Почти учебник по фотографии. Плёнка и другое

Глава 4. Как я снимала на пленку.

С появлением цифровых камер мир сошёл с ума. Фотографами стали все. Количество академий, школ, курсов стало увеличиваться с пугающей быстротой. Вместе с тем росло и количество плагинов и программ по обработке фотографий. Самый частый вопрос, который вставал перед каждым фотографом был: плёнка или цифра?

Тогда, 10-12 лет назад плёнка, безусловно, была впереди. И сейчас, осмелюсь сказать, плёнка даёт совершенно отличное от цифры изображение.
«В чем это отличие?» - спросите вы. А отличие это в объеме изображения и наличие воздуха. Я это говорю с полным правом человека, снимающего на все топовые цифровые и аналоговые камеры.

Конечно, очень много зависит от сканирования пленки, но, поверьте мне, даже очень плохо отсканированные кадры имеют этот и объем и воздух. Как ни странно. Другое дело, в наш век больших скоростей люди стали столь нетерпеливы и суетны. Они хотят все быстро и сейчас. Поэтому экраны на фотоаппаратах становятся больше и красочней.

Мы забыли, что такое « тайна», забыли то предвкушение чуда, когда на ваших глазах проявляется изображение. Я это хорошо помню. В далеком детстве я в красном свете сама колдовала над кюветой с проявителем. Помню запах фиксажа и мокрые, скользкие на ощупь фотографии. Помню потрескивание сохнущих фотографий в глянцевателе...  Потом, в тесноте ванной комнаты, мы с моей маленькой дочкой повторяли это чудо, чудо рождения отпечатков.


 Сейчас мало кто печатает « мокрым способом», как правило отдают пленку в лабораторию. Там её проявят и отцифруют. Вы получите фотографии, переведённые в « цифру», но даже тогда (!) они не потеряют своего объема и воздуха.


 Плёнка продолжает продаваться, лаборатории продолжают работать, количество снимающих на пленку не уменьшается. Много молодежи, не знающей запаха фиксажа, пытаются снимать на плёнку. Итак. Чему же учит плёнка? Есть ли смысл снимать на пленочные фотоаппараты?
 
  1. Плёнка приучает к неспешной, вдумчивой работе. Вы всегда помните, что у вас в наличии 36 или 12 ( в средне-форматных камерах) кадров и вы не должны потерять ни один из них. Поэтому вы должны тщательно откадрировать снимок и самое главное думать о том, что вы снимаете.
 2. Снимая на плёнку вы набираетесь терпения ожидая результата и, в  то же время вы становитесь обладателем тайны. Ощущения вскрытия пакета с проявленной пленкой не сравнится ни с чем. Это как подарок ко дню рождения или Рождеству.

 3. Увлекаясь фотографированием на плёнку вы приобретаете много полезных навыков. Вы можете научиться заправлять пленку в бачок, пользоваться увеличителем, сканированием плёнки, обработкой файлов. Взамен вы получаете « живое» изображение.

 4. Ещё одним из плюсов фотографирования на плёночные фотоаппараты является само знакомство с этими фотоаппаратами, с торжеством инженерной мысли. Таких красивых фотоаппаратов, пожалуй, сейчас уже не выпускают. Большенство топовых фотоаппаратов имеют невероятный дизайн, очень « вкусный» звук работы затвора, большие светлые видоискатели, потрясающую экспонометрию.

 5. Объективы. Самые красивые, в смысле рисунка, самые маленькие - это объективы были созданы именно для плёночной фототехники.
 Линзы для таких объективов шлифовали вручную, с специальной асфальтовой пастой. Эти объективы имели небольшие дефекты ( как сейчас считают) - это дисторсию и аберрацию. В новых объективах для цифровой фотографии от них избавились путем добавления всё новых и новых просветленных линз, но именно эти дефекты и создавали ту красоту снимка. Убив их, создатели  « убили» в том числе и красоту изображения. Сейчас многие фотографы и используют эти старинные объективы, надевая их через переходники на свои цифровые камеры, пытаясь улучшить свои фотографии. Вы думаете, что это решение вопроса красоты снимка? Как бы не так!

6. На самом деле красивые старые объективы- это всего лишь часть решения, ведь ещё есть пленка.
Фотоплёнка состоит из одного или нескольких эмульсионных слоёв, нанесённых на подложку. В современных чёрно-белых или монохромных фотоплёнках используется один эмульсионный слой, чаще всего состоящий из двух или трёх полуслоёв с различной светочувствительностью. Такое строение позволяет получать большую фотографическую широту при малой зернистости: яркие участки изображения фиксируются мелкозернистым низкочувствительным полуслоем, а тени — более высокочувствительным.
Цветные фотоплёнки имеют более сложное строение. Они состоят из трёх до пяти эмульсионных слоёв с разной спектральной чувствительностью. Верхний несенсибилизированный слой чувствителен к синему свету, средний — к сине-зелёному, а нижний — к синему и красному излучениям. Расположенный под верхним синечувствительным слоем жёлтый фильтровый подслой задерживает синий свет, не пропуская его к нижним слоям, и обесцвечивается при лабораторной обработке.
При проявлении пленок происходит восстановления серебра.  Противоскручивающий слой или контрслой наносится на обратную сторону подложки и состоит из желатина.
В современных фотоплёнках в противоореольный слой добавляется коллоидное серебро, которое обесцвечивается в процессе лабораторной обработки. Обратите внимания сколько натуральных компонентов входит в состав слоёв из которых состоят пленки. Не сложно понять почему изображение получается живым и объемным.

Так ли, иначе, но съёмка на пленку остаётся привилегией эстетов или очень дотошных людей, неравнодушных с тому, как будет выглядеть изображение, которое они получают.

Глава 5.

На какой фотоаппарат нужно снимать, чтобы не разочароваться в фотографии?

Давайте-ка начнем издалека. Немного об истории фотоаппаратов. Какие они бывают? Хочется написать « были». О! Нет! Это будет неправдой! На самом деле сейчас я скажу вам удивительную вещь:
Снимают по сей день всеми фотоаппаратами, которые были когда-либо изобретены!  И это - невероятно, но это - ПРАВДА!

Теперь по-порядку. Присматривайтесь:

Первым устройством, используемым для проецирования и копирования изображений, была камера-обскура.Она продолжает продаваться и сейчас. Я о ней мечтала долго и всерьёз. Видела её из красного дерева , такой красивый вожделенный ящичек.


В своей первоначальной форме она представляла собой затемненную комнату с отверстием в одной из стен. Изображения предметов, находящихся вне комнаты,  проецировались через отверстие на противоположную стену, и люди, находящиеся в комнате, могли наблюдать эти изображения и переносить их на бумагу .

Время изобретения камеры-обскуры неизвестно, но уже в XI веке она использовалась для наблюдения за солнечным затмением и о ней знал Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.). Приблизительно в XVI веке камера-обскура изготовлялась в виде светонепроницаемого ящика. Итальянский математик и физик Джироламо Кардано (1501—1576 гг.) установил в нее линзу, а изображение с помощью зеркала проецировал на матовую стеклянную пластинку.

Полученное изображение можно было обвести на бумаге .
Люди стали использовать стеклянную линзу очень давно. Впервые она была обнаружена в руинах Ниневии, разрушенной Вавилоном в 612 г. до н. э. Возможно, стеклянные линзы впервые использовались для улучшения зрения еще до начала XIV века.

Джордано Пиза пропагандировал их применение в проповеди в 1306 г. и указывал на значение открытия стеклянных линз двадцатью годами раньше.
Хотя, используя камеру-обскуру, изображения можно было фиксировать на бумаге или наблюдать, возникла потребность в более простом способе регистрации изображений.


 В 1826 г. французский изобретатель Нисефор Ньепс применил асфальт для регистрации высококонтрастных изображений. Асфальт, обычно растворимый в лавандовом масле, становится нерастворимым после воздействия света. В одном из своих экспериментов Ньепс наносил раствор асфальта в лавандовом
масле на полированную оловянную пластинку, которую выставлял на солнечный свет под полупрозрачным штриховым рисунком.

В местах пластинки, находившихся под непрозрачными участками рисунка, асфальтовый лак практически не подвергался воздействию солнечного света и после экспозиции растворялся в лавандовом масле.

После дальнейшего травления и гравирования покрывали краской.Свет задубливал лак в освещенных местах, а лавандовое масло вымывало незадубившиеся участки лака, в результате чего возникало рельефное изображение, которое использовалось как клише для получения копий с оригинала. Покрытые лаком пластинки также применялись вместе с камерой- обскурой для формирования прочных светописных изображений. Этот способ получения изображений
назван гелиографией. Это так, для кругозора.

И ещё о камере обскура: В сентябре 2017 года на фестивале БАФF в Болгарии Дмитрий Рубинштейн закрепил на крыше штаб-квартиры фестиваля две камеры-обскура, а точнее две коробочки из фольги для пищевых продуктов с загруженной туда фотобумагой, с целью через год(!) коробочки торжественно снять, бумажки вытащить и увидеть... изображение!

Мой мозг агрессивного гуманитария активно заискрил в поисках подвоха, но виду не подал. Просто затаил в себе жуткое сомнение.
Так вот прочь сомнения! Смотрим результат.
 И теперь еще очень важное во всей этой истории. Все кто знаком с Фотографией, остро ощущают время. Дима понимал, что такое время. Иначе как можно было, в наш век глобальной цифры, решиться на экспозицию длинною в год? Он решился, а 27 июня 2018 умер. И, как очень верно заметил уважаемый Игорь Киссель (Igor Kissel), эта дата совершенно точно запечатлена в одной из тех 365 полосок движения солнца.
Димка Рубинштейн снимал и на большие деревянные камеры со стеклянными пластинками. Мой муж знал его с детства, они были соседями по даче. Потом он уехал в Чехию. Пришел в Посольство и сказал : « Я - Гений» И ему поверили и дали рабочую визу и подвал в центре Праги для галереи. Там мы встречались. Жаль. Такие люди должны жить долго.
Итак.
 Дагерротипия.
      ( Продолжение следует)


Рецензии
Интересные рассказы о фотографии!

В фотографии нет мелочей!

Об этом Вы, Уважаемая, Ольга, рассказываете очень интересно!

Ваши рассказы я читаю с огромным удовольствием.

Фотография - прежде всего искусство, которому человек, занимающейся им, отдаёт всю жизнь.
Хорошего фотографа называют сначала мастером, когда у него за плечами годы годы работы мастером -
фотографом, когда он стал известным фотографом, его называют фотохудожником. Если спросить любого человека о художниках, которых он может назвать, то он назовёт много имён, если его же
попросить назвать хотя бы одно имя фотохудожника, то он...скорее всего не назовёт ни одного имени
фотохудожников. Как бы это не казалось странным, но фотохудожников было много в самые первые
годы фотографии. Цифровая технология, "пришедшая" в фотографию в какой- то степени уронила
престиж фотографии, вернее труд фотографа, но " цифра" не заменит труд фотографа, потому что
в фотографии выбор, всегда за человеком.
Всего Вам самого хорошего!

С уважением


Александр Андриевский   30.05.2019 16:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Ваша правда! Удачи Вам!

Ольга Широпаева   30.05.2019 16:55   Заявить о нарушении
Уважаемая, Ольга!

Благодарю Вас за доброе пожелание!
С уважением

Александр Андриевский   30.05.2019 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.