Возвращение к истокам и корням

                Возвращение к истокам  и  корням
               (Смерть в контексте жертвенного патриотизма)
       Возвращение человека  в почву в качестве  удобрения  к  реальным  натуральным  корням растений – это  грубое и зримое «возвращение человека к своим истокам», о которых так любят говорить сегодня  патриоты-политологи и пропагандисты. На самом деле смерть –это  переход живого организма в прежнее атомарное состояние. Увы, жизнь и смерть человека,  его  тело всегда становится ходовым и дешёвым   товаром во время войн, смут и социальных катастроф. Для подавляющего большинства  трезвомыслящих  людей смерть  всегда являлась  негласно  табуированной темой.
          Конец жизненного  пути  всегда пугал и пугает, как «божественных» Цезарей  и «бессмертных владык мира и покорителей Вселенной», так и  миллионы  ничтожных  рабов на галерах, в шахтах и в рудниках. Никто не хотел  и не хочет умирать. Никто не хочет умирать  ни за идею, ни за  вождя,  ни за какие коврижки, наступает час Икс и человек  неминуемо умирает, уходит  безвозвратно и навечно от  живых.
       Этот  внезапный уход в Мгновенную  Вечность, где нет времени-пространства, где  нет воплей и стенаний, так  пугает человечество, что оно создало  множество религий и верований, призванных не только утешить, успокоить, ободрить, но и сделать смерть  и бессмертие  выгодной разменной монетой. Человек при добром  здравии – это покорная   жертва  мытаря-налоговика, надёжный  источник пополнения  государевой казны, живой товар, предмет купли-продажи. Но и умирающий человек и  его бездыханный  труп –  тоже товар, предмет похоронного бизнеса и мемориального монументального искусства.  Пока человек жив, он, как товар,  в силу своего положения и возможностей сам  участвует в торговых сделках  социально-политического и  военно-патриотического характера, где расходным материалом является его  жизнь.
    После всего того, что случилось  с людьми в ХХ веке, все трезво мыслящие люди, в том числе и  «пламенные патриоты», давно согласились с те, что нет  и быть не может как   героической «красивой смерти» так и с тем, что   не может быть  красивого трупа.   Красивую смерть придумали поэты-романтики, литераторы-милитаристы, художники-баталисты  и  композиторы, военные историки  и сочинители военных маршей. Из всех покойных красавиц в мировой литературе, даже самая  прекрасная, встающая из гроба  мёртвая панночка Гоголя,  скорее пугает нас, чем восхищает. Вообще, разложение человеческого тела — малоприятное зрелище для большинства  еще пока живых людей. Разложение  плоти  любого животного  и всякого  человека, любого убитого и или погибшего  существа действует угнетающе  и не приемлет никакого оптимизма. Весьма натуралистично и правдиво об этом свидетельствует писатель-фронтовик Виктор Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты», когда  ведёт речь о сотнях и тысячах не захороненных трупах  германских и советских солдат. Постоянно видеть  смерть и разлагающиеся трупы  убитых и раздавленных танками  солдат отупляет чувства живых, выветривает в них милитаристский, героический дух. Именно это, по утверждению  писателя и инвалида войны, заставляло многих  фронтовиков молчать о войне и не говорить о ней страшную  правду  даже родным и близким,  своим детям и внукам.
       Мягкие ткани трупа  распадаются на соли, жидкости и газы, выделяют тепло. В конце зимы и в начале весны в трупах убитых солдат находили  временный   приют крысы и разная хищная лесная живность. В мёртвом химико-биологическом  теле продолжаются химико-физические и биологические процессы распада. Этот процесс называется молекулярной смертью. На этом этапе бактерии  жизнеобеспечения уступают место   бактериям  разложения. С тела начинают сползать целые лоскуты кожи. Обычно все накопившиеся продукты разложения находят себе естественный путь наружу  через все имеющиеся отверстия в трупе. Вот почему  люди всегда стремились зарыть в землю или сжечь трупы не только из-за гигиенических и противоэпидемических  соображений. В России во время  острых   вспышек холеры потребовались новые методы  быстрого   массового захоронения обработанных известью  трупов без всяких похоронных  обрядов и погребальных принадлежностей. В Советском  Союзе, особенно в годы войны с гитлеровской Германией, убитых солдат хоронили в общих «братских могилах»  в основном  местные жители, ибо похоронные команды с этим не справлялись. Погибшие же в болотах и  глухих лесах солдаты, до сих пор лежат никем не отпетыми  и не захороненными.      
        В мёртвом  теле нет больше    человека, смерть навечно стёрла его имя, и только память живых ещё способна сохранить его в пределах  жизни двух-трёх поколений.      Из праха вышел – прахом станешь и  в землю вернёшься.  Тело умирает не сразу а по частям, отмирает поочередно то, что  примыкает к пищеводу и желудку.  В мёртвом теле исчезает прежняя животворная микрофлора, зато вместо неё   возникает  совершенно новая, трупная экосистема. Её  действие   весьма неприглядно, но зато убедительно.. Жизнь в её  новой вариации продолжается, но это уже  жизнь  иного мира, микромира, атомов и элементарных частиц. Можно сказать, что жизнь в  трупе  продолжается — вот только человеческое  сознание к этому отношения уже не имеет. Что же касается души человека, то её дальнейшая судьба является  предметом обсуждения теологов и миссионеров православного патриотизма, и, соответственно, становится   выгодным товаром. Одним словом, «мёртвые живым не товарищи» в   любом смысле, между ними встаёт трагически непреодолимая стена. Теперь только от живых  зависит, воздвигать ли  над трупом  памятник или развеять пепел покойного над холмом  Митридата  или над Мамаевым курганом. Теперь от живых зависит,  оставить  труп  гнить на поле битве на произвол судьбы и на поживу   любителям  падали, или спешно зарыть его в землю.. И пусть  там   бактерии продолжают делать своё  нужное дело  в трупе и пусть тем   самым   способствуют  возвращению плоти к истокам своим и корням. Пусть процесс  разложения и распада на атомы продолжается.  Лежащее на  земле мертвое тело в буквальном смысле возвращается к природе. Его жидкости стекают в почву, насекомые же разносят бактерии вокруг. У криминалистов есть специальный термин: «островок трупного разложения». Им описывается участок почвы,  щедро   удобренный мертвым телом. Вот почему, высаженные на действующих  и на  бывших, снесённых    кладбищах фруктовые деревья приносят обильный урожай и сочные, вкусные  плоды. Таким  удобренным  гниющей плотью был вишнево-яблоневый сад  в селе Коломенском в 1960-70-е годы,  обильный урожай которого каждую осень бойко шёл в торговую сеть. Человеческими трупами щедро  удобрялись рисовые поля в Кампучии во время правления Пол Пота. Человеческим пеплом удобрялись  поля немецких фермеров.  Люди древнего мира давно знали о таком виде удобрения, но предпочитали его  не использовать  в аграрном секторе. 
       Сегодня из «островков трупного разложения» состоят    целые  архипелаги. Сегодня «зонами трупного  разложения»  можно назвать  целые  города, районы и области  Центральной России.  Страшное, кровавое прошлое нашей страны не могло  не поколебать  традиционные представления  советских граждан о посмертной судьбе человека  и  окончательно подорвало  веру в бессмертие души, её перевоплощение и преображение. Сегодня  концепция жертвенного патриотизма в контексте военно-патриотической  риторики  не работает вообще, а после великой Смуты 90-х годов  прошлого века, не работает  даже на генном уровне. Изменилось отношение к жизни и смерти, изменился смысл жизни и смысл истории. Смерть в контексте  жертвенного патриотизма сегодня  ушла  из обихода  военно-патриотического воспитания. Когда жертвами  локальных  войн  в основном становятся мирные жители, а  не  военные люди, когда идёт битва машин, управляемой военной  техники и роботов-солдат, военно-патриотическое воспитание  утратило свой прежний смысл. Один мирный житель и даже тысяча мирных жителей уже не могут влиять на ход  военных действий.
Эра побеждать  излишками «пушечного  мяса»  закончилась, но не решена проблема  цивилизованной  и гуманной  утилизации отработанного человеческого материала. Распад человеческой плоти равносилен распаду  самого общества и его нравственных  основ. Больно  смотреть  на труп  близкого человека, на его на глазах изменяющуюся внешность, ещё больней  смотреть  на   больное и умирающее общество. 
     Недаром всё больше и большее число россиян (в том числе и православных) предпочитает  после своей смерти быть сожжённым, а Русская православная церковь разрешила прихожанам  это  «языческий обряд»,  сожжение трупов после  церковного отпевания. Недаром среди тех, кто в эпоху «реального коммунизма» не боялся ни бога, ни чёрта, но тайно  панически боялся смерти, появилось так  много  крещёных  атеистов и «верующих безбожников»,  и тех, «пастырей-патриотов», которым Сталин открыто в глаза  сказал в 1943 году: «Бога не боитесь, а меня боитесь?»  В этой вопросительной фразе большого знатока  человеческой психологии  заключена глубокая ирония по поводу того, что  касается у нас  патриотической пропаганды, военно-патриотического воспитания и жертвенного  патриотизма вообще. Видит  Бог, времена и нравы изменились настолько, что   прежние  методы   советского патриотического воспитания, с его  вечным возвращением и к историческим корням  и истокам, настолько морально устарели, что порождают  отрицательный эффект, нескрываемое раздражение и отторжение трескучей патриотической риторики  эпохи «реального коммунизма» и стагнации советского общества. Смерть – штука серьёзная. Она не только решает все проблемы (Иосиф Сталин),  но и разрушает до  основания все самые великие помыслы и свершения   самых могущественных из людей. Умирают все –созидатели и лодыри, кто ест  плоды рук своих и кто даром  ест чужие плоды.. Гибнут во времени, тонут в пространстве все  самые большие  дела человеческие, нет от них пользы под солнцем,  и всё в этом мире суета сует и томление духа.  Нет  среди людей  тех, кого можно считать совершенным Человеком с  божественной улыбкой на устах,  потому что изначально сыны человеческие  сами по себе – животные. Их участь и участь животных одна, как те умирают,  так умирают и эти, и нет у человека преимущества  пред скотом, потому что всё обман, всё суета. (Экклесиаст,3, 18-20.
    Для того, чтобы люди гибли  за идею и вождя нужна новая честная идеология (А.А.Зиновьев),  а для того, чтобы они жертвовали  собой, защищая Отечество,  им вполне достаточно  природного альтруизма и милосердия, которые заложены  в  генах каждого коллективного животного  и  коллективного насекомого, в пчеле и в муравье.(Владимир Эфроимсон)
     Нет и   быть не может   в этом  мире красивой смерти. Воистину  божественно красивы цветущие  фруктовые  сады, разбитые когда-то  на бывших старинных кладбищах и герань в распахнутом окне в день поминок.


31.05.2019. В День памяти  святых отцов семи Вселенских Соборов


Рецензии