Конкурс как абсолютное зло?

Любое творчество подразумевает создание чего-то нового и неповторимого, ранее не существовавшего. Попытки определить, что лучше “Джоконда”, “Сикстинская мадонна” или “Портрет М. И. Лопухиной” просто глупы.

А конкурс предполагает соревнование в ремесле, владеть которым представителю творческой профессии, безусловно, необходимо (и чем выше мастерство, тем лучше), но уровень владения которым мало что говорит о таланте как способности к творчеству. Наоборот, попытка подстроиться под предъявляемые требования  конкретного жюри зачастую губит всякую самобытность в зародыше. Если же продолжать при любых условиях гнуть свою линию, то психологических травм не избежать, что особенно чревато для начинающего, хотя любой талантливый человек, как правило, весьма раним. И это касается не только собственно творцов произведений, но и интерпретаторов, исполнителей, поскольку талантливое исполнение всегда подразумевает сотворчество.

К тому же, вопрос о судьях всегда остается ключевым и больным. Если речь идет о “закрытом клубе” (каковым, например, является Академия наук), когда члены некоторого сообщества решают вопрос о принятии в него новых членов – победителей в конкурсе, то такая система обречена на деградацию, по определению, поскольку мало кто хочет иметь рядом более сильного и одаренного соперника. Не стоит также забывать, что у каждого судьи имеются дети, близкие люди, ученики, наконец - как в известном анекдоте о том, может ли сын полковника стать генералом, когда у генерала тоже есть сын. Если же судит публика, то ее выбор может оказаться отнюдь не в пользу  более талантливого, нового и, значит, непривычного. Или, наоборот, эффектная пустышка может показаться признаком гениальности в то время, как настоящего гения посчитают отжившим свой век традиционалистом (именно так когда-то поступили современники с Иоганом Себастьяном Бахом).

Есть, конечно, такие сферы, где конкурс просто необходим, поскольку речь идет о заказе. Например, в архитектуре и монументальных видах искусства, в рекламе и всякого рода пропаганде (которая тоже может быть и творческой, и талантливой),  в кинематографе, при организации торжественных мероприятий, при сочинении гимнов и иных заказных музыкальных произведений, написании театральных пьес, призванных привлечь публику и т.п. Но тогда перед конкурсантом ставится конкретная задача, а в жюри входят представители заказчика, приглашенные заказчиком эксперты и, возможно, некоторая референтная группа потребителей (например, дети, если продукт предназначен для них).

Так что, если проводить в Интернете конкурсы с целью повышения мастерства и привлечения внимания к новым талантам, то делать их надо общедоступными, тематическими (как заказные), анонимными для участников (раньше это называлось “конкурс под девизом”) при полной гласности в отношении судей-экспертов (подробное резюме) и  дополнительном голосовании со стороны всех желающих (“народное жюри”),  а если наплыв участников большой  -  в несколько туров, что заменит всякие сомнительные long и short листы. Только в таком случае можно говорить о возможной пользе подобных мероприятий для всех конкурсантов. Да и публика от подобного подхода только выиграет.
В ином же варианте мы будем не просто иметь то, что уже имеем, но откатываться всё дальше и дальше от общества, в котором преобладает не культ силы и жажда наживы, а творческое начало.


Рецензии
Конкурс стимулирует творчество. Задания конкурса заставляют осваивать непривычные формы, что впоследствии делает творчество автора более разнообразным. Критика всегда полезна, я лично всегда извлекал для себя пользу в полемике с таким одиозным критиком, как Тимофей Бондаренко (знаете такого?).
Продвинуться благодаря конкурсу, конечно, приятно, но обычно я вылетал уже после первого тура )). Реагирую на это правильно - суждение большинства, это суждение серого вкуса. Зачем стремиться писать то, что одобряется всеми? Будто других причин к творчеству нет.

Дмитрий Маштаков   08.06.2022 13:28     Заявить о нарушении
Я писала это накануне очередного Конкурса Чайковского. Алёша Султанов одна из жертв: http://proza.ru/2022/01/08/399
А здешние конкурсы гораздо менее вредны для участников, хотя был и случай смерти победителя и не один талантливый профессиональный автор в результате покинул портал.

Татьяна Мацук   08.06.2022 14:49   Заявить о нарушении
Спасибо. Посмотрел. Профессионалы часто становятся сначала заложниками, а потом и жертвами своих талантов. Это я в том числе и про Вашу работу программиста.
Я же всю жизнь в роли дилетанта находился. И теперь осознаю, насколько хороша эта роль талантливого шалопая - делаешь то, что хочешь, всегда уверен в своих силах, и в привилегированном положении находишься. Тут главное, в начальство не лезть. И жизнь, как говорится, задалась ))

Дмитрий Маштаков   08.06.2022 18:14   Заявить о нарушении
Так быть не должно. Давно пора многое и серьезно подправить «в консерватории». Об этом в основном и пишу последние лет 30 :)

Татьяна Мацук   09.06.2022 02:59   Заявить о нарушении
Имеется беда и технического плана - только у пианистов остались настоящие рояли. И на них - очередь. Остальные же на синтезаторах тренируются. Оно и понятно, синтезаторы не требуют ухода и они дешевле.

Знакомый моей внучки - альтист, консерваторию окончил. Это с его подачи я синтезом музыкального звука занялся. До гениального звучания синтезированной музыке далеко, но посмотрите это короткое видео - http://youtu.be/ubNmvFydjtk
Мой отец музыка сочинял. Тут можно послушать - http://youtu.be/78-b6pTPwx0
Поэтому интерес к музыке у меня есть.
Как программы работают в целом, рассказывается тут - http://youtu.be/lsjbR15WHEQ

Дмитрий Маштаков   09.06.2022 05:26   Заявить о нарушении
Обязательно посмотрю. Есть и личный интерес. У меня концертное пианино 1913 года выпуска в жутком состоянии и даже вызвать мастера, чтобы вынести приговор, пока не могу (до полного окончания пандемии). Но хотелось бы немного позаниматься, особенно теорией и композицией, а также хоть немного восстановить технику игры, хотя бы для аккомпанементов. Нашла в Сети складное электронное пианино, которое мало весит и я могу его поднять. Кроме того, там есть наушники, можно соседей не беспокоить. Но никто из профессионалов такой штукой никогда не пользовался. Вы не в курсе: это совсем игрушка или бывает ничего по звуку и моторике?

Татьяна Мацук   09.06.2022 06:22   Заявить о нарушении
Послушала. Увы. Программы, которые используют композиторы, дают, с моей точки зрения, звук даже менее раздражающий. Но у меня вокальный слух, «испорченный» акустическими обертонами, я электронную музыку вообще плохо переношу, даже чисто физически.

Татьяна Мацук   09.06.2022 06:28   Заявить о нарушении
Сейчас есть дорогие гибридные пианино с нормальной механикой. Ими в основном и пользуются, особенно если надо заниматься по ночам. Но у меня на данный момент другая проблема. Надо втащить самой устройство в квартиру и в ограниченном пространстве суметь им пользоваться.

Татьяна Мацук   09.06.2022 06:32   Заявить о нарушении
У меня был синтезатор. Он и сейчас есть. Механика клавиш очень плохая, а она многое значит. Но зато разные тембры звучания есть, и импровизировать интересно. Особенно со звуками органа. Поэтому синтезатор, это даже и интересно. Но я сейчас не играю - палицы на левой руке ослабли, и их как бы парализует, особенно мизинец.
К докторам не хожу, потому, что ноги не ходят. Но я оптимист - думаю, что организм сам должен справляться, и ещё просуществует некоторое время. ))
На нашем сайте вообще уникальные люди есть. Слепые, и только с помощью специальных программ тексты пишут и читают. Так что мне грех жаловаться. Даже зрение незамутнённое, без признаков катаракты.

Дмитрий Маштаков   09.06.2022 07:31   Заявить о нарушении
Левая рука, особенно мизинец - это, скорее всего, сердечное. Хотя позвоночник тоже может давать, как и голова. Если мозговое, то нагрузка на кончики пальцев очень желательна.
Механика для меня важна, как и естественность звука.
Может, поспрашиваете народ по поводу вот таких штуковин (рекламе доверять нельзя, нужны отзывы понимающих людей)?
http://www.ozon.ru/product/portativnoe-skladnoe-elektropiano-carry-on-49-276344498/?sh=25ruH1kFsA

Татьяна Мацук   09.06.2022 09:09   Заявить о нарушении
в интернете есть отзыв - //Михаил Л.
19 Ноября 2021
Товар куплен на OZON
Достоинства
Портативность, автономность, много вариантов звучания
Комментарий
Поиграть где-нибудь на природе, или просто потренироваться по клавишам, то что нужно. В сложенном состоянии влезает в рюкзак легко. Банков звуков много, клавиши к скорости нажатия не чувствительны. Лучше подключать внешнее усиление звука через выход на наушники, так как встроенные динамики невелики и играют соответствующе, нижний диапазон откровенно слаб. А в целом, как очень компактная клавиатура на 49 клавиш для походного варианта годится. //

А среди моих знакомых экспертов нету.

Дмитрий Маштаков   09.06.2022 13:09   Заявить о нарушении
Если уж покупать, то на 88. Такие есть. Но смущает нечувствительность клавиш к скорости нажатия. Трели нельзя делать, получается? Или наоборот можно? Не поняла.

Татьяна Мацук   09.06.2022 14:13   Заявить о нарушении
Вот тут я послушал - http://youtu.be/kxA0M_zoPS8 звук мне не понравился. У моего синтезатора звук лучше. Сегодня попрошу внучку установить его. И попробую что-нибудь сыграть и, может быть, даже записать ))

Дмитрий Маштаков   09.06.2022 15:07   Заявить о нарушении
Вот это получше. Я именно о нем думала:
http://m.youtube.com/watch?v=5tWaqdJftUA

Татьяна Мацук   09.06.2022 15:16   Заявить о нарушении
Самое последнее понравилось. Но, обратите внимание, как басы хрипло звучат. Мой синтезированный звук лучше - http://disk.yandex.ru/d/LC3BQFlK3PovvA
К сожалению, то, что я делаю, я не могу внедрить в синтезатор. Таким способом можно делать только записи. К сожалению, в отношении фортепьянного звука я не могу в полной мере передать эффект педали. У меня есть ревебератор, но он действует как повтор звука, как эхо, но не как подключение дополнительного резонатора с натянутыми не нём струнами. А для рояля или пианино именно это характерно.

Внучка клавиатуру мне поставила, и я её опробовал. Играть разучился ))
Надо будет потренироваться, прежде чем видео со своей игрой делать. Да и то, какая это игра? Подбираю на слух. И мизинец на левой руке не работает. Но буду руку разминать по Вашему совету.

Дмитрий Маштаков   09.06.2022 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.