Тихая моя родина

Название этому произведению дала песня в исполнении Александра Михайлова, известного по работам в театре и в кино.  Но несколько лет назад, году в 2011, узнал его и как исполнителя красивых песен, преимущественно старинных, народных.  Не обладая хорошим голосом, он поет очень душевно, недаром его пригласили в телевизионную передачу «Две звезды», где он поет с Таисией Повалий популярные песни «Тонкая рябина», «За окном черемуха колышется» и другие. Но вот ту песню, которую я поставил в название своего рассказа, я услышал в передаче на канале «Ля-минор».

Вот что можно прочитать о Александре Михайлове в Интернете.  Он родился в посёлке Оловянная Читинской области (ныне Забайкальский край). Один из его дедов, донской казак, был офицером Белой Гвардии, второй дед — офицером Красной Армии, что не мешало обоим любить Россию, дружить между собой и не выдавать друг друга. Став взрослым, Михайлов почитает обоих дедов, признаёт, что их взгляды, заветы и воспитание оказали влияние на его патриотическое мировоззрение.  В одном из выступлений по телевидению Михайлов сказал, что его мать из староверов.

Детство Александра прошло в селе Цугол, Агинского Бурятского автономного округа. Потом семья переехала на станцию Степь. Вскоре родители разошлись, мать, работавшая на железной дороге, кирпичном заводе и рудниках, воспитывала Александра одна, его домашнее имя было Шурка.

В молодости мечтал о море, увлекался произведениями Джека Лондона, после 7-го класса уговорил мать переехать во Владивосток. После неудачных попыток поступить в Нахимовское училище, в мореходные училища Приморья, Михайлов окончил ремесленное училище, и был матросом-мотористом на рыбацком дизель-электроходе «Ярославль», на других судах в Охотском и Японском морях, в Тихом океане, получил неоценимый опыт работы на палубе в мороз, пургу и шестибалльный шторм.

В 1969 году Михайлов окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств по специальности «Актёр театра и кино». В 1970—1979 годах был актёром в Саратовском драматическом театре имени К. Маркса.

С 1979 года — в Москве: до 1985-го служил в Театре им. М. Н. Ермоловой, в 1985—2004 годах выступал на сцене Малого театра.

В 1985 году был председателем Государственной приёмной комиссии на выпускном экзамене по мастерству актёра в Дальневосточном институте искусств — выпуск Сергея Гришко.

В 1997 году Михайлов дебютировал как певец, составив вместе с композитором Евгением Бедненко концертную программу «Очарованные странники» из русских народных песен, романсов, казачьих песен (собиранием песенного материала Александр Яковлевич занимался в поездках по родным местам), с которой он и музыкальная группа Бедненко «Хорус» выступали в филиале Малого театра, Театре имени Ермоловой и гастролировали по стране. С тех пор актёр часто выступает перед зрителями с концертными программами, иногда аккомпанируя себе на гитаре.

В 2012 году стал педагогом Летней киноакадемии Никиты Михалкова. В настоящее время Александр Михайлов живёт в Москве (Зеленограде), хотя к большому городу не прикипел, его тянет к тайге, к соснам и кедровым рощам. Участвует в творческих вечерах и телепрограммах. Является руководителем и преподавателем актёрской мастерской ВГИКа им. С. А. Герасимова. Участвует в театральной антрепризе, в качестве приглашённого артиста с октября 2017 года играет в спектакле «Самая большая маленькая драма» на сцене театра Ермоловой.

Характерное амплуа Михайлова — мужественный лирико-романтический персонаж, возрастной покоритель женских сердец, часто с военной выправкой, изящными манерами и благородной харизмой бывалого ветерана силовых структур. Вместе с тем актёр, с юных лет почитающий труд стражей закона и правопорядка, избегает участия в типовых «блокбастерах» со «стрелками» и перестрелками». Михайлову неприятен распространённый в российском кинематографе, кочующий из одного сериала в другой стереотипный конфликт между полицейскими и бандитами. Артист старается придирчиво выбирать роли, стремится сам и учит студентов строго относиться к выбору кинематографического и сценического материала, сюжета, «уважать себя, профессию и своего зрителя».
Автор книги автобиографической прозы.

В 2005 году вошёл в состав Главного совета восстановленного Союза русского народа.
В 2006 году  Александр Михайлов стал президентом Межрегионального общественного фонда имени  М. С. Евдокимова (Александр Михайлов и Михаил Евдокимов были близкими друзьями).

В 2012 году избран членом Общественной палаты Центрального федерального округа.

По политическим взглядам близок к русским националистам, участвовал в «Русском марше» 4 ноября 2012 года. Государственный телеканал «Россия-24» отмечал, что Михайлов известен выступлениями на «русских маршах» и националистических митингах.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму. В августе побывал с концертом в Приднестровской Молдавской Республике. 28 декабря творческий вечер артиста прошёл в Луганской филармонии (ЛНР), где он назвал себя «таким же колорадом, как и некоторые жители Донбасса». 29 декабря он побывал также в Первомайске и Краснодоне.

12 февраля 2015 года СБУ запретила Михайлову на 5 лет въезд на территорию Украины за публичную поддержку ЛНР и ДНР и посещение этой территории, находящейся под контролем самопровозглашённых структур.

26 октября 2016 года Александр Михайлов провёл творческий вечер столице ДНР, выступив в Донецком государственном академическом музыкально-драматическом театре.
Был в федеральном списке «Справедливой России» на выборах в Госдуму в 2007 году, в списке партии «Родина» на думских выборах 2016 года.

Лауреат Премии Ленинского Комсомола (1981) и Государственной Премии РСФСР им. братьев Васильевых (1983). Народный артист Приднестровской Молдавской Республики (2014).

Всего исполнил более 75 ролей в кино и около 50 ролей в театре. Среди наиболее известных работ артиста — главные роли царя Ивана Грозного в Малом театре, князя Мышкина и Родиона Раскольникова в Приморском драматическом театре, главные роли в фильмах «Любовь и голуби», «Мужики!», «Отряд специального назначения», «Белый снег России», «Милый друг давно забытых лет…», «Очарованный странник» и других.

Известен также как исполнитель песен, романсов, стихотворений, с творческими вечерами выступал в разных регионах России (преимущественно в Москве, Сибири и на Дальнем Востоке) и в ближнем зарубежье. Занимался общественно-политической деятельностью, баллотировался в Госдуму РФ. Активный участник «русских маршей» и патриотических митингов, где выступал с зажигательными речами, идеологически близкими к русскому национализму. На канале Ля-минор он выступал с заслуженным артистом Республики Крым, поэтом, певцом Константином Фроловым. Тот исполнил гимн защитников Севастополя 1854-55 года, где есть такие слова : «Покуда Севастополь будет русским, Россия не изведает стыда». В том, 2011 году это было очень вызывающие слова, поэтому Фролову запрещали петь этот гимн. А вот в концерте Михайлова он прозвучал.

Почему мне так близко творчество Александра Михайлова как исполнителя песен? Видимо, что он поет так душевно, причем выбирает для исполнения такие песни, что нравятся и мне, в том числе о родных местах,  которые у него и у меня похожи. Это небольшие села в Сибири и на Дальнем Востоке.  Как звучат его песни «Родник» или «Доска», просто слезу вышибают. Так может исполнить только настоящий патриот своей малой родины. Причем он поет об умирающих со временем деревнях и поселках, что сплошь и рядом встречаются   по всей  нынешней России. Жизнь там почти замерла, люди в большинстве не живут, а доживают.

И это мое определение целиком относится к моей малой родине, двум поселкам на берегах притока Амура реки Амгунь на севере Хабаровского края – Херпучам и Оглонгам.  Они навеки связаны дорогой между ними, своеобразной пуповиной..  150 лет  назад зародились в непроходимой тайге Приамгунья, чтобы дать жилье золотодобытчикам, которые вначале мускульным способом, а потом с помощью драг и гидравлик  добывали золото.  Вначале купцам, которые нанимали старателей, а потом в казну социалистического государства. 

В Оглонгах, в прошлом «Резиденции», была перевалочная база того, что нужно для добычи золота и проживания людей в суровых условиях,  там же была и электростанция, которая давала ток драгам Херпучинского прииска. В начале 30-х годов появились уже настоящие поселки, а не дома в отдельно стоящих старых приисках Успенский и Седьмая Линия.  Центр поселка назывался Главный стан, как это часто бывало в нескольких поселках этого золотодобывающего района. Один Главный стан так и остался на карте района, а вот другие со временем стали называться по-другому. У нас это стали Херпучи.  В центре нашего поселка и был мой родной дом.

Уже перед войной поселки приобрели такой вид, каким я увидел его в первые годы после рождения в послевоенные годы.  Часть поселка была разделена надвое хребтом с двумя выделяющимися вершинами, более высокой Дубовкой, и менее высокой Каланчой, которая возвышалась в центре поселка.  И вокруг Каланчи сосредоточились многие административные здания поселка – контора прииска,  партком и профком , сельский совет. Чуть вдалеке высокое двухэтажное здание средней школы, в другую сторону хребта здания клуба и больницы.  Центральная улица, на которой я жил, и носила именно это название, отвечала в полной мере этому статусу.  Аккуратные, одинаковые дома на две квартиры,  такие же аккуратные  заборы из штакетника,  деревянные тротуары по обеим сторонам улицы, всегда  убранные канавы рядом с тротуарами.  Именно такой,  ухоженной,  я запомнил свою улицу.  О ней у меня есть отдельный рассказ.

И вот сейчас, когда я смотрю на фотографии, сделанные в последние годы моими земляками,  у меня сердце кровью обливается.  Не только потому, что наша улица стала называться Школьной, но и от того, что внешний вид её отличается от   прежнего, привычного  моему глазу. Исчезли многие дома, которых или разобрали на дрова, или они сгнили. Чудом сохранился наш дом, который многие так и зовут – «Щербаковский», потому что там долгие годы жила наша семья, а потом семья моего кузена Яна Щербакова. Конечно, дом изменился, все же он был построен в 1932 году.  Перестроены сени у входа в квартиру, появились какие-то постройки около дома. Раньше ничего этого не было.  Сейчас в доме не живут, он используется как склад магазина напротив нашего дома, на месте приисковой столовой.

Давно уже нет деревянных тротуаров и канавы для стока воды рядом, вся обочина заросла бурьяном. И заборы выглядят совсем не так, как раньше. Вся улица скорее напоминает деревенскую, а не поселковую, какой она была много лет назад.

Но больше всего меня удивляет, как за последние годы наступает на поселок тайга. Раньше вокруг Херпучей были котлованы и отвалы камей, остающихся после работы драг.  А сейчас там стеной стоит лес, он растет практически у стен новой, перестроенной в конце 80-х годов школы.  Раньше наша двухэтажная школа с огромными окнами и потолками притягивала взор всех жителей и приезжающих , а нынешнее здание, которое облагородили не так давно сайдигом, мне лично напоминает барак.  И перед ней стоит наш дом, который в пору моего детства был второй от школы.  Но при возведении новой школы первый дом  был разобран.  На том снимке, что выставлен в заставке к рассказу, рядом со зданием школы виден кирпичный остов  спортивного зала, который не был достроен на этом месте, и постепенно разобран.

И другие улицы моего родного поселка не радуют внешним видом. Стоящая на небольшом пригорке бывшая контора прииска разобрана,  сгорел двухэтажный клуб на улице, которая носила название Клубная.  Больница переведена в новое здание, и, как и школа, напоминает барак.  Многие дома разрушились полностью или покосились, в них никто не живет. Все заросло бурьяном.

 Лишь две улицы в моем поселке напоминают о том, что он скорее жив, чем умер. Это Транспортная улица и та, что в моем детстве называлась Успенской. Там вырос целый поселок новых, добротных домов.  А вот на улице Седьмая линия осталось намного меньше домов, чем раньше. Но все это я оцениваю по фотографиям, а не вживую.  На своей малой родине я не был 25 лет, четверть века.

У меня есть масса свидетельств о том, как бывшие в первой половине ХХ века крупными прииски постепенно снижали объем добычи золота и исчезали с лица Земли.  На их месте остались лишь следы пребывания  человека.  Одно перечисление этих приисков займет целую страницу. Назову лишь несколько – Михайловский, Александровский, Колчанский, Октябрьский, все в нижнем Амуре и в Приамгунье.

Боюсь, что если бы я приехал на свою малую родину, то не услышал бы звон детских голосов,  когда дети катаются в горки на санках или на лыжах, играют в «чижика-пыжика» или лапту, катаются на велосипеде.  Это произошло и по причине того, что в поселке втрое стало меньше проживать людей, и,  естественно,  уменьшилось число детей.  Да и образ жизни у них стал другой. Мы старались больше времени бывать на улице, там были все развлечения, а у нынешних детей они в стенах домов. Хорошо это или плохо? С точки зрения медицины – плохо, растет менее крепкое поколение.  А с точки зрения человеческой эволюции так и должно быть.

Не услышал бы  тарахтение моторов мотоциклов людей, которые ездили в те годы  по своим делам или в тайгу, по грибы, по ягоды.  Зачем куда-то ехать, лес рядом, можно дойти пешком.  Мотоциклы заменили подержанные японские автомобили, чаще всего джипы.  А у них двигатели не там громко работают, как у мотоциклов советской поры.

У меня есть материал, рассказывающий о походе восьмиклассников Члянской школы вместе с руководителем, известным краеведом Александром Ивановичем Кудриным. Он прошел с ребятами по местам, где раньше были поселки лесозаготовителей, золотодобытчиков, рыбаков. От них остались лишь небольшие артефакты, и это вызывает ностальгию и у Кудрина, и у меня тоже, ведь это же общее наше нижнее Приамурье.  Для желающих почитать этот рассказ – вот ссылка на него. http://www.proza.ru/2019/05/28/463

Все предложения нынешней власти, типа раздачи «дальневосточного гектара», переселения на Дальний Восток граждан из-за рубежа с выдачей наших паспортов – это имитация заботы о Дальнем Востоке. В царское время землю выдавали в десять раз больше, да еще к ней ссуду на обживание весьма солидную, и на льготных условиях.  Вот и заселяли этот край люди в надежде на лучшую жизнь, чем в западных районах России или в Сибири. А сейчас Дальний Восток неподъемными транспортными тарифами практически оторван от европейской части страны.  И жизнь здесь стала очень дорогой. Вот и потянулись с Дальнего Востока люди на северный Кавказ, Москву или Санкт-Петербург, все больше и больше уезжают, особенно из глубинки. Становится все тише в наших  селах, поселках, маленьких городах.  Поэтому я и написал этот рассказ о тихой моей родине.

P.S. Уже годна рассказ мой был опубликован, в комментариях мне прислали текст песни, которая исполнена Александром Михайловым. Эти стихи написан замечательный русский поэт Николай Рубцов. Я решил вставить текст песни в своей рассказ, чтобы вы поняли, уважаемые читатели, что за слова вызвали у меня такую ностальгию по родным местам.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.


Рецензии