Buenos dias tristeza...

 Может это и не миниатюра и место этой заметке в другом разделе? К примеру, в музыкальном обзоре? Да и так уж это принципиально, когда на повестке дня- грусть...

…Хосе Луис Пералес-испанский певец и композитор. Им написано свыше 500 (пятисот!) песен. Среди них бесспорную популярность приобрела ставшая в итоге знаменитой и вероятно самой узнаваемой «Porque te vas?» («Почему ты уходишь?»). Всё так. Однако, в ряду многочисленных почитателей таланта Пералеса несомненно отыщутся те, кого привлекла иная композиция. Как обычно, всё упирается в восприятие. Мог ли предполагать будучи ещё совсем молодым Хосе Луис, что его ждёт успех и мировая слава? Сколько мальчишек и девчонок появились на свет в 1945-м в небольшом испанском городке Кастехон и какой жизненный путь им был предначертан? Я не знаю, но одно скажу -все они, почти наверняка, сталкивались с эмоциональным состоянием, которое не минует практически никого. Имя ему-грусть. И именно у Пералеса рождается, на мой взгляд, настоящий шедевр, состоящий из казалось бы простых, непритязательных слов и сочетания нот:

    Buenos Dias Tristeza (Доброе утро грусть)

 Сдаётся мне, механически создать подобное невозможно. Это вам не выточить типовую деталь на станке, повторить без запинки на автомате таблицу умножения или не глядя, в кромешной тьме, застегнуть пальто на все пуговицы. Здесь требуется больше усилий, без страданий в данном случае не обойтись. Первые строки песни задают соответствующий тон:

                В день, когда ты приехала ко мне,
                Оставила свой чемодан в углу,
                Посмотрела на меня,
                А после обосновалась в моём кресле…

 Пералес попал в десятку! Грусть на такое горазда, она мастер своего дела..Поди попробуй от неё избавиться! С ходу не получится, проще курить бросить. И воля абсолютно не при чём. Кто-нибудь задумывался над тем, как выглядит грусть? В каком образе она предстаёт перед нами? Хм..Вопрос на засыпку. Хотя может и нет-всего лишь открывается безграничное поле для воображения:

-Рыцарь в чёрных доспехах на вороном коне, неумолимо надвигающийся, но не собирающийся выбить тебя из седла одним могучим ударом. Его задача заставить противника бороться, тратить силы в безуспешных попытках избежать поражения, а самому получать удовольствие от твоих тщетных усилий вырваться из западни;
-Густой туман умудрившийся отрезать тебя от внешнего мира и медленно, не торопясь, сжимающий болевым приёмом горло, лишая глотка спасительного воздуха;
-Сказочная фея, посетившая тебя во сне, но предательски исчезнувшая с первыми лучами восходящего солнца;
-Ушедший последний трамвай с табличкой «в депо»;
-Белочка в парке нашедшая орешек и стремглав взлетевшая на высоченное дерево, оставив тебя в одиночестве..
Такова грусть?

 Пералес наделил её безоговорочной решимостью и…неотвратимостью. Она ведь поселилась не на время, не на пару деньков, она подготовилась обстоятельно, собрала всю свою мощь и разместилась по-хозяйски в виде чемодана в углу. Причины для появления ненавистного кофра в личном пространстве разные, но всегда ли грусть связана с неудовлетворённостью в чём бы то ни было?

…Десятилетний мальчуган стоял как вкопанный на берегу моря и до боли в глазах всматривался в ставшую крошечной точку в которую превратился отец, заплывший так далеко, что меня охватил не страх, а вселенская пустота. Отвратительное чувство. Спустя полгода после смерти матери, в день её рождения, 4-го февраля, я пришёл на кладбище. Никогда не видел город мёртвых таким…безлюдным. Ни единого посетителя. НИ ОДНОГО! Только я у могилы родного человека, ледяной ветер и горы снега. Помню потерял счёт времени и только окрик сторожа вернул меня в реальный мир. А намедни, перелистывая альбом в поисках старой фотографии, я наткнулся на хорошо сохранившийся снимок почти сорокалетней давности. Радость так и выпрыгивала из прошлого! Выпускной вечер, мы в буквальном смысле сходим с ума-впереди целая жизнь. «Ага»-ухмыльнулась грусть. «Убирайся прочь!»-промелькнула мысль и наткнулась на наглый ответ-«Разбежалась, волосы назад!». Или последнее воскресенье августа. Конец школьных каникул. Прощальный вечер у костра в пионерлагере и музыка над танцплощадкой из кинофильма «Песни моря». А какие же замечательные слова:

                К долгожданной гитаре я тихо прильну,
                Осторожно и бережно трону струну…

И нет уже в живых Дана Спэтару, в тысячах парсеках от меня те минуты, зато чемодан Пералеса рядышком, в углу. И никто кроме меня не выставит его за дверь..
Кто-то скажет, что во всех перечисленных выше историях грусть проявила себя в полной мере и на большее не способна. Как бы не так! У неё в запасе коронный номер, намного эффективней виртуозного удара пятью пальцами в исполнении неподражаемой Умы Турман в роли Беатрикс («Чёрный мамбы»), отправившего на тот свет старину Билла. Сомневаетесь? Ну-ну..

А как вам такой расклад-

…Стоять под дождём (да хоть под ярким солнцем-не в погоде дело) с букетом чудных роз и считать секунды до встречи с любимой женщиной. Такой прекрасной, что кажется сойдёшь с ума от счастья, от одной только возможности увидеть её, идущую тебе навстречу, а потом…прокручивать сотни раз эти короткие мгновения, сталкиваться с ними в самый неподходящий момент или наоборот, восстанавливать как по заказу каждую деталь мимолётного свидания. Внутренний голос подсказывает, умоляет, наконец, требует упаковать надежду в металлическую коробку, закрыть на хитроумный засов и выбросить в глубокую реку единственный ключ,.. забыть раз и навсегда, вычеркнуть, стереть, осознать, что любовь не осуществится НИ-КОГ-ДА! Но нет! Ты же упрямый, тебя тешат иллюзии, ты весь в мечтах..несбыточных до такой степени, что шансов отправиться в путешествие на космическом корабле Илона Маска у тебя неизмеримо больше, чем станцевать танго с женщиной всей твоей жизни…
Если у кого и осталась хоть толика сомнений в безжалостных способностях грусти, с комфортом устроившейся в сердце человека страдающего от несбывшейся любви, то…Ладно, в сторону рассуждения и философствование. Предлагаю посмотреть на Евгению Глушенко, нет не сыгравшую, прожившую(!) роль в одном из лучших советских фильмов «Влюблен по собственному желанию». Её глаза, когда она говорит по телефону, сильнее любых слов.

…А бывает грусть подкараулит на ровном месте, неожиданно ударит под дых и невесть откуда появившиеся слёзы заставят остановиться и присесть на скамейку. Потому что прошедший мимо, припадающий на правую ногу старик, напомнил тебе картинку из детства, когда хромой часовщик, фронтовик дядя Саша, опираясь на костыль пытается открыть заклинивший замок. Я оглядываюсь, вижу оставленный в углу чемодан и шепчу:

                Buenos Dias Tristeza (Доброе утро, грусть)


             https://www.youtube.com/watch?v=HT0v0sF-iaw


Рецензии