Лето в горах. Бэлка

Лето, когда мне исполнилось 11 лет, наша семья провела в горах Тянь-Шаня. Мой отец там работал, а у нас с мамой и сёстрами появилась возможность провести время рядом с отцом в одном из красивейших мест Казахстана.

Мы жили в большой армейской палатке центр которой занимала печка «буржуйка». Вдоль стен палатки стояли кровати с ватными матрацами и шерстяными одеялами. В особенно холодные ночи мама накрывала нас овечьими тулупами. Под ними было уютно, тепло, и мы быстро засыпали под треск смолистых поленьев в печке, набегавшись за день.

Наша палатка стояла в ущелье рядом с горной рекой, параллельно руслу реки змеилась грунтовая дорога. По этой дороге редко ездили машины, в основном это были грузовики, доставлявшие продукты и товары народного потребления семьям чабанов, которые пасли отары овец выше по ущелью на джайляо.

На время работы в горах моему отцу выделили лошадь. Она была гнедой масти, высокая, молодая, сильная. У неё была кличка Бэлла. Но мы – дети – стали звать её Бэлка.

Для кормления лошадей был выделен овёс и один из мешков с овсом стоял прямо у нас в палатке. Детям разрешили принимать участие в кормлении лошадей, а в нерабочее время отец учил нас ездить верхом. Он показывал, как правильно оседлать лошадь, как надеть уздечку, какой длины должны быть стремена и как должен вести себя всадник, чтобы лошадь его слушалась.

Лошадей было несколько, по числу работников отряда. На ночь ноги лошади стреножавали и оставляли пастись недалеко от палатки. Или привязывали к длинной верёвке, чтобы лошадь могла перемещаться в радиусе этой верёвки вокруг колышка.
Много всего удалось нам увидеть и узнать за это лето. Интересные или забавные случаи, новые впечатления, всё это надолго осталось в памяти. Об одной из таких ситуаций, я хочу сейчас рассказать.

Пару раз в неделю наша семья покупала молоко, кумыс и сметану у семьи чабанов, которые жили в трёх километрах от нас вниз по течению реки. Однажды утром мне и моим сёстрам дали поручение сходить за молоком. Выдали нам бидон, банку и деньги. Мы стали упрашивать родителей, чтобы нам разрешили поехать на лошади. Мама не соглашалась, говорила, что мы ещё не готовы ездить самостоятельно, без присмотра взрослых. К тому же, нас трое, и мы не сможем ехать верхом вместе, кому-то придётся идти пешком. Но мы не унимались, предлагая разные варианты. В конце концов мама сдалась, и нам разрешили поехать следующим образом: я и моя младшая сестрёнка поедем верхом, а наша старшая сестра будет вести Бэлку под узцы. Таким образом, управление нашим маленьким караваном было передано в руки старшей сестры. Ирина взяла уздечку, нас с Леной посадили в седло, и мы отправились в путь.

Было ещё утро, но воздух становился всё жарче. Мы двигались медленно. Впереди шла старшая сестра, она держала уздечку свободно и Бэлка, то и дело, наклоняла голову, чтобы ущипнуть травы, растущей в центральной полосе дороги. Лошадь одолевали оводы и мухи, она махала хвостом, отгоняя их от себя.

Наклонившись в очередной раз за порцией травы, Бэлла наступила на уздечку. Ирина попыталась вытянуть уздечку из-под лошадиного копыта, но не тут-то было, Бэлка стояла как ни в чём не бывало и на увещевания моей сестры не реагировала. В это время один из оводов ужалил лошадь в шею. Бэлка хотела мотнуть головой, чтобы отогнать его, но уздечка, которую она прижала ногой к земле, не позволила это сделать. Лошадь дёрнулась ещё раз и уздечкой содрала болячку на морде, оставшуюся от старого укуса насекомого. Рванувшись третий раз, Бэлка сдёрнула с себя уздечку, развернулась и побежала по дороге в обратную сторону. Мы с младшей сестрёнкой затряслись в такт её шагам.

Кобыла шла лёгкой рысью. Мои ноги были в стременах, а руками я держалась за луку седла, но Леночка, которая сидела передо мной, могла держаться только своими тоненькими ручками за седло. На гладком, постоянно двигающемся, сиденье, это очень трудно. Она была напугана и закричала. Лошадь от неожиданности припустила ещё быстрее. Старшая сестра, которая не могла контролировать ситуацию, тоже испугалась, и побежала за лошадью вдогонку, размахивая при этом уздечкой над головой. Бэлка, услышав топот сзади, снова увеличила темп. Тут я испугалась не на шутку.

В моей голове пронеслись истории о людях, которые упали с лошади и разбились. Я вспомнила как недавно один из местных чабанов упал с коня и вывихнул плечо. Эти мысли оптимизма не добавляли. Я пыталась найти выход из ситуации.

Сначала я наклонилась к Леночке и сказала: «Постарайся не кричать, лошадь пугается и от этого скачет ещё быстрее.» Моя мужественная сестрёнка, которой было всего шесть лет, сразу замолчала, и изо всех сил старалась удержаться в седле. Ирине я крикнула: «Не беги за нами, ты пугаешь Бэлку.» Старшая сестра остановилась и отстала. Теперь надо было остановить лошадь.

У Бэлки на шее была верёвка, к которой её привязывали на ночь, чтобы она не могла далеко уйти. Я решила воспользоваться этой верёвкой вместо уздечки, чтобы прекратить скачку. Но до этой верёвки надо сначала дотянуться. Петля верёвки была по диаметру немногим больше шеи животного и располагалась ближе к голове. Чтобы достать до неё, мне надо было наклониться вперёд, а передо мной, как вы помните, сидела сестрёнка.

Времени на раздумья не было, я потянулась за верёвкой, толкая при этом Леночку вперёд. У малышки и так все силы были направлены на то, чтобы удержаться, думая, что мы падаем вперёд уже вместе, и будучи не в состоянии долго удерживать мой вес, она, из последних сил "отжалась" от седла, чтобы выровнять крен. А я в этот момент дотянулась до верёвки и попыталась её схватить. Леночка резко рванулась назад, я вместо верёвки схватилась за гриву лошади и потянула на себя.

Бэлка встала, как вкопанная.

Надо было слезть с лошади. Я практически сбросила свою сестрёнку вниз на землю и поскорее слезла сама. Лошадь отошла в сторону и спокойно щипала траву. В это время к нам подбежала Ирина. Она стала помогать Леночке подняться, но от пережитого напряжения и падения ноги нашей сестрёнки подкашивались, встать она не могла. Тогда Ирина взяла Лену на руки, а мне сказала вести лошадь.

После этого случая за молоком мы ходили пешком. Леночка некоторое время приходила в себя, а мама лечила её ссадины, полученные при падении на землю.

Через несколько лет мы вспоминали этот случай, как смешное приключение.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.