Новое явление Ревизора

Московский областной театр драмы и комедии 24 и 25 мая представил ногинской театральной публике премьеру спектакля «Ревизор». Его постановку осуществил приглашенный режиссёр из Штутгарта Михал Рыбак. Премьера приурочена к 210-й годовщине со дня рождения классика мировой литературы Николая Гоголя.
В комедии, написанной Гоголем в 1836 году, писатель высмеял общество, в котором коррупция занимает ведущие место в жизни чиновников всех уровней. Сам автор так отзывался о своей пьесе: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости…  И одним разом посмеяться над всем».
     Минуло уже почти двести лет после написания этой пьесы, а многое ли изменилось в жизни российских чиновников, в которой взятки и всевозможные откаты остаются такой же нормой их бурной деятельности, как и в гоголевские времена? Поэтому идейное звучание этой бессмертной пьесы остаётся актуальным и в современное время.   
Как известно, сюжет для написания этой комедии Николаю Гоголю подарил Александр Пушкин. По признанию современников, Александр Сергеевич катался по полу от смеха, когда Николай Васильевич в январе 1836 года читал эту пьесу у Василия Жуковского своим друзьям и литературным соратникам. 19 апреля 1836  года эта пьеса впервые была поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. И на следующий день Гоголь проснулся знаменитым драматургом.
Известно и то, что Пушкин, смеясь, признавался своей жене Натали: «С этим малороссом надо быть осторожным. Он обирает меня так, что и кричать нельзя…» Господин Пушкин был щедрым человеком и, подарив Гоголю сюжет пьесы, сыграл на пользу не только отечественной драматургии, но и обеспечил на долгие годы работой режиссёров последующих поколений, которые до сих пор с неизменным успехом ставят эту пьесу  на театральных сценах нашей страны и за рубежом. Многие из режиссёров новаторски прочитывают эту классическую комедию, и в результате мы имеем такой театральный продукт, который вновь и вновь привлекает внимание публики, которой давно известен сюжет комедии.
Новаторски подошёл к прочтению и поставке этой пьесы и изысканный театральный режиссёр из Германии Михаил Рыбак. Он нашёл достаточно много неожиданных и оригинальных режиссёрских ходов и придумок, что герои гоголевской пьесы выглядят живыми и современными людьми.          
В театральной аннотации к спектаклю сказано: «Рельефное изображение образа чиновников провинциального города, и прежде всего городничего, дополняет сатирический смысл комедии. Традиция подкупа и обмана должностного лица совершенно естественна и неизбежна. Как низы, так и верхушка чиновничьего сословия города не мыслит иного исхода, кроме как подкупить ревизора взяткой. И если в ранних постановочных трактовках они это делали из чувства страха, то в интерпретации автора нашей сценической версии - режиссёра-постановщика Михаила Рыбака - чиновники идут на подкуп с необычайной радостью и удовольствием! Так как им кажется, что на сегодняшний день такое поведение вполне естественно, - это даёт им возможность подняться по карьерной лестнице и даже переехать в столицу. Уездный безымянный городок становится обобщением всей России. За ширмой классического сюжета скрываются признаки времени: взяточничество, самоуправство, беззаконие».
Рассказывать о новаторских приёмах и находках режиссёра-постановщика в премьерной постановке «Ревизора» на сцене нашего театра, наверное, не имеет смысла. Их стоит видеть собственными глазами. И зрителям надо постараться понять: ради чего режиссёр решился на собственную интерпретацию той или иной сцены комедии. Михаил Рыбак уверен, что если бы Николай Васильевич был жив, то он не стал бы на него браниться за интерпретацию его классической пьесы.
Нельзя не отметить блистательную работу хореографа Михаила Кругликова (поставленные им танцевальные номера вызвали бурный восторг у публики), сценографию и костюмы Елены Пиотровской, музыкальное оформление спектакля Юрия Пикунова и художника по свету Николая Пыркина.
В спектакле задействованы артисты Сергей Варчук (городничий Сквозник-Дмухановский), Екатерина Крыкова (жена городничего), Евгения Баринова (дочь городничего), Олег Мошкаркин (попечитель богоугодных заведений Земляника), Михаил Руденко (судья Ляпкин-Тяпкин), Игорь Бондаренко (почмейстер Иван Кузьмич Шпекин), Иван Кирьян (смотритель училищ Лука Лукич Хлопов) Александр Мишин (помещик Пётр Иванович Бобчинский), Данил Музипов (помещик Пётр Иванович Добчинский), Владимир Драковский (частный пристав Уховёртов), Ольга Сальникова (слесарша Февронья Петровна Пошлёпкина) и другие. В постановке заняты 28 актёров и актрис. И даже лабрадор Кени, позаимствованный у кинологов из Спасательного отряда МЧС.
В искромётной роли чиновника из Петербурга Ивана Александровича Хлестакова занят актёр Александр Фон-Рабе, а в роли его колоритного слуги Осипа – Иван Баринов.
Следующий премьерный показ премьерной постановки «Ревизора» состоится на закрытии 89-го театрального сезона нашего театра 29 июня. Начало спектакля в 23-59.
На снимке: Александр Фон-Рабе (слева), Иван Баринов и лабрадор Кени в сцене из спектакля «Ревизор». 
Фото Михаила БЕЛОЦЕРКОВСКОГО      


Рецензии