Китай заманивает российских пилотов

В интернет попали результаты анкетирования российских военных лётчиков, участвующих в операции в Сирии. Данные опроса выглядят крайне противоречиво: пилоты жалуются на несправедливое отношение к ним и их труду, а также на отсутствие стимулов к службе, отчего многие подумывают уйти из армии. Минобороны опровергает информацию о проблемах среди лётного состава. Однако источники подтвердили: ситуация может быть именно такая и даже несколько хуже.

Следует уточнить сразу, что на плохое отношение к себе со стороны командования пилоты жаловались уже давно. Боевая обстановка, в которой оказались лётчики, направленные в Сирию, лишь обострила недовольство. На что именно жалуются пилоты? Во-первых, по их словам, лётный состав привлекается к несвойственным задачам. Так, лётчиков заставляют постоянно ходить на построения и утомляют бесконечными проверками. Боевых пилотов даже вынуждают брать в руки веники и убирать территорию. Всё это приводит к несоблюдению норм труда и отдыха и в конечном итоге к небоевым потерям лётного состава.

 Во-вторых, у лётчиков есть претензии и к военным полицейским, которые охраняют базу. Те, дескать, постоянно превышают свои полномочия и неуважительно относятся к лётному составу. В-третьих, пилоты недовольны отсутствием финансового стимулирования при выполнении боевых задач в Сирии, которое резко прекратилось после того, как было объявлено, что операция для Российской армии закончилась. Лётчики утверждают, что боевые вылеты им никак не оплачивают. Кроме того, пилотов перестали награждать.

Кстати, возможно, скоро ситуация повторится и с лётчиками военно-транспортной авиации, которые снабжают войска в Сирии, здесь также накопилось немало проблем. Нагрузки на «транспортников» всё время растут. Сегодня экипажи Ил-76 или Ан-124 налётывают в год в среднем по 500–600 часов, проводя недели вдали от базового аэродрома. Для пилотов военно-транспортной авиации давно уже стали нормой полёты впроголодь и без «командировочных».

По оценкам экспертов, последние несколько лет ВКС из-за неприемлемых условий теряют за год полк подготовленных лётчиков. Большинство пилотов переучиваются и начинают работать в гражданской авиации. И их уход невозможно восполнить выпуском курсантов, поскольку лётчиков сегодня готовит единственное в стране Краснодарское высшее военное авиационное училище. При этом не следует забывать, что уходят опытные лётчики, а им на смену приходят выпускники, которых нужно доучивать.

Увы, генералы, похоже, не понимают, что требования к жизни и службе у современных молодых лётчиков отличаются от тех, которые были у их предшественников лет 50 назад.
Да, в большинстве своём они так же полны романтикой полётов и военной службы. Но вместе с тем они сравнивают своё положение с тем, что происходит «на гражданке», и считают, что Вооружённые силы должны дать им больше, чем дают сейчас. Главным образом с точки зрения уважения к их труду и самоотдаче. Если оставить это как есть, то военные лётчики по-прежнему будут завидовать тем, кто летает на гражданских Airbus и Boeing.

В этом смысле показательна история старшего лейтенанта Игоря Сулима из Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВКС – пожалуй, самой элитной воинской части российской военной авиации. В 2011 году офицер написал в своём интернет-блоге о поборах командования воинской части с тех офицеров, кто получает премию за успехи в боевой подготовке. В конце концов офицер под давлением был вынужден уйти из армии. Однако он легко нашёл себя в гражданской жизни, прошёл переобучение на гражданского лётчика, работал на международных рейсах в «Уральских авиалиниях», а теперь летает в Китае.

Уход военных пилотов в гражданскую авиацию вполне может стать массовым. При этом вряд ли лётчики останутся в России. Последнее время Китай активно перетягивает к себе опытных российских пилотов, платя им в месяц зарплату, эквивалентную 1,5 млн рублей. Это почти в 3 раза больше, чем зарабатывают гражданские лётчики в России. Помимо оклада выдаётся бонус за безопасность полётов, суточные, а также компенсируются расходы на жильё. Конечно, потребуется пройти переобучение, однако история Игоря Сулима показывает: возможности есть. А потому наверняка найдутся желающие повторить его опыт.


Рецензии