Секретарь обкома

Посмотрел фильм «Секретарь обкома». Картину сняли в 1963 году по одноимённому роману Всеволода Кочетова. Роман был напечатан двумя годами ранее. Зрители смогли познакомиться с фильмом в сентябре 1964 года, буквально за несколько дней до снятия Н.Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК КПСС. С приходом к власти Л.Брежнева фильм этот, насколько я понимаю, не слишком жаловали, а вскоре он вообще надолго был забыт. Темы, которые поднимаются в фильме «Секретарь обкома», не обсуждали при Брежневе, и только во время горбачёвской перестройки обо всём этом разрешили говорить открыто.

О чём фильм

Вкратце сюжет таков. Действие фильма происходит в 1959 году. Первым секретарём Старгородского обкома КПСС назначен Василий Денисов – честный и ответственный партийный работник. Он со знанием дела берётся за свою работу, пытаясь разобраться в сложных вопросах управления областью. В регионе накопилось множество проблем: нет асфальтированных дорог, в колхозах не выполняется государственный план, многие люди выказывают недовольство результатами деятельности властей. В ЦК тоже не удовлетворены работой Денисова, его критикуют, однако не снимают с должности.
Тем временем в соседней области дела идут очень даже хорошо. Первый секретарь Высокогорского обкома КПСС Артём Артамонов прекрасно справляется со своей работой: у него и дороги асфальтируются, и сев проходит в положенный срок, и по сдаче мяса, масла, молока его область занимает первое место. Артамонова уважают и ценят в ЦК: ему присваивают звание Героя Социалистического труда, о нём пишут центральные и местные газеты.
Денисов и Артамонов возглавляют соседние области, между ними идёт соревнование, которое выигрывает первый секретарь Высокогорского обкома. Денисов пытается разобраться – в чём тут дело, в чём секрет успеха Артамонова. Он получает разнообразную информацию о деятельности соседа, и делает неутешительный вывод: Артамонов занимается аферами и надувательством. Перевыполнения плана по мясозаготовкам Артамонов добился, скупая скот в соседних областях. То же самое – с маслом и другими продуктами. Артамонов берёт повышенные обязательства по сдаче мяса, зерна, масла, но резервов в области нет, и перед Героем Соцтруда маячит позорное разоблачение. Денисов требует, чтобы Артамонов доложил о своих махинациях в ЦК, иначе он сделает это сам. В итоге Артамонова снимают с должности первого секретаря Высокогорского обкома КПСС, а на его место назначают Денисова.
Сюжет незамысловатый. Кроме основной, в фильме проходит ещё несколько сюжетных линий, некоторые из которых обрываются, и зрителю приходится самостоятельно додумывать – чем заканчивается та или иная линия, и зачем автор вообще об этом рассказывает.
В фильме несколько раз мелькают портреты Хрущёва на стенах. Также проводится критика волюнтаристских методов Хрущёва (напоминаю, что фильм снимали в 1963 году). Впрочем, возможно, это моя интерпретация некоторых эпизодов картины.
Судя по тому, что здесь изложено, читатели могут подумать, что «Секретарь обкома» - нудный и пустой фильм, который не стоит и смотреть. Но такое мнение будет ошибочным. Фильм этот стоит посмотреть всем, кто интересуется историей СССР. В основе картины лежит реальный исторический эпизод, который получил название «Рязанское чудо».

Рязанское чудо

В 1957 году новый советский вождь Никита Хрущёв инициировал очередную волну под названием «Догоним и перегоним!». С самых первых лет Советское государство только и делало, что догоняло страны Запада по объёмам выпуска продукции, но ничего из этой затеи так и не вышло. В конце 1950-х Советский Союз захотел догнать и перегнать не какой-то абстрактный Запад, но лидера капиталистического мира – США. Хрущёв торжественно обещал, что в течение нескольких лет СССР догонит и перегонит США по выпуску мяса, масла и молока. К началу 1960-х в Советском Союзе выпуск мяса должен был увеличиться в три раза. Каким образом этого можно было достичь, в Кремле скромно умалчивали. Ну, разве что требовали «ширше» внедрять кукурузу в качестве основной кормовой культуры.
На местах к инициативе Хрущёва отнеслись по-разному. Некоторые руководители схватились за голову, ибо понимали, что требования Кремля попахивают маразмом. Другие обрадовались и ринулись выполнять указания вождя. Среди таких ревностных служак оказался и первый секретарь Рязанского обкома КПСС Алексей Ларионов. Он пообещал в течение года увеличить объёмы мясозаготовок в области втрое. В Кремле ликовали, приветствуя обещания руководства Рязанщины. Область наградили орденом Ленина, а Ларионов стал Героем Социалистического труда. В 1959 году Рязанщина сдала государству 150 тысяч тонн мяса (в предыдущем году было 50 тысяч тонн) – все убедились, что Ларионов сдержал слово. Победу Ларионова окрестили «Рязанским чудом».
После этого шумного успеха Ларионов пообещал в следующем году сдать государству 180 тысяч тонн мяса. Однако в 1960 году Рязанская область по заготовкам мяса опустилась до 30 тысяч тонн – это был полный провал Ларионова. Он опозорился перед Партией и народом. Выяснилось, что своих мясных рекордов Ларионов добивался нечестным путём: в 1959 году он приказал забить весь скот, выращенный колхозниками в личных хозяйствах, а также пустить под нож весь приплод колхозных коров. Кроме того, в соседних областях рязанские купцы приобретали скот за счёт средств из общественных фондов. Рекорд Ларионова обернулся тяжёлыми последствиями для жителей Рязанской области: из продажи исчезло мясо, колхозники саботировали общественные работы, производство зерна упало на 50%. Всё это закончилось трагически для Ларионова – в сентябре 1960 года он застрелился.

Феодалы

Анатолий Ларионов стал прототипом первого секретаря Высокогорского обкома КПСС Артёма Артамонова. Образ «крепкого хозяйственника» и при этом очень неприятного человека удалось создать актёру Андрею Абрикосову. Зритель поначалу не совсем понимает – чем ему неприятен этот персонаж. Ведь вроде бы хороший руководитель, герой, хозяин, любит своё дело, народ, страну. И, несмотря на это, какой-то он гнусноватый…
Примерно в середине фильма зритель понимает причину своей неприязни к Артамонову: перед ним предстаёт не коммунист-ленинец, а самый настоящий перерожденец, можно даже сказать – феодал.
В самом деле, если честнейший Денисов колесит по области на невзрачном УАЗике, то Артамонов совершает официальные выезды на шикарном ЗИМе, который сопровождают несколько «Побед». Чтобы поговорить с главой соседней области, Артамонов приглашает его на охоту – «пострелять волков». Денисов скромно отказывается, мол, «не люблю охоту», Артамонов хохочет и называет коллегу «святым». Кстати, этим прозвищем Денисова называют многие, даже его свояченица Юлия (которая рисует карикатуру на мужа сестры). Артамонов на охоту таки идёт, поскольку охотится регулярно. Его сопровождают сотрудники, готовые услужить первому секретарю. Артамонов ходит по лесу в мохнатой шубе, а человеку, случайно застрелившему «его» волка, говорит следующее:
- Кто ты такой? Отвечай, если я спрашиваю!
Человек этот оказывается известным писателем, с которым давно хотел познакомиться Артамонов. Он приглашает писателя в «охотничий домик», представляющий собой неплохо оборудованную дачку. В домике тепло, много выпивки и разнообразной закуски. Артамонов угощает писателя, рисует перед ним перспективы: мол, приезжай к нам, сделаю тебя депутатом. В три часа ночи писатель просыпается от громкого голоса Артамонова: в соседней комнате выпивший первый секретарь обзванивает районное руководство и требует срочно дать отчёт по удобрениям.
Авторы фильма подчёркивают, что феодал Артамонов – это урод в социалистической семье красавцев и праведников. Мол, это исключение из правил, а все остальные наши партийные руководители – они чистые и честные, такие примерно, как Василий Денисов (его играет Владимир Самойлов).
Но и с Денисовым, откровенно говоря, не всё ладно с точки зрения чистоты социалистической морали. В разгар острой нехватки продовольствия в стране Старгородский обком КПСС проводит бал с выпивкой и закусками; Денисов, пользуясь служебным положением, устраивает на работу сына и свояченицу; он «крышует» своего фронтового друга, который неумело руководит химическим предприятием, доводя дело до аварии. Когда Денисова упрекают в том, что обком КПСС имеет свой дом отдыха, он парирует замечание обвинителя – мол, почему заводы располагают своими санаториями, чем мы, партийцы, хуже гегемонов? Кроме того, Денисов является непререкаемым авторитетом в Старгородской области, например, он приказывает областному прокурору прекратить уголовное дело в отношении музейного работника, у которого обнаружили пистолет (Денисов требует, чтобы «органы» выдали старику разрешение на оружие). Вообще в области (а значит, по всей стране) широко действует «телефонное право» - по звонку первого секретаря обкома решается или отменяется что угодно.
Денисов хоть и считается «святым», но по сути тоже является этаким социалистическим феодалом, только без «охотничьих домиков», кортежей и мохнатых шуб.

Вперёд – к Ленину!

Фильм «Секретарь парткома» заканчивается на оптимистической ноте. Новый первый секретарь Высокогорского областного комитета КПСС Василий Денисов идёт на работу, заходит в здание обкома. На фасаде разворачивают огромный транспарант с профилем Ленина. Страна готовится к празднованию 43-летней годовщины Октября. Последствия культа личности успешно преодолеваются (случай с Артамоновым – тому подтверждение). К власти приходят настоящие коммунисты, верные ленинцы – такие, как Денисов. Чтобы успешно двигаться вперёд, стране необходимо оглянуться и посмотреть назад – на Ленина и его бессмертное учение. Ведь Ленин дал рецепты на все случаи жизни, нужно только внимательно читать его труды и находить в них всё новые крупицы бесконечной мудрости.
Писатель Всеволод Кочетов своим романом «Секретарь обкома» внёс лепту в дело борьбы с культом личности Сталина. Позднее Кочетова записали в сталинисты, однако вряд ли его можно назвать таковым. Ведь условный лагерь советских «патриотов» состоял из весьма разношёрстной публики, там были и сталинисты, и монархисты, и верующие, и атеисты, и хрущёвцы, и даже окололиберальная публика, и националисты всех мастей. Скорее всего, Кочетов сыграл роль «полезного дурака», после чего Система перестала в нём нуждаться и отбросила его. Как и в случае с Фадеевым, Кочетов оказался лишним, он выпал из реальности и стал объектом насмешек даже со стороны своих соратников по «патриотическому» лагерю.
Призывая отказаться от методов Сталина, Кочетов зовёт к Ленину. Но Ленин – это прошлое. Строить будущее по рецептам прошлого – это путь в никуда. Но эта тема выходит за рамки фильма «Секретарь обкома», который я всем рекомендую посмотреть.

май 2019


Рецензии