ты недотепа! … (Лежит неподвижно). …  Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором  стучат по дереву. (Рубят вишневый сад, землю новый хозяин продаст под дачи).  Получается, общество сделало, не шаг вперед. А шаг назад. Наши герои стали чем- то похожи, - своими судьбами. Но я уверен, у молодого поколения  есть желание к переменам, как писал Чехов: … готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку…  Я уверен!  Матерью зол почитаю леность, - говорил один старец, - потому что она блага, какие имеем, расхищает, а какие не имеем, приобрести не допускает. В народе появится совесть – как атрибут власти. Машина выскочила на асфальт. Заехали и на новое кладбище, помянули своих родственников.  «Радуница».               


Рецензии