Беседа на тему философии и не только

(Копия одного диалога в сети вконтакте; публикуется с разрешения второго участника беседы)

X: Привет! Изучаю философию онлайн.

Y: Привет! Что изучаешь, каких авторов?

Х: Изучаю тех авторов, которых зададут - там целый список. Мне надо завтра тест сдать, чтобы дальше изучать философию. Вот тебе и магистратура. И платить не надо.

Y: Я сам философию изучал и изучаю по книгам, одно время покупал их в книжном, много чего успел почитать. У меня есть серия философов, в основном там русские авторы, эту серию почти всю прочитал, и другие книги есть, антология например, есть курс по философии.
Как я понял, западноевропейская философия ставит для себя какие-то вопросы, но в основном она не решает проблему бытия человека, она в основном теоретически рассматривает это самое бытие. Решают проблему бытия другие учения - эзотерические или религиозные.
Поняв это, я перешел от философии к эзотерике и религии, к религиозной философии. Но эта штука на любителя. И по сути философия западноевропейская закладывает какие-то основы, которые потом можно найти в эзотерике, и в буддизме, и где угодно.
Еще важно не запутаться во всей этой терминологии. Как писал Игорь Калинаускас: "Библиотека – вещь прекрасная, можно в ней блуждать всю жизнь и получать от этого огромное удовольствие. Но библиотека куда угодно привести может, может к двери, которая тебя впустит, а может к стене, которую ты никогда не прошибешь". И вообще самая лучшая философия - практическая, которой ты овладеваешь без опоры на готовые определения.

X: По книгам я философию уже изучала, я хочу систематизировать знания. О курсе они говорят - вы рискуете начать думать самостоятельно.

Y: Еще западноевропейская философия уводит в раздел истории философии, изучения такого рода знаний это напрасная трата времени, зачем тебе знать что писал Лейбниц и как на это отреагировал Кант, нужно изучать что-то более практическое, что может тебе реально пригодиться.
А поскольку истории философии они уделяют массу времени, фактически большую часть времени, то все это бесполезно для саморазвития, там куча имен и такая же куча их учений, зачем все это знать, не понятно.

X: Я изучаю философию для удовольствия, которое я от этого получаю. Мне нравятся все эти их философские споры, аргументы и контраргументы. Философия - это не только любовь к мудрости, это образ жизни.

Y: Да там не получается образа жизни, жизнь не меняется от такого рода изучения, скорее образ мысли, и реже образ жизни.
Образ жизни дает религия.

X: Нет, в религию мне погружаться нельзя, я уже пробовала, это мрак.

Y: Смотря в какую религию, не везде мрак.

Y: Сейчас пришлю один текст.

X: Интересный текст! Мне понравился. Согласна во многом. Вот этот отказ от безудержного потребления и есть философский образ жизни.

Y: Можно и так сказать, он декларируется многими философами или их последователями. Проблема в том, что иногда он только декларируется, а не осуществляется.
Задача подлинной философии или подлинно философского образа мышления состоит в преодолении разрыва между декларацией и реальностью, между мыслью и бытием.
И в этом хорошо может помочь интегральный подход, который заключается в совмещении философии, религии и эзотерики.

X: Совсем чокнешься.

Y: Да нет. Все будет нормально, если следовать всему этому аккуратно.

X:  Я за свою жизнь уже успела поизучать и философию, и окунуться в религию, и два года провела на эзотерическом сайте. Ни на чем, фактически не остановилась. Я даже философию - то хочу изучать, то нет.

Y: Это проблема современных людей, они не могут сконцентрироваться должным образом на обучении. Гурджиев еще так сказал по этому поводу: "То, что человек знает хорошо, и есть его подготовка. Если человек знает, как хорошо сварить кофе, как хорошо сшить сапоги, - ну что ж, тогда с ним уже можно разговаривать. Беда в том, что ни один человек ничего не знает хорошо. Всё, что он знает, он знает кое-как, поверхностно". Чтобы изменить жизнь, нужно каким-то образом научиться удерживать внимание на обучении в течение длительного времени. Здесь необходим основательный и последовательный подход.

X: Я давно говорю - я была бы счастлива, если бы могла всю оставшуюся жизнь просто сидеть и вязать. Там есть где совершенствоваться бесконечно. Но у меня не получается. Меня мотает направо и налево, вверх и вниз. Остановлюсь я все же на рукоделии и ни о каких философствованиях не буду думать. Скажу тебе честно - большинство философских трактатов скучноваты.

Y: Если тебя мотает, значит чего-то тебе не хватает в жизни, помимо вязания.

X: Да, я знаю. Я везде что-то ищу, а что - я и сама не знаю.

Y: Ну тогда продолжай поиск.

X: А ты уже нашел свое - ты доволен?

Y: Нашел, но лишь частично. Мне кажется, и многие авторы об этом пишут, что поиск продолжается, пока ты жив.

Y: Спасибо тебе за интересную беседу!

X: И тебе спасибо, я люблю такие разговоры.

31.05.19 г.


Рецензии