Подводная лодка С-80

Летом 1969 года мои родители, будучи в Ленинграде, решили заехать ко мне в Полярный, познакомиться с моим местом службы.
Я их встретил в Мурманске. Проехали в Североморск, посмотрели этот город. Потом катером пошли в Полярный.
Надо сказать, что на море они оба были  впервые.  На рейде Североморска в то время стоял крейсер «Мурманск»
Корабли этой серии по своим размерам явились самыми крупными крейсерами в истории ВМС СССР и самыми многочисленными в своём подклассе. Ну и вид у него был очень внушительный, грозный. А когда я сказал, что экипаж корабля составляет 1270 человек, это их очень впечатлило.
 В Полярном в то время подняли затонувшую подводную лодку С – 80, и мы должны были идти к ней, чтобы в нашем танковом трюме доставить погибший экипаж в Оленью губу.
Командир освободил меня по случаю приезда родителей от вахты. Как там все было, знаю только со слов штурмана и механика. Трупы из лодки поднимали в наш танковый трюм, где были установлены столы. И там врачи производили вскрытие.
То, что произошло с дизельной лодкой С-80 в начале 60-х, напоминает трагедию «Курска».
Эта подводная лодка Северного флота потерпела аварию 27 января 1961 года во время отработки учебно-боевых задач на том же самом полигоне в Баренцевом море, что и «Курск». Тогда тоже погиб весь экипаж - 68 человек.
Двухнедельные поиски не вышедшей на связь лодки ни к чему не привели. Был найден только ее аварийный буй, попавший в трал к рыбакам.
Много лет о судьбе лодки С-80 ничего не было известно, а сам факт таинственного исчезновения Советское военное командование хранило в строжайшей тайне. Только спустя несколько лет пропавшую субмарину нашли и подняли, чтобы узнать правду о трагической  судьбе ее экипажа.
А тогда  я проводил родителей  на поезд в Москву и еще через день весь экипаж С – 80 был похоронен  в братской могиле на центральной площади Оленьей в присутствии всего гарнизона.
Родственников погибших, конечно, не было. Слишком много времени прошло, но все их вещи сразу же были высланы на память.
Из родственников был только брат погибшего командира лодки, который в то время командовал крейсером «Мурманск».
 За 7 лет до моего прибытия в Полярный, 11 января 1962 года,  там взорвалась подводная лодка Б-37. Погибли 122 человека.
В результате взрыва подлодки погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно-технической базе. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С-350 - на ней были затоплены первый и второй отсеки.

На заставке к этому рассказу помещено фото причала, где это все произошло (в 500 метрах от дома, где мы потом жили).Фото из фильма "Командир счастливой "Щуки"

 


Рецензии