Незадачливый мухсин

        НЕЗАДАЧЛИВЫЙ МУХСИН
 

Вернувшись из отпуска, я с удивлением узнал, что уволен наш новый  сослуживец Мухсин. Оказывается, он не прошёл испытательный срок, обязательный для всех, кого принимают на работу в наш проектный институт.
Именно это обстоятельство меня озадачило больше всего. Потому что Мухсин, хоть и совсем ещё молодой, на поверку оказался толковым инженером. Что же могло случиться в моё отсутствие?
Эта мысль не давала мне покоя и я, улучив свободную  минуту, заглянул в угловой кабинет, принадлежавший старейшему сотруднику нашего заведения Абдубаширу. Как всегда, мурлыча что-то, он старательно изучал какие-то чертежи.
Пожав мне руку в знак приветствия, Абдубашир вновь невозмутимо склонился над ватманом. В институте всем было известно, что старик не терпит тех, кто транжирит  служебное время на пустые разговоры и продолжительные чаепития. Поэтому, я сразу же перевёл беседу на Мухсина.
-А чего ты удивляешься? - как ни в чём не бывало, сказал Абдубашир.- Телёнка, если он чего-то стоит, видно по ногам. К твоему Мухсину тоже присматривались долго. Но, как говорится, земля тверда, а небо высоко.
Абдубашир развёл руками, привычно поправил очки и снова принялся за дело.
В нашем отделе, самом большом в институте, мы с Мухсином были моложе всех и очень быстро сдружились. Я  работал уже второй год и помогал ему как мог. В профессиональной годности Мухсина ни у кого не было сомнений. Поэтому, туманные объяснения Абдубашира никак не могли меня удовлетворить.
-Верно,- словно угадав мои мысли, через минуту вновь заговорил Абдубашир.- Специалист он хороший, ничего не скажешь. Но в жизни этого мало. Ещё нужен подход к людям, а к начальству, разумеется, в первую очередь. Без этого трудно удержаться где-нибудь. Или я не прав?
Не понимая, куда клонит этот старый лис, я только хмыкнул. Абдубашир, видя, что его слова не очень убедили меня, улыбнулся.
-Мухсину,- сказал он,- не мешало бы знать… гм… как бы точнее выразиться?- правил  этикета, вот. Подумай сам, какому начальнику приятно, когда его подчинённый говорит, что галстук у него подобран не под цвет костюма. Это о чём говорит? Не о том ли, что у начальника плохой вкус?
Затем Абдубашир, понизив голос, добавил:
-Даже если это правда, разве можно такое брякнуть? Особенно, если человек должен  пройти испытательный срок. Вот и суди сам. Помнишь, как резко  тогда упало настроение шефа?
Я стал лихорадочно думать, но так и не вспомнил, когда же Мухсин допустил такую бестактность по отношению к нашему заведующему. Может он  и впрямь высказывался по поводу дисгармонии в  его туалете, но я это пропустил мимо ушей.
-Или вот другой случай,- продолжал тем временем Абдубашир.- Пошли мы как-то втроём на обед: заведующий, я и Мухсин. Только вышли  за ворота  института, а тут какой-то знакомый Мухсина. Долго этот парень тряс Мухсину руку, расспрашивал о житье-бытье, потом поинтересовался, слышал ли он свежий анекдот. Видя, что  шеф начал нервничать, я слегка  потянул Мухсина  за рукав. Только тогда спохватившись, он стал прощаться со своим болтливым приятелем. Извини, говорит, кивая в нашу сторону, я тут с корешами.
Абдубашир испытующе посмотрел на меня.
-Каково-а?! – хихикнув, спросил он.- Ладно, я ещё  ничего. Но какой кореш наш уважаемый заведующий этому сосунку?! Он шеф и этим все сказано. Верно?
Кажется, я стал понимать, почему за Абдубаширом водится слава непотопляемого. В институте уже сменилось столько директоров и заведующих, которые, как водится, набирают свою команду, а он как сидел на одном месте, так и  продолжает сидеть. Никакие ветры и бури ему не страшны. Тонкий знаток чиновничьих душ, он может подладиться даже к дьяволу, если тот  станет его начальником. О таком человеке  говорят, что убийце родного отца он готов отдать и мать.
-Всему есть предел,- откинувшись на спинку кресла,  повёл дальше свой рассказ Абдубашир. -В один прекрасный  день лопнуло терпение и у нашего шефа. У него возник спор с заведующим соседнего отдела на тему, что  лучше для здоровья,  чёрный чай или зелёный. Наш заведующий настаивал на том, что чёрный чай обладает достоинствами, коих нет у зелёного и в качестве доказательства  приводил много аргументов. То же самое делал и заведующий соседнего отдела, но только в пользу зелёного чая. За ними  наблюдали  чуть ли не все сотрудники института.  Всем было хорошо известно, что в самомнении один не отстаёт от другого и с интересом ждали, кому же достанется пари. В самый  разгар спора Мухсин неожиданно встрял в него и стал  на сторону … кого бы ты думал?.. заведующего соседнего отдела. Понимаешь?
Абдубашир внимательно посмотрел на меня, как бы желая узнать, какой эффект произвели на меня его слова.
-Шеф тогда побагровел, - хихикнув в кулак, сообщил он затем,-  да так страшно, что казалось жилка на лбу у него лопнет. Потом он закрылся в своем кабинете и весь день никого не принимал. Такие вот дела. А ты ещё удивляешься, что уволили твоего дружка. Да ему, если он не изменит свой характер, легче пройти через Сирот1, чем испытательный срок.
Абдубашир придвинулся ближе к столу и вновь склонился над чертежами, давая понять, что разговор окончен.
Я молча встал и пошёл к двери.         


Рецензии