Голубые купола Самарканда
Одно из самых ярких моих впечатлений, это встреча и знакомство с самаркандским поэтом и драматургом, неизменно остроумным и блестящим Хаётом Негматом, в немощном теле которого живёт дух победоносного Рустама. Это о нём в одной из бесед поэт Бозор Собир, перефразировав известный байт-двустишие, сказал:
Подняв его плоть, муха в Индию может слетать,
А щедрость души его и слону не под силу поднять.
Мои незабываемые впечатления о поездке в Самарканд, куда я был приглашён Хаётом Негматом для знакомства с возглавляемым им Таджикским культурным центром, нашли отражение в опубликованном 13 декабря 1991 года в газете «Сухан» («Слово») очерке «Да не уйдут в землю родники».
Общаясь с Хаётом Негматом, я всё больше начинал осозновать, что прежде, начиная с 20-х вплоть до 70-х годов прошлого столетия, когда зарождалась и строилась Республика Таджикистан, в дело развития таджикской национальной культуры, науки, образования, распространения передовых традиций поистине огромный вклад внесла интеллигенция из Самарканда и Бухары. Эти города на протяжении многих веков являлись средоточием цивилизации в Средней Азии. Но сегодня наблюдается обратный процесс: жители этих древнейших таджикских городов нуждаются теперь в поддержке со стороны интеллигенции Таджикистана как единой и возрожденной после тысячу лет таджикской государственности. Нуждаются в плане культурных связей, сохранения языка, школ, активизации деятельности таджикоязычных СМИ, становящихся похожими на сужающиеся островки.
Первое, что меня поразило в Хаёте Негмате, его голос. Сильный, проникновенный, он временами бывает нежным, как ласка, а временами становится громовым, как боевой клич. Такая манера произносить слова - страстно и убеди-тельно, свойственна обычно людям целеустремленным, умеющим любить и ненавидеть, но при этом знающим, куда и зачем идут. Вероятно, сильный голос он унаследовал от деда - Хасана Чуджи. популярного певца и музыканта, о котором с теплотой упоминает в своих воспоминаниях о Туграле ученый – литературовед Туракул Зехни, чье столетие в 1992 году отмечалось в Душанбе и Самарканде.
Но мне кажется, что помимо сильного голоса, богатой и красочной речи, которой он неизменно покоряет и зажигает сердца людей на многочисленных встречах, Хаёт Негмат от своих предков унаследовал, прежде всего, неистощимую лю-бовь к своему родному городу, нареченному «Сайкали руи замин» - «Лучезарнейшим градом из городов», столько раз поднимавшемуся из пепелищ, любовь к родному языку, который наперекор всему остается главным в Самарканде, хотя официально и непризнанным.
Должен сказать, и у меня к Самарканду и Бухаре своё, трепетное отношение, которое сложилось ещё задолго до того, как я впервые увидел голубые купола медресе и гробниц, великие памятники зодчества этих городов, немых свидетелей славной и трагической истории моего народа.
Значение этих древних городов для таджикской нации, во все времена бывших центром её духовной жизни, колыбелью культуры, всемирно известной поэзии, трудно переоценить. По образному выражению литературоведа и публициста Фотеха Абдулло, который, кстати, и познакомил когда-то меня с Хаётом Негматом, таджикская нация, оторвавшись от Самарканда и Бухары, как бы лишилась материнских грудей.
Однажды, когда беседуя с Хаётом Негматом, мы коснулись этой темы, он рассказал такую притчу: «У одной знатной женщины во время прогулки порвалась нить ожерелья, и драгоценные камни рассыпались по земле. Прохожий, наблюдавший все это со стороны, улучив миг, схватил примеченные им драгоценные камни и спрятал за пазухой. С тех пор утекло много воды, но прохожий тот все ещё воровски озирается кругом, боясь, что явится женщина и потребует вернуть жемчужины. «Не отдам! Это моё, моё!» - твердит он в алчном безумии. И невдомек ему, что ещё никогда никому не удавалось разжиться на чужом добре».
Помнится, во время одной из моих поездок в Самарканд, на прощанье Хаёт Негмат подарил мне иллюстрированный альбом с видом медресе Шердор - Медресе со львами на обложке. И тогда я впервые обратил внимание, что изображенные на портале львы озарены лучами солнца. Для наших предков львы были символом мужества и благородства, а солнце - это знак мудрости и доброты. Мужество и благородство, согретые лучами доброты, - вот завещание, дошедшее до нас из глубины веков.
Ему и следуют Хаёт Негмат и его друзья в своём страстном желании пробудить в людях историческую память, помочь познать се¬бя, свои истоки, корни.
Следует также добавить, что неутомимый Хаёт Негмат подготовил к печати интересную антологию в двух томах, вторую подобного рода книгу после «Суханварони сайкали руи замин» («Словотворцы лучезарного града»), которая со-держит ценные сведения о примерно двухстах поэтах, уро-женцах Самарканда.
Свидетельство о публикации №219053000409