В день Победы в небе над Уфой
Одна из мечт и планов на этот год было в этом путешествии по России, в котором мы находимся сейчас, в день Победы на чём-нибудь подняться в воздух. Мечта сбылась, но не без приключений.
Все началось с того, что накануне у Гали в прихожей, где мы жили тогда на 22-ом этаже в Красногорске ни с того, ни с сего упала большая хрустальная люстра. И чудом никого не убила. За секунду до падения под ней прошёл Коля - муж, и если бы это свалилось ему на голову, последствия были были не предсказуемы!!!
Это был ЗНАК, но мы ему не вняли. В итоге, на следующий день вместо Казанского мы приехали на Курский вокзал. Это было невероятно, но это был факт, с которым не поспоришь. Все четыре человека в машине прохлопали ушами, что мы едем не туда. Правда, может быть этот момент нам немного подсластил реалиями того дня, что нам удалось посмотреть практически весь Воздушный парад. Над нами пронеслась Генеральная репетиции того шоу, который по погоде был отставлен на день Победы в Москве.
Естественно, на поезд мы опоздали... Я помню, что очень сильно порадовался, что у меня нет голоса, а то бы мог материться долго и упорно...
Но судьба отвернулась от нас не полностью. Ире удалось взять два билета в купейный вагон на проходящий поезд Санкт-Петербург-Уфа. Плацкартных билетов не было. В итоге, мы влетели на 11 000 руб, но это стоило того, т.к. в купе к нам больше никого не подсадили, ехали как в СВ вдвоём. Но на этом приключения не кончились. Мы перепутали местное время с московским и приехали на два часа раньше чем рассчитывали.
В вагоне было жарко натоплено, спали голышом, вдруг в дверь стучит проводница и объявляет приятным женским голосом, что поезд через семь минут приезжает в Уфу. Я в первый момент "Риту" на ТУ-22м3 вспомнил. Та тоже также напоминала: "Не писайте, у Вас Пожар на правом двигателе, но всегда есть шанс выйти всем экипажем на свежий воздух". Блин, а следующая мысль: " Есть конкретное предложение - Надо что-то делать!"
Как Ира смогла одеть себя, меня и собрать вещи - это тема отдельного романа. Хорошо, местные мужики помогли вытащить два огромных рюкзака, четыре сумки и меня в коляске. Через час подъехал Макс, сын Иры, со своей девушкой и отвёз нас на аэродром в Первушино. Несмотря на время четыре утра, нас ждали. Напоили чаем с печенюшками, разместили в уютных номерах и даже дали три часа поспать. Хотя мы планировали спать до 12, учитывая, что праздник на аэродроме должен был начаться в 14.00, но в восемь утра в дверь постучал Эдик Заянов и прогнал весь сон:
"Василий Васильевич, мы в девять утра поднимаем колёса в воздух. Если хотите с нами, пора вставать". Е-мае, мы естественно сразу вскочили. Продрали глаза, поглотали как бакланы утренний кофе, обговорили полет с ведущим Сергеем Минигуловым, и в 9.00 утра, как и было по плану, подняли свои самолеты в воздух.
Позже мы узнали, что в Москве был дождь, и воздушный парад отменили, а у нас наоборот = все соответствовало празднику. Баллов пять развивающихся кучевых облаков своей белизной лишь подчёркивали яркую голубизну неба, а наши три маленьких разноцветных самолётика выглядели как волшебные птицы.
Но эта же небольшая кучевка вкупе с неоднородным прогревом воздуха у земли сразу дали себя знать. Как только наш строй клин самолётов набрал высоту 300 метров.пошла очень приличная болтанка. Если учесть, что даже на таких тяжёлых лайнерах как ТУ-16 и ТУ-22м3 сильная турбулентность воздуха существенно усложняет технику пилотирования в групповом полёте, то про наши лёгкие машины и говорить нечего.
Их бросало как щепку. Для меня выдерживание того же интервала усложнялось тем, что из за того, что ноги не работают, я не мог использовать руль поворота и скольжение, а только крены. Но даже такой самолёт, как Савана, имеет инерцию. В итоге, пахать приходилось как папе Карле. Тем более, что РУС (ручка управления) на этом самолёте не приспособлена, чтобы её держали двумя руками. В итоге, уже через 10=15 минут лёту до райцентра Кушнаренково я запросил пардону, и попросил, чтобы Эдик взял полностью управление на себя, т.к. я умаялся, и мне надо отдохнуть.
Когда он это сделал, мне удалось наконец посмотреть вниз и вверх на панораму земли и неба. До этого всё внимание было приковано к ведущему. Имея 25=летний опыт полётов строем на разных типах ЛА, я чётко понимал, что не имею права отвлекаться от ведущего даже на долю секунды. Один Бог знает, сколько лётчиков побилось из=за нарушения этого правила, которое, кстати, является самой первой обязанностью ведомого согласно НПП.
Боже, какая красота была вокруг. Земля играла всеми красками наступающей весны, а небо просто пленяло своей голубизной. И на фоне редких белоснежных облаков два маленьких самолётика Минигулова и Александра Лынника, синий и красный выглядели вообще бесподобно!
Впереди показались Кушнаренково. Ведущий сделал отворот влево, а затем до вернул на боевой курс. "Снижается до 70 метров", - прозвучал в эфире голос Минигулова. Затем прозвучала команда: "Дымы". Включили все дым, выглядело это красиво как инверсия. Промчались над местной площадью в красивом, плотном строю. Я не успел разглядеть, бросали ли женщины вверх чепчики в честь нашего прилёта, но то, что тут нас ждали, было несомненно. Это было видно по большому скоплению машин и народа.
После прохода площади пошли в набор высоты, сделали круг и повторили заход, только теперь по команде ведущего учинили роспуск "тюльпаном". Перегрузка при этом получилась на мой морской выпуклый глаз около трёх, и я даже забытые ощущения от пилотажа на " элке" (Л-29) вспомнил. Потом ведущий с левым ведомым собрались в пару и пошли домой, а мы правым разворотом пошли на реку, на берегу которой в деревьях стоял памятник самолёту АН-24, который мне обещал показать Эдуард ещё перед полётом.
В глубоком правом виража пронеслись над памятником. Да, это было необычно и красиво! У меня в груди шевельнулось чувство благодарности к людям, кто это сделал - отдал дань памяти самолёту-трудяге, воспитавшем не одно поколение советских и российских летчиков и перевезшем энное количество сотен тысяч пассажиров. Я уже не говорю о том, что его военный аналог АН-26 принимал самое активное участие при ведении войны в Афганистане, ведении боевых действий в Чечне, во многих локальных конфликтах в Африке и других горячих точках планеты.
Наконец, мне десятки раз приходилось покидать борт этого лайнера через рампу с разных высот, и это, я вам скажу, такой драйв, который не передать словами. Это надо испытать самому. Судите сами, вы бросатесь в проём, секунду=полторы летите в тени фюзеляжа, а потом сразу попадаете в поток 300 км/час. Такого сильного ощущения я не испытывал больше ни на одном из шести типов ЛА, с которых довелось прыгать с парашютом: АН-2, ЛИ-2, АН-26, МИ-8, МИ-6, КА-27пс.
Спасибо, Эдик, мелькнула у меня мысль. Это зрелище я не забуду. Пришли на аэродром, произвели посадку. Пока рулили, Эдуард спросил меня: "Василий Васильевич, в кабине посидите? Следующий вылет через пол часа". Я естественно дал согласие, вспомнив, как аж три специально обученных человека загружали меня в самолёт на первый вылет. К тому же этот полёт длился всего 35 минут. Мне хотелось его осмыслить, да и просто посидеть в кабине. Это была моя стихия, по которой я так соскучился...
Когда зарулили на стоянку, Эдик вышел, а ко мне сразу подбежала Ирина. Я попросил принести мне тёмные очки, т.к. это была главная "пенка", которую я допустил в первом полёте, не учёл, что облачность всего пять баллов, а это значит, что при разворотах на солнце, очень сложно будет наблюдать за ведущим. Так и получилось. Глаза сразу начали слезиться и я машинально сделал жест, как будто опускаю забрало ЗШ-5, спасаясь от солнца.
"Да, 37 лет жизни я отдал замечательной профессии лётчика, она и сейчас меня волнует, поэтому использую любую возможность, чтобы снова подняться в воздух", - мелькнула у меня мысль, но додумать её не дали. Подошёл Эдуард с Александром Лынником, и я услышал, как они обсуждают факт, что у Саши в полёте слегка барахлил мотор. Они обменялись мнением о возможных причинах, что уже сделано и что надо проверить ещё. Я не стал вставлять свои " пять копеек" в разговор, поскольку в этом двигателе не "копенгаген", но сам для себя сделал вывод, что во время полёта надо более тщательно оценивать местность внизу с точки пригодности вынужденной посадки самолёта в случае отказа двигателя.
Взлетели звеном, в строю клин самолётов пошли на Уфу. В районе окраины города около десяти минут кружили в зоне ожидания. Опытный аксакал Сергей Минигулов за это время без спешки определил, как лучше строить маневр выхода на боевой курс. Учитывая, что в столице Башкортостана Уфе много высотных зданий, эта предусмотрительность была отнюдь не лишней. Ровно в 11.59 развернулись на боевой курс, а в 12.00 пронеслась над площадью, где нас ждали, с дымами и в красивом плотном строю. Потом сделали ещё два прохода на малой высоте, а в завершение учинили роспуск "тюльпаном". Я не видел, но чувствовал, что публика внизу осталась довольна нашим шоу.
Болтанка также мешала, но к ней приноровились, и на красоту строя это не повлияло. Более того, Сергей увидел, что на шоссе внизу скопилось много машин, местами они стояли даже в "пробках", дал нам команду: "Включить дымы", - и мы ещё пронеслась километров десять над шоссе Уфа-Первушино и дальше, дав возможность народу, кто застрял внизу, тоже ощутить великий праздник, которым для нас, и как говорят, для всего прогрессивного человечества, является день Победы.
При подходе к аэродрому распускаться не стали, так и произвели посадку звеном, только мы с ведущим на основную полосу, которая пошире, а Александр Лынник - рядом, на ту, которая поуже поуже. Когда зарулили на стоянку, увидели, что народу понаехало уже море. Поскольку я был в форме морского лётчика, (жёлтая рубашка с погонами и чёрная пилотам с крабом на голове, со мной все стали фотографироваться.
Отдав дань прессе, зашли в кафе. Заказали праздничный обед, и тут от столика с ветеранами, который располагался рядом, подошла делегация и вручила мне пакет с подарками, который пилоты аэродрома Первушино, приготовили для все приглашенных ветеранов. Мы с Ириной были просто тронутый такой заботой!!!
Потом встретились с однокашником Сергеем Мельниковым, с которым летали в прошлом году осенью, познаколись с его семьёй, пару часов посмотрели праздник, который учинили для жителей города Уфы и её окрестностей лётчики и парашютисты аэродрома Первушино и поехали домой в Белорецк, это ещё 200 км, кто не знает. Кстати, пока мы фоткались и раздавали автографы с книгами, Серёга Мельников умудрился с кем то слетать, и я от души по радовался за кашника. Пожалуй, следует также упомянуть о том, что в благодарность за полёты я Эдуарду подарил свою третью книгу под названием "О чём молчал полковник", поскольку он мою десятую книгу "Бороться и искать. Найти и не сдаваться" выкупил ранее. А Минигулову и Лыннику вручил по 10-ой книге.
Но на этом наши приключения и подарки не кончились. Отъехав км 20 от аэродрома, на объездной дороге вокруг Уфы нас перехватил авиадиспетчер и друг Владимир Лыгин с женой Натальей. Поздравили с днём Победы и вручили "презент": бутылку марочного грузинского сухого вина, кофе и ещё кучу всяких вкусностей. Мы очень тепло сообщались и помчались дальше. "Да, Васич, пользуешься ты у народа популярностью, и умеешь из всего сделать праздник! " - подвела итог встречи Ирина. А вообще хочу сказать: "Я снимаю шляпу перед жителями города Уфы за то, что они смогли сохранить любовь к Авиации, которая раньше была неотъемлемой чертой всего советского народа!!!
Чтобы закрепить ощущение праздника мы проехали Белорецк насквозь и км пять за городом заехали в кафешку, которая славилась отменной кухней. Выбрали столик на берегу горной реки и учинили праздничный ужин. Ну что ж, первая половина дороги завершена, об остальном путешествии - продолжение следует, следите за рекламой!!!
Пока же как итог, скажу, что два полёта, что удалось слетать с лётчиками Первушино с налетом один час сорок минут, были выполнены безупречно. Единственное, чтобы я изменил, будь на месте ведущего, перенёс бы зону ожидания от болот на пару км в сторону полей, где есть шанс, выполнить вынужденную посадку в случае отказа двигателя, более удачно. Помня, что принцип "Бережного Бог бережет", - сказала монашка, одевая "резинку" на свечу, ещё никого не подводил.
В заключение сего опуса примите мои поздравления с 1-ым февраля - заключительным месяцем Зимы!!! А там, глядишь, и Весна придёт, а за ней Лето, которое, если верить энаменитому барду Олегу Митяеву, являет собой "целую маленькую Жизнь!!! Но главное, конечно, России победить в СВО, и всем парням вернуться к своим семьям...
Свидетельство о публикации №219053101054
С уважением!
Татьяна Немшанова 01.02.2024 19:26 Заявить о нарушении