Красный томик Пушкина
Гроза.
Нет, не у Пушкина гроза, а на улице гроза. Буйство природы, деревья клонит к земле, шумит лес и щемит сердце. Выключили свет, и, по прогнозам соседей, в деревне теперь не дадут электричество до утра. Не потому, что аварийная бригада не приедет, а потому, что всегда во время грозы выключают свет, чтобы избежать аварий и случайного возгорания.
Открываю все занавески и попадаю в мир, охраняемый стенами дома. Там, извне, все бурлит и шумит, а внутри тишина. Я чувствую себя в безопасности, как в детстве, когда забираешься под одеяло к маме и утыкаешься носиком в ее грудь. Страшный мир, который не давал уснуть, сразу остается где-то там, далеко. И ты ему мысленно грозишь кулачком, потому что теперь у тебя есть защита, и ты хоть немножко, но становишься смелее.
Так и сейчас, когда дом укрывает меня от природного буйства. Искры грозы освещают небо и лес. Там видится кто-то опасный, большой, злой. И, прекрасно понимая, что вряд ли там ходит злобное чудовище, почему-то именно о нем и думается: и вот он уже у порога, и стучит, и ….
Глупости, но страшно. Закрываю дверь, и, как приказывала бабушка, подпираю ее лопатой. Так, на всякий случай - так спокойней. И почему бы, собственно, не сделать этот маленький шаг осторожности?
Разжигаю камин. Разгорается быстро. Комнату заполняют игривые язычки пламени, становится светлее, и постепенно тепло заполняет дом.
Вот теперь уже сказочно красиво, лирично и творчески. К таким уютным картинкам мы не привыкли, в городских квартирах нет каминов, и только свет электричества, хоть и от разных источников, может создать атмосферу полутонов и тонкий намек на сказочность.
А тут, все по-настоящему, естественно. Искрятся дровинки, угольки дышат красными язычками. В камине идет своя жаркая жизнь: потрескивание, гул, шуршание…
Подкладываю поленья и размещаюсь в кресле у камина. Жар мне ласково окутывает ноги и поглаживает щечки.
Смотрю на огонь. Традиционно надо погрустить, ну, вспомнить что-то обидное, вздохнуть, помечтать, может быть, песню спеть…
Огонь все-таки… Однако, мне не грустно - как я ни вызываю свои воспоминания, они сдуваются и не хотят заползать горькими стрелами в сердце.
Нет так нет. Это даже прекрасно. Но что тогда делать, если у огня не получается грустить?
Света нет, а потому нет интернета, нет телевизора, нет ужина и нет кофе!
Использую камин для того, чтобы нагреть воду в ковшике. Не так быстро пойдет процесс закипания, но я ведь и не тороплюсь.
Раскачиваюсь в кресле, хотя оно вовсе и не кресло-качалка. Мне представилось, что я в замке и греюсь у большого камина. Там под ногами шкуры медведя и по зале расставлены подсвечники.
Ага, вот и пришла идея…. Нахожу свечу, как ни странно, свеча оказалась сувенирная, в форме большого белого медведя. Подруга дарила на новый год лет пять назад, и вот подарок пригодился.
Нашла еще пару свечей, ароматизированных, круглых, в жестяных подставочках, набор из шести штук. Зажгла. Пахнут вишней. Кстати, мой любимый запах и вкус. Вишня для меня - самое главное лакомство, так как я девушка южная и выросла на ягодах садовых: черешне, абрикосах, медовых грушах, вишне.
Вот как приятно все складывается, хоть и гроза и нет света.
Итак, представить картину не сложно: камин, пламя танцует по комнате, свечи маленькими пучками желтого света мерцают, и тишина…. Такая тишина, что, кажется слышно свое собственное дыхание.
Однако, просто так сидеть оказалось скучно. Привыкли ведь постоянно занимать свой мозг. То разговоры по телефону, то социальные сети или лента новостей, или лента интересных публикаций Дзен. Надо каждую минуту что-то читать, листать, обсуждать, писать посты, размещать публикации, писать комментарии… Хотя бы просто ставить ЛАЙК под понравившимся материалом.
А тут - бах, и нет всего этого, гроза обрубила связь с виртуальным миром, а что делать в реальном? Вот незадача!
На стеллаже лежит красный томик избранных произведений Пушкина. Положила эту книгу туда года три назад. Она стала талисманом духовности в новом доме. Периодически открывала и вечерами читала…
И вот, поставив большую свечу на столик, расположилась поудобней и открыла наугад страничку книги….
« Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна».
Пушкин предложил мне свое самое знаменитое произведение – Евгений Онегин.
Поправляю свечу, так, чтобы свет правильно падал на страничку и лучше были видны буквы.
Читаю без очков, и мне виден текст.
Странно!
Уют и тепло, поэтические строки … душа радуется, и в этой неожиданной тиши мне представилось, как сам Пушкин писал это произведение.
Скрипит перо, он задумчиво смотрит на пламя свечи, потом быстро и дерзко записывает стихотворную сцену, останавливается….
Мысленно проговаривает сюжет и опять быстро начинает писать…
Перо обмакнул в чернила, подносит к бумаге и, вдруг, замирает….
- Нет, не так! Онегин, он мне надоел! Со своими капризами, своим жеманством и эгоизмом. Я устал от него!
Пушкин откладывает рукопись.
Он создавал своего Онегина восемь лет.
И тут вспоминает слова своего издателя, который не единожды возвращал поэта к работе над романом в стихах.
« Ты мне советуешь, Плетнев любезный,
Оставленный роман наш продолжать
И строгой век, расчета век железный,
Рассказами пустыми угощать.
Ты думаешь, что целию полезной
Тревогу славы можно сочетать,
И что.. нашему собрату
Брать с публики умеренную плату.
Ты говоришь: пока Онегин жив,
Дотоль роман не кончен – нет причины
Его прервать… к тому же план счастлив.
Пушкин 1835 год.
Так писал Александр Сергеевич своему другу и, самое главное, издателю, Петру Плетневу. Ему он и посвятил роман, и об этом писал: «Прими собранье пестрых глав».
Петр Плетнев - «тихий, высокообразованный человек, исступленно преданный таланту и поэзии», как говорил о нем Набоков. Петр преподавал историю и литературу благородным девицам и кадетам, в 1826 году давал уроки литературы в императорском дворце, затем с 1832 года был профессором литературы в Петербургском университете, а с 1840 года стал его ректором.
Вот такой он был, друг и помощник Пушкина. С 1825 года он стал основным издателем Александра Сергеевича. Скажем так, промоутером, агентом. И Пушкин, между прочим, считается первым на Руси профессиональным литератором. Почему? Потому что он жил на выручку от продажи своих произведений. Однако, вряд ли ему это удалось бы без помощи Плетнева, который отличался прагматизмом и умел считать деньги.
Пушкин ему писал: «Беспечно и радостно полагаюсь на тебя в отношении моего Онегина. Деньги держи крепко, никому не давай. Они мне нужны».
Между прочим, сам Плетнев выходец из бежецкой земли Тверского края.
Он родился и вырос в деревне Теблеши, жил среди загадочных и смешных людей.
Об этом я вспомнила, читая красный томик произведений Пушкина в своем доме, который так же стоит на бежецкой земле, и где-то там, рядом, деревня Теблеши, которую сегодня вспоминают и в связи с именем Плетнева, и пушкинским «Евгением Онегиным». Вот такие парадоксы судьбы.
Итак, вернусь к Плетневу и его родине.
Родился он в семье пономаря 1 сентября 1791 года. Учился с 1801 года в Бежецком духовном училище, затем в тверской духовной семинарии и Петербургском педагогическом институте. В 1814 году он получил личное дворянство.
В селе Теблеши сохранилась улица, где жила семья Плетневых. При школе до ее закрытия в 2004 году работал музей литератора.
Село Теблеши расположено на берегу реки Теблешки, в 35 км от города Бежецк. Село старинное, и до сих пор время его основания неизвестно. Население его отличалось и от карелов, и от бежечан. Говорят, что одно время это место называлось «Теблешинским царством», а жители нескромно считали себя отдельным этносом. Читала, что в быте, одежде и особенностях говора этих людей, действительно, было что-то особенное.
В одном издании было написано, что в наружности теблешан было что-то комичное и жалостливое. Были они все низенького роста, сухопарые и с кривыми ногами. Одежда была у них короче, чем у русских, и покрой сарафанов у селян был другой. Ходили они под углом в 80 градусов, качаясь из стороны в сторону. Словарный запас у них тоже был ограничен, очень лаконичен. «Они даже о покойном завопят, как сказку рассказывают».
Как эти странные люди появились на бежецкой земле, этнографы гадают. Некоторые утверждают, что это были остатки фино-угорского народа, другие - владимирских кривичей. Другие уверены, что это переселенцы из польских и белорусских земель.
В любом случае, понятно, что это русские, но пришлые на бежецкую землю люди, как, впрочем, и все другие народности. Этнографы отмечали их сходство говора с рязанским, а так же близость с белозерскими песенными традициями.
Также говорят, что эти люди были бунтари Пугачева, которых Екатерина II поселила в одну из деревень волости. Другая легенда гласит, что люди были проиграны помещиком в карты и переселены из рязанской земли. Много у теблешан было странных обычаев, например, парень не мог подходить в круг, где собирались девушки. При этом веселый был народ до гулянок и хулиганства.
Бежечане называли их «невиданная диковина», торговцы - «индейцами» и картаусами.
Как ни странно, но деревня Теблеши, расположенная в дремучем лесу, считалась нехорошим местом, жили там люди обособленно, отделяясь от остального мира и влияния посторонних.
Вот в таком загадочном месте и родился будущий издатель, профессор русской словесности, литературный критик, пушкинист - Петр Плетнев.
И, как вы поняли, не случайно роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил П.А. Плетневу.
Плетнев брал на себя все организационные и материальные хлопоты по изданию произведений Пушкина. Александр Сергеевич называл его «кормильцем» и «благодетелем». Утверждал, что своей независимостью он обязан Богу и Плетневу.
При этом Плетнев был очень деликатным, и никогда не оскорблял своей помощью гордости Пушкина.
Как же они познакомились, спросите вы.
Источники гласят о том, что Пушкин впервые встретился с Плетневым в 1816 году. Потом они одновременно бывали на литературных «субботах» у Жуковского. Их дружба не прерывалась до самой гибели Пушкина.
Плетнев много писал о Пушкине, знаменит его биографический очерк о великом поэте.
Умер Плетнев в 1865 году в Париже, куда приезжал лечиться. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Такая деловая, и в тоже время творческая, дружба объединяла великого русского поэта и литератора, выходца бежецкой земли. Они были совершенно разные, Плетнев - высокий, стройный, спокойный, уравновешенный, в меру талантливый, но деловитый, и Пушкин - взрывной, острый на слово, боец по натуре, шаловливый, дерзкий, талантливый от Бога, постоянно в движении и в постоянных долгах.
Великий поэт и деловой издатель, их союз подарил миру произведения, сыскавшие вселенскую славу.
И одно из главных произведений я держу в открытой книге. Читаю при свечах и незримо представляю людей, которые его создали.
Хорошо, что гроза, хорошо, что выключили свет, хорошо, что есть дом на исторической земле и строки великого Пушкина в красной книге.
Татьяна Тес
Свидетельство о публикации №219053101129