Майское путешествие. Лиссабон

Майское наше, 2019 года, путешествие началось, можно сказать, предыдущей осенью с ничем не примечательного разговора с дочерью. Она разыскала в интернете очень привлекательное по цене предложение - авиа перелёт Львов - Барселона и обратно предлагался за сто восемьдесят долларов на двоих.

- Что-то дёшево слишком, тебе не кажется?
- Тариф действителен только по май включительно, и без багажа. Типа лоу-кост. Ручная кладь до восьми килограмм, но никто её не взвешивает, лишь бы в размер укладывалась. Ну и маленькие рюкзачки за плечами тоже не считаются. Зонтики, ноутбук - тоже. Уложимся, если квартиры будем снимать, стиралки везде есть.
- Посмотри цены на перелеты в Мадрид и Лиссабон. Если и ехать в Испанию ещё раз, так уже и столицы посмотреть.


В тот же вечер Катя моя всё рассчитала, у неё это быстро. Четыре ночи в Барселоне, перелёт в Мадрид, пять суток там, перелёт в Лиссабон на пять дней, обратные билеты в Барселону с ночёвкой в гостинице возле аэропорта, оттуда - домой.
- А прямой самолёт из Лиссабона в Украину есть?
- Есть, конечно, только гораздо дороже. Билеты, которые я нашла - акционные. Кстати, внутри Европы тоже бывают смешные цены, нужно только на акцию попасть, но в мае ничего мне не попалось. Нет, назад - только через Барселону лететь, хоть и хлопотно это.

- Хорошо, ищи апартаменты, за полгода можно тоже дёшево снять.
- Я нашла уже. Самые дешёвые - в Лиссабоне, чуть дороже - в Мадриде, в Барселоне - самые дорогие. И потом, мы туда ночью прилетаем, а платить придется, как за сутки.
- Есть идеи?
- Есть, папуля. На первую ночь снять комнатку в хостеле с двумя кроватями, потом уже переехать в апартаменты. Или в хостеле остаться еще на три ночи, это вдвое дешевле. Душ, туалет свои, но стираться, бельё сушить там негде. Чайник у портье, стаканчики разовые.
- Сувенирные кружки купим. Давай в хостеле останемся, потерпим друг друга четыре дня. Зато кучу денег сэкономим. А без стирки первые дни обойдёмся.


Так мы и сделали. Весной рейсы из Львова неожиданно отменили, но нам за те же деньги заказали вылет из Киева, и обратный перелёт - тоже в Киев, и это нас вполне устроило. И десятого мая мы вылетели в Барселону через Киев. Об Испании я писать пока не собираюсь, впечатлений много, но об этих местах уже писано-переписано, и нового я точно ничего не скажу.

О Португалии, как мне кажется, писали не так много, туда всё же не такой большой поток туристов направляется из наших стран. А понравилась она мне ничуть не меньше Испании.

В замечательную эту страну морская моя судьба забрасывала меня дважды. В середине восьмидесятых наш траулер "Артек" ремонтировался в небольшом живописном городке Виана-ду-Каштела. Спустя десятилетие уже на греческом сухогрузе мы стояли в Порто. И оба раза я был очарован Португалией, каждый раз по разному, и не обошёл её вниманием в своих воспоминаниях - http://www.proza.ru/2015/06/01/735, http://www.proza.ru/2016/08/24/400, http://www.proza.ru/2015/03/14/2072.

Кто захочет, тот прочитает. Но я ведь не о Португалии тогда писал, а о фрагментах своей жизни, о Португалии же я и сам ничего не знал по большому счёту. Морякам достопримечательности смотреть некогда.

Для того, чтобы что-то понять о Португалии, нужно хоть немного историю её знать. Португальские мореплаватели были первыми великими первооткрывателями. Имена Васко да Гамы и Фернана Магеллана помнит каждый ещё со школы. Да и Христофор Колумб имел некоторое отношение к Португалии, был женат на португалке, и в первую очередь, именно к португальскому королю обратился за поддержкой своей экспедиции.

Эпоха великих открытий началась еще в пятнадцатом веке, когда португальские морские исследователи путешествовали по всему миру, совершая великие географические открытия.  Ангола, Мозамбик, Бразилия - это всё бывшие португальские колонии, в них до сих пор по-португальски говорят.

Но только сейчас, будучи в Лиссабоне, я узнал о событии, отбросившем великую державу далеко назад за несколько минут. Событие это - великое лиссабонское землетрясение 1755 года. За шесть утренних минут праздничного Дня Всех Святых, приходящегося на первое ноября, оно превратило Лиссабон в руины, унесло жизни девяноста тысяч человек, уничтожило огромный город и весь могучий португальский флот. Ничего этого я не знал, когда мы прилетели в восемь часов вечера двадцатого мая  в Лиссабон из Мадрида.

На квартире, которую мы забронировали ещё осенью, нас с Катей уже ждали, поэтому поехали туда на такси. Квартира оказалась на верхнем этаже маленького четырехэтажного дома, расположенного напротив музея Фаду, музея традиционной португальской музыки. Почти на набережной реки Тежу, недалеко от речного вокзала. Когда следующим утром в порт зашёл многопалубный круизный паром, показалось, что он стоит совсем рядом.  Прямо под нашим балконом стояли столики ресторанчика, открытые с раннего утра для прибывающих туристов.

С  утра отправились знакомиться с городом, двигаясь параллельно набережной. Минут через пятнадцать неспешной ходьбы мы вышли на огромную квадратную площадь с конным памятником посредине.

Позже уже мы узнали, что площадь раньше называлась Дворцовой, королевский дворец, находящийся в центре площади, был полностью разрушен во время землетрясения, памятник установлен на месте бывшего королевского дворца, а на коне возвышается тогдашний правитель Испании, король Хосе I, счастливо уцелевший, благодаря своему отсутствию в Лиссабоне.

Площадь после землетрясения была отстроена заново, называется теперь площадью Коммерции, окружена правительственными учреждениями и Триумфальной аркой, которую возвели в честь восстановления Лиссабона.

Памятник человеку, который возглавил это восстановление, стоит в другом месте, на площади Маркиза де Помбала, красивейший памятник которому украшает площадь. В то время его звали Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу, и он был первым министром королевства. Король был в отчаянии и хотел уже переносить столицу в другой город. Но Карвалью взял правление в свои руки, и согласно легенде, наметил план действий: "Похоронить мёртвых и накормить живых". И то, и другое было очень не просто.

Памятников в Лиссабоне гораздо меньше, чем в Мадриде, но если уж стоит памятник, то необыкновенно внушительный, высокий, величественный, посредине огромной площади, вымощенной португальской мозаикой с чисто национальными узорами.

Красивейший Проспект Свободы соединяет площадь Маркиза де Помбала с площадью Реставраторов,созданную в честь  освобождения Португалии от испанского владычества в 1640 году. Посредине площади находится памятная стелла, а сама площадь, конечно же тоже украшена знаменитой тротуарной мозаикой.

Проспект Свободы - широченный, и два параллельно идущих бульвара разделяют полосы движения транспорта, каждый из них ненамного уже знаменитой барселонской Рамбла.

Интересна площадь Росиу с двумя фонтанами и высокой колонной со статуей императору Педру IV. Мозаичная плитка, устилающая площадь, там особенно красива, и имитирует морские волны.

Лиссабон, как и Рим, находится на семи холмах, только названий их я не знаю. Холмы высокие, но взбираться на них помогает городской транспорт: автобусы,  старенькие узкоколейные трамвайчики и, особенно, три старинных фуникулёра: Бика, Лавра и Глория, специально для этой цели созданные.

Ходят они каждые полчаса, наверх - полные, вниз - почти пустые. Спускаться туристы предпочитают по живописным узеньким улочкам, билет на фуникулере в одну сторону 3,80 евро. А спускаться не только дешевле, но и интереснее. Часто по пути встречаются обзорные панорамные площадки с непременными кафе поблизости.

На холмах расположены и все лиссабонские церкви: кафедральный собор, Базилика-де-Эштрела, церковь святого Антония, церковь святой Екатерины, церковь святой Магдалены, церковь Святого Роха, национальный Пантеон Португалии и другие.

В католические церкви мы с Катей часто заходим, хоть и не надолго, там много интересного, а в некоторых и музеи есть. Огромный парк Эдуарда VII, расположенный рядом с  площадью маркиза де Помбала, ничем нас не поразил, во всех отношениях он сильно уступает паркам Мадрида.

Долго поднимались пешком на холм, чтобы попасть в Замок Святого Георгия, бывший мавританский замок (вход десять евро). Большинство туристов привозят автобусы, народу много, очередь на вход стоит. Там мы походили по крепостным стенам, осмотрели бойницы, старинные пушки, защищающие город от нападения с моря, потом полюбовались павлинами, гуляющими по территории замка, и не обращающими никакого  внимания на туристов. И, конечно, фотографировали прекрасные панорамы Лиссабона, открывающиеся из крепости.

Понравилась длинная лиссабонская набережная, вдоль которой стоит множество яхт.  Каменные скамьи, выполненные заодно с ограждением, коротенькие, и пары сидят друг против друга. Параллельно тротуару устроены километровые дорожки для катающихся на прокатных велосипедах и электросамокатах - последней примете европейских городов. Набережная ведёт в предместье Лиссабона - Белем, достопримечательностей в котором ещё больше, чем в старом городе, за день не обойдёшь.
 
Первым по пути встречается стоящий на краю земли памятник первооткрывателям, представляющий собой символично выполненную носовую часть судна, на которой собрались покорители других континентов, в основном, духовного звания, если по одежде судить. Там же и фигура молящейся королевы. Очень впечатляющий памятник.

Далее по набережной находится "Башня Белема" - один из символов Лиссабона. Башня была возведена по приказу короля Мануэла I в 1515-1520 годах в честь открытия  морского пути в Индию. Изящное пятиуровневое сооружение стоит у самой реки, окружено водяным рвом, и очень красиво снаружи. Пройти в башню можно по мостику, отстояв очередь и купив билет за шесть евро.

В башне на разных уровнях находятся четыре зала и открытая верхняя терраса, соединяющиеся узкой винтовой лестницей. Для туристов в каждом зале горят стрелки, разрешающие движение по лестнице вверх или вниз, встречные потоки не допускаются. Из башни открываются прекрасные виды на подвесной мост 25 апреля и скульптуру Иисуса Христа с распростертыми руками на высоком постаменте, установленную на противоположном берегу Тежу. Мост проектировали строители знаменитого моста Золотые Ворота в Сан-Франциско, и получился он очень похожим.

Там же, в Белеме, находится огромный Морской музей, национальный Археологический музей, музей королевских карет и главная достопримечательность - монастырь Жеронимуш. Свободный вход - только в Церковь Святой Марии — драгоценный дар Деве Марии в знак признательности за успешное возвращение Васко да Гамы из Индии. Церковь огромна и очень красива. В ней как раз в саркофагах и покоятся останки знаменитого путешественника, а также португальских королей Мануэла I и Жуана III. Купленный билет позволяет посетить и монастырь.

Стены и арки двухэтажной окружной галереи выполнены из светлого камня и искусно отделаны тончайшей кружевной резьбой, внутренний двор представляет собой красивый парк. Очень впечатляюще. Лично мне эта резьба напомнила барселонский собор Саграда Фамилия, только тот гораздо позже построен, так что Гауди мог вдохновиться как раз в Белеме.

Запомнились в Лиссабоне крохотные, как на подбор, балкончики с решётками из ажурного кованого железа. На большинстве из них стоят горшки с цветами, на многих - кондиционеры, но больше ничего. И никаких самодеятельных лоджий. Часто встречаются на стенках домов картины, выложенные из знаменитой керамической плитки местного производства. Без азулежу, как она называется, трудно даже представить португальскую архитектуру, азулежу и в музеях, и в барах, и в ресторанах.

А перед отъездом мы отправились в Синтру, бывшую столицу Португалии. Быть в Лиссабоне и не съездить в Синтру невозможно. Красивейший городок.

* На иллюстрации - яркий образец азулежу. Иллюстрации буду периодически менять по просьбе Льва Зрителева.
** Продолжение следует.


Рецензии
Интересный репортаж.
Про эту страну мало знаю.
Разве что о великих мореплавателях.


Реймен   29.10.2023 20:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Продолжение, кажется, я так и не написал. Как-то не собрался, а теперь и не соберусь.

Михаил Бортников   29.10.2023 20:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.