Владивостокская крепость

В 1974 – 75 годах отец приехал к нам во Владивосток. Шли как-то мы с ним по городу, и он задает вопрос: « Вот в мемуарах адмирала Кузнецова описан такой эпизод. Проезжая по Владивостоку, он встретил возчика, который на лошади вез какие-то блоки. На вопрос, откуда они, он ответил адмиралу, что из крепости. Так скажи, где эта самая Владивостокская крепость находится?»
А я в то время действительно ничего не мог сказать об этом. Так как в то время еще мало жил во Владивостоке, но потом поинтересовался у многих бывших выпускников ТОВВВМУ (Тихоокеанского высшего военно-морского училища), которые как минимум пять лет жили во Владивостоке. Они тоже ничего не могли сказать о крепости. Самое большое, что могли сказать, что где-то на острове Русском есть «Ворошиловская батарея», но на ней тоже почти никто не бывал, так как это закрытый объект.
Это самый наглядный пример, как строилось патриотическое воспитание граждан СССР и почему страна в один миг вдруг развалилась и никто не принял никаких мер к ее защите.
Куда уж дальше идти, если морские офицеры ничего не знали об истории этой крепости.
Крепость принадлежит к числу самых мощных приморских крепостей мира, создавалась исключительно русскими военными инженерами и строителями, солдатами, саперами.
К первой мировой войне это была одна из немногих крепостей, которая имела надежную оборону со стороны суши. В ней были учтены все недостатки, повлекшие падение Порт-Артура в 1904 году. В то время крепость имела около пятидесяти береговых батарей, способных противостоять самым мощным кораблям противника, шестнадцать фортов, десятки береговых капониров и полукапониров, множество опорных пунктов и сухопутных батарей.
Все основные сооружения снабжались электроэнергией и соединялись между собой дорогами и подземными кабелями связи. Обеспечивалось быстрое развёртывание минных заграждений совместно с флотом.
На нескольких основных фортах для защиты от артиллерийского огня были возведены семь тоннельных и одна казематированная казарма, более трёх километров подбрустверных галерей и шесть километров тоннельных ходов.
Крепостные сооружения строились с учётом всех достижений фортификационной науки того времени. Они прекрасно вписаны в пересеченный рельеф местности, что значительно увеличивает их боевые возможности. Примечательно, что неприступная крепость была возведена всего за несколько лет перед началом первой мировой войны.
Строительство шло в гористой труднодоступной местности, впервые в практике фортификационных работ были широкомасштабно использованы подвесные канатные дороги.
Качество и прочность возведенных сооружений и их последующая модернизация позволили сохранить своё значение в течение нескольких десятилетий.
Это послужило одной из причин, по которым японское правительство не решилось вступить в войну на стороне гитлеровской Германии.
Частично мы с крепостными сооружениями были знакомы. В частности, с фортом «Поспелова», куда мы с женой и сыном по выходным иногда ездили за грибами. Выходили на «Канале» и шли до форта, там лазили по казематам, собирали грибы и шли к причалу в районе бухты Аякс.
Сейчас это все территория Дальневосточного Государственного университета. К бывшей Новосильцевской батарее выходит мост из города.
На сегодняшний день Форт Поспелова является экскурсионным историческим объектом. Правда, орудия на батареях не сохранились (растащили на металлолом). Но для экскурсантов предлагается осмотр убежищ, складов боезапаса и других казематированных помещений.

Обязательно рекомендую прочесть книгу  Аюшин Н.Б., Калинин В.И., Воробьев С.А., Гаврилов Н.В. Владивостокская крепость. Владивосток: Дальнаука, 2006. 336 с. + цв. вкл. ISBN 6-8044-0660-4

В книге крепость описана так: "Среди сооружений Владивостокской крепости не найти ни стен с башнями, ни бастионов, ни морских фортов с многоярусным размещением артиллерии. Возведенные на рубеже XIX-XX столетий, укрепления Владивостока соответствовали всем достижениям фортификационной науки своего времени.
Владивостокским инженерам-фортификаторам приходилось применять эти достижения к весьма своеобразному рельефу местности. Охарактеризуем кратко военногеографические особенности крепостного района.
Расположение Владивостока представляло значительные выгоды для сухопутной обороны: полуостровное положение, горно-лесной характер местности, наличие глубоких речных долин.
Полуостров Муравьев-Амурский, на котором расположен Владивосток, пересечен несколькими хребтами в широтном направлении, которые представляли в свое время прекрасные естественные оборонительные рубежи. Среди них - водораздельный хребет Богатая Грива между рекой Лянчихе с одной стороны и Черной Речкой и рекой Шамора - Другой, где была подготовлена линия окопов, известная под названием «позиция встречи»; ряд высот по южной стороне долины реки Седанка, где была расположена главная линия обороны постройки 1910-1917 гг.; горы Суворова (257,4 м) и Муравьева-Амурского (Холодильник) (258 м) и примыкающие к ним высоты как по северному, так и по южному борту долины Первой Речки, где размещены укрепления проекта 1899 г., и, наконец, высоты, непосредственно примыкающие к центру Владивостока и бухте Золотой Рог, среди которых важнейшее значение имеет г. Орлиное Гнездо (193 м), где располагались первые деревоземляные укрепления сухопутной обороны Владивостока, до настоящего времени не сохранившиеся.
Русский остров, отделенный от полуострова Муравьев-Амурский проливом Босфор Восточный, гористый, покрытый лесом, изобилующий глубокими укрытыми бухтами, всегда считался ключом к Владивостокской крепости с моря. Господствующее положение над островом и его бухтами, безусловно, занимает г. Русских (291 м).
 Здесь по проекту 1899 г. были сооружены форт и батарея. Удобны для устройства сухопутной обороны и высоты на полуострове Саперном между бухтой Новик и проливом Босфор Восточный. На одной из них по проекту 1899 г. возвели форт Поспелова. Наиболее десантоопасными участками являются восточное и южное побережья острова. На высотах, примыкающих к этим берегам, в 1910—1917 гг. были сооружены четыре форта.
Значительная протяженность береговой линии как полуострова Муравьев-Амурский, так и о. Русский, частые в летнее время года туманы требовали создания большого количества береговых батарей и устройства надежной противодесантной обороны. Замерзание в зимнее время Амурского залива и возможность форсирования его в это время года неприятельской пехотой, высадившейся прямо на лед или прорвавшейся со стороны Маньчжурии или Кореи, заставляли развивать оборону его побережья в первую очередь.
Таким образом, владивостокским инженерам пришлось решать непростую задачу обеспечения устойчивой обороны Владивостока как со стороны моря, так и со сторны суши в условиях горного рельефа, изрезанной и протяженной береговой линии и сложных климатических условий"

Командный состав крепости описан так:

Коменданты Владивостокской крепости с 1887 по 1920 г.
1. 1887-1888 гг. - полковник Л.Н. Кладо
2.1888 г. - полковник М.И. Стрижев
3.1888-1892 гг. - генерал-майор Н.Ю. Аккерман
• 1892—1903 гг. — генерал-лейтенант М.И. Стрижев
• 1903—1905 гг. - генерал-лейтенант Д.Н. Воронец
6.1905 г.-генерал-лейтенант Андреев
• 1905 г.-генерал-лейтенант Г.Н. Казбек
• 1905-1906 гг. — генерал-лейтенант А.Н.Селиванов
• 1906 г. - генерал-майор О.А. Модль
• 1906 г. - генерал-майор Л.К. Артамонов
• 1906-1912 гг. - генерал-лейтенант А. Ирман
• 1912-1913 гг. - генерал-лейтенант А.Н. Нищенков
• 1913-1914 гг. - генерал-лейтенант  С. Саввич
• 1914—1917 гг. — генерал-лейтенант Д.Д. Крылов
• 1917-1918 гг. - генерал-майор И.А. Дум- бадзе
• 1918-1919 гг. - полковник С.С. Толстов
• 1919 г. -полковник И.И. Томилко
• 1919 – 1920 гг. - подполковник Краковецкий
• 1920 г. - генерал-майор Травников.


Начальники инженеров Владивостокской крепости с 1889 по 1922 г.

1. 1889-1902 гг. - генерал-майор К.С. Чернокнижников
2.1902-1910 гг. - генерал-майор В.И. Жигалковский
3. 1910-1911 гг. - генерал-майор В.А. Кухарский
4.1911-1915 гг. - генерал-майор А.П. ПТотттин
5. 1915-1919 гг. - генерал-майор А.Л. Федоров
7. 1920-1921 гг. - полковник Э.О. Маак
8.1921-1922 гг. — полковник П.П. Унтербергер

На заставке к рассказу - Музей Владивостокской крепости.


Рецензии