О духовном учителе

      

   Меня зовут Николай Ермолаев, родом я из Ярославля, мне 68 лет. Более 18 лет назад в моей жизни произошло важнейшее событие, которое разделило мою жизнь на две части. Это была встреча с Духовным Учителем Шри Пракашем Джи. Все эти годы Учитель дарил истинные духовные знания сотням и тысячам людей.
Я хочу рассказать, что значит принять Учителя, каков Учитель на самом деле и чему он учит. Естественно это мой личный взгляд.
           Что значит принять Учителя.
   Моя семья была атеистической. Годам к 30 я начал интересоваться духовностью. В 1982 году мне удалось купить Библию, что было нелегко и дорого. Другие духовные учения было почти невозможно достать в то время. Изучал Библию с большим интересом, но не нашел ни знаний, которые искал, ни ответов на многие вопросы, ни духовного огня, который бы отозвался в моем сердце, хотя жизненный подвиг Христа очень тронул меня, а его заповеди считаю духовным сокровищем и достоянием для всех народов планеты. Не помогла в моих исканиях и Толковая Библия в трех томах.
В 1990-м году я впервые прочитал статью «Шамбала сияющая» Н. Рериха. Эта статья буквально зажгла меня, и затем все 90-е годы я изучал «Агни Йогу» Рерихов, активно участвовал в рериховском движении. Именно в учении Рерихов я нашел то, что тщетно искал в других источниках. В те годы мне приходилось встречаться со многими людьми, некоторых из них считали Духовными Учителями. Но сердце мое не отзывалось, а ум не соглашался с этими утверждениями.
К тому времени я очень хотел встретить Духовного Учителя. Молился ли об этом? Да. Благодаря Блаватской, Рерихам, Рамакришне, Вивекананде, Абрамову и некоторым другим авторам у меня сложилось определенное мировоззрение и представление о том, что из себя представляет Духовный Учитель. Конечно это было не практическое, а книжное представление и субъективное. Внутри меня было почти постоянное ожидание чего-то необычного в жизни. И оно пришло!
   В 1999 году долгожданная встреча произошла. На первых встречах и первой духовной лекции – сатсанге, я почувствовал, что от этого молодого человека, которому не было и 30 лет, исходит какая-то очень сильная и благодатная энергия, рождающая очень высокие чувства, не похожие на все, ранее испытанное. Поскольку я очень люблю музыку, в моменты глубокого погружения в нее, в творчестве я испытывал настолько сильные чувства, что считал их выше чувства любви. Собственно, это и была любовь, только очень чистая, необусловленная, поскольку трудно ожидать от музыки что-то в ответ.  Однако, то, что я почувствовал при встрече с Учителем, нельзя было сравнить даже с этими чувствами, они были и сильнее, и выше. Я понял, что это не простой человек, он рождает в душе радость и любовь, он обладает необыкновенными знаниями, он очень необычно и неожиданно отвечает на вопросы, он точно обладает каким-то необыкновенным магнетизмом, от него исходит энергия большой силы, убежденности, и эта энергия воодушевляла и давала какой-то мощнейший жизненный импульс. Сердце мое тянулось к нему.
   Однако, в моей душе еще не было окончательного решения принять Шри Пракаша Джи как Учителя. И в течение многих месяцев в ней происходила внутренняя работа по гармонизации ума с сердцем (это я сейчас так понимаю). Это был для меня очень трудный, порою даже мучительный период, в котором чередовались радости и озаренья с неуверенностью в правильности выбора (последней, впрочем, было гораздо меньше). Наверное, это было связано с моим скепсисом по отношению ко многим духовным течениям 90-х годов и их лидерам, в то время было много псевдо-учителей, самозванцев, все это выплеснулось в информационную сферу. Соответственно, я не бросался в первый попавшийся псевдо-духовный омут с восторгами, предпочитал идти как по болоту, осторожно прощупывая каждый шаг, и только потом ступая. Это было связано также и с моим рериховским прошлым, моими представлениями. (Рерихов люблю до сих пор и буду любить.)
   Это был в то же время и благодатный период, я имел возможность задавать Учителю множество вопросов, многие сотни, даже тетрадь вел. Он терпеливо отвечал. Его ответы очень помогали мне в жизненных обстоятельствах, в духовном утверждении. Выполняя духовную практику, данную им, я на деле чувствовал ее полезность во всем, как во внутренней жизни, так и во внешней. Я все больше понимал и ощущал, что его слова часто далеко не самое главное, что его присутствие, прикосновение, его взгляд, его благословение без слов дают очень многое. Наконец, мои теоретические представления об Учителе соединились с практическим опытом общения, опытом ученичества, и знания, даваемые им, полностью объединились и стали идентичными со знаниями моего предыдущего духовного опыта, в моей душе наступил покой, и, наверное, самое главное, я совершенно отчетливо почувствовал и понял всем своим существом, что Шри Пракаш Джи – мой Учитель, а я – его ученик. Я очень хорошо помню момент этого откровения во время встречи с Учителем! Это потрясение не забудется никогда. Сейчас думаю, что мой выбор был предопределен счастливой кармой, и огромную помощь в принятии окончательного решения оказал Учитель, его высочайшие духовные качества.
   Следует учесть еще одно обстоятельство. В то время все еще только начиналось. Только-только начинали собираться ученики, их еще было очень мало. Все было неопределенно, неизвестно, кроме личных внутренних восприятий, обмена мнениями с такими же начинающими из Москвы, как мы (несколько человек из Ярославля). Не на кого было равняться, не с кого было брать пример, не было никого со сколь-нибудь продолжительным опытом ученичества, ни книг, ни записей сатсангов. В своем выборе можно было опираться только на Учителя, на свои чувства и мысли, интуицию.   
Я не рассказываю всех подробностей, приведших к встрече с Учителем, подробностей первых лет ученичества, их хватило бы на целую книгу. Говорю только о том, как происходил процесс узнавания и принятия Учителя. Между прочим, и уже тогда были сильные внешние противодействия этому процессу.
   Как происходит процесс узнавания, принятия Учителя?
Полное принятие истинного Духовного Учителя настолько глубокий и преображающий процесс в душе человека, что никто(!) из настоящих учеников не скажет, что это все происходит легко и просто. Даже те ученики, которые отошли от Учителя, никогда не забудут его, в их душе никогда не будет спокойствия, пока они не возвратятся к нему снова.
   Не следует думать, что принятие Учителя происходит быстро, спонтанно, что 50-ти летний человек встречает в Москве первого попавшегося 30-ти летнего ндийца или индуса (по религии), тут же бросается ему в объятья, верит каждому его слову и принимает его за своего Учителя. Конечно это не так. Еще раз скажу, что это процесс, процесс очень непростой, и часто совсем не быстрый, в котором душевная ось человека разворачивается в духовную сторону и происходит новое рождение человека. Духовное рождение. Вы когда-нибудь слышали, что рождение – это простой процесс для ребенка? Он почему-то не смеется при рождении… Для матери это тоже просто? Вы когда-нибудь слышали о том, что когда поворачивается земная ось, все остается на своих местах на земле, все происходит спокойно? Просто представьте себе это в отношении человека и подумайте…
   Принять Учителя, стать его учеником – это значит:
полностью доверять ему, убедившись в его истинности, чистоте, праведности, любви, добрых намерениях и многом другом;
это значит выполнять духовную практику, данную Учителем и работать над собой, своими духовными качествами под его руководством;
это значит сохранять ему верность и нести ответственность перед ним, перед Богом, перед своей душей за свои действия, как ученика, понимая, что он взял на себя ответственность за ученика вести его до конца, к вершинам духа – познанию себя, познанию Бога, соединению с ним.
 
        Каков Учитель в глазах ученика.

   Мне довелось видеть Учителя в разных обстоятельствах. Это были не только лекции (духовные беседы), личные встречи, праздники, посещение духовных, исторических, культурных мест, я видел Учителя в поездках, в дороге, в бытовых обстоятельствах, на прогулках, в трудных обстоятельствах.  Много раз в самых различных, порою трудных ситуациях я видел, как он себя ведет, как он общается с людьми, как находит решение возникающих проблем.  Он никогда, ни при каких обстоятельствах не теряет контроля над собой, спокойствия и доброжелательного отношения ко всем окружающим. Во всех без исключения случаях он всегда оставался таким, какими учит быть нас, своих учеников – Истинным Духовным Учителем. В нем удивительным образом сочетаются совершенно различные качества, и такое соединение практически не встречается среди людей: 
  – Его простота в общении, детская чистота и искренность в сочетании с глубочайшей мудростью и достоинством, в котором нет ни капли высокомерия. И при этом Учитель обладает совершенно необозримыми знаниями, поразительной проницательностью, огромной духовной мощью, но он никогда и никому не говорит: «Я вам помог или помогу», он говорит: «Буду молиться». Именно в общении с Учителем я понял, что значит настоящее смирение, кротость.
  – Его очень теплая отцовская любовь и суровая требовательность там, где это просто необходимо. Даже когда он выговаривает ученику за совершенную серьезную ошибку, в этом чувствуется его любовь, забота и помощь, чувствуется сожаление, что так произошло. Он никогда не будет потакать слабостям ученика, но будет помогать избавиться от них, он любит без привязанности. Тот, кто ощутил такую любовь, понимает и ощущает насколько она сильнее и чище обычной, мирской.
  – Его почти детская доверчивость к тем, кого он считает преданным, своим и полная непроницаемость там, где это необходимо. Он считает своей семьей не только свою кровную семью – жену и детей, но и всех верных учеников, с которыми делится радостями, успехами, а также заботами и трудностями в различных обстоятельствах, которых сейчас, прямо сказать, не мало. И это не простоватость, а истинное доверие к тем, кто предан Учителю и духовным принципам его учения.
   Он мягкий и доброжелательный в общении человек и может показаться беззащитным, но он обладает стальной волей и абсолютным бесстрашием, когда дело касается духовных принципов и справедливости. Мне лично приходилось в первом и во втором не раз убеждаться в дороге, в нынешних ситуациях, связанных с организованными попытками опорочить индуизм и Учителя в некоторых СМИ.
   Он никогда не теряет самообладания, равновесия, его спокойствие нерушимо ни при каких обстоятельствах (Для человека, который знает истинный ход течения событий прошлого настоящего и будущего нет ничего неожиданного – по-другому никак не объяснить его непоколебимое ничем равновесие и спокойствие).
   Его жизнь подчиняется строгому расписанию, в ней все спланировано. Он очень осмотрителен и в своей жизни, и во взаимоотношениях с людьми. Его облик во внешней жизни ни капельки не отличается от его облика в семье, в быту, во внутренней жизни. Он неизменяем. Что бы он ни делал, даже в самых мелких подробностях жизни, он делает очень аккуратно и ответственно. Как во внешних отношениях он очень обходителен, вежлив и доброжелателен к людям, точно такой же он и в семье, в быту. Обычный человек имеет какой-то парадный фасад своего облика, который он представляет в миру, т. е. в миру он один, а в семье и в своей внутренней жизни он может быть совершенно другим. Мы часто видим, как не только в политике (где это обычное явление), но и в медиа сфере нам показывают какого-то человека, расписывая его добродетели. А потом мы узнаем информацию и видим видеозаписи о том, как он себя ведет в узком кругу, с подчиненными, в семье, в трудных обстоятельствах, как он груб, разнуздан и нетерпим. Таким образом у обычного человека есть фасад его сознания и есть задворки, задний двор, заваленный не только всяким хламом, но и залитый ядом эгоизма и злобы. Однако в случае с Учителем этого нет даже в малейшей степени.  У него нет никакого заднего двора! Он везде одинаков. Он есть живая и самая убедительная иллюстрация того, чему он учит всех нас, он являет полное соответствие своих духовных принципов и своей жизни.
   Мне не раз приходилось наблюдать атмосферу взаимоотношений в его семье, начиная с двухтысячных годов. Я видел полное взаимопонимание, уважение и любовь между всеми членами семьи. Я видел не раз, как много времени супруга Учителя Шивани Джи уделяла учебе детей, как она помогала им, мудро, спокойно, и терпеливо объясняла им маленьким еще то, что было трудным для понимания. Поведение, мышление и взгляды их детей есть отражение поведения, духовных взглядов и убеждений их родителей. Духовные взгляды сегодня уже взрослых детей не просто следствие их рождения в индуистской семье, а свидетельство их полного, сознательного понимания истинности учения их отца и принятия его в своей жизни. Они не на словах, а на деле с детства видели высокие нравственные качества своих родителей, их взаимные любовь и уважение, полное соответствие их действий и слов, они с детства ощущали ту возвышенную любовь к Богу, которую только и может пробудить в сердце человека истинный Духовный Учитель – их Отец.

      Чему учит Шри Пракаш Джи.

   Мой опыт общения с ним, опыт применения его советов и духовных практик, опыт работы над собой и позитивного изменения моей жизни, здоровья, мои духовные чувства и ощущения, размышления о духовности и Учителе говорят о том, что Шри Пракаш Джи является истинным Духовным Учителем. Он, прежде всего, дарит людям любовь (т. е. он пробуждает в людях духовную любовь, духовное чувство, доброжелательность), дарит глубочайшие знания жизни, ее духовных основ, дарит человеку путь обретения спокойствия и радости в жизни, путь познания себя. Учитель дарит знания из любви к людям, бескорыстно и не из книг, а из своего духовного опыта.  Основа его учения – санатана-дхарма (вечная духовность) или, как сейчас говорят, индуизм. Однако то, что дает Учитель является самым высшим аспектом санатана-дхармы в своем чистом, изначальном виде, поскольку, повторю, он дает свои знания не из книг, а из глубин духа.  У него тысячи последователей в разных городах России и других странах. Думаю, что многие сотни и тысячи людей, которые встречались с Учителем и, тем более его ученики, разделяют эту точку зрения.
   Духовные знания, даваемые Учителем, являются основой для всех религий и верований, поскольку духовные основы всех религий одинаковые, во всех прописаны нравственные законы жизни. К нему на встречи приходят люди самых разных вероисповеданий, они принимают и применяют его советы и практики, понимая, что они не противоречат их духовному, религиозному пути, а наоборот, углубляют и наполняют его глубоким смыслом и чувством. Поэтому многие принимают его как Учителя, становятся его учениками.
   Он открыт, не прячется ни за какой никнейм в соцсетях, все его высказывания, заявления, обращения открыты для всех желающих. Он предельно точен и сдержан в оценке событий и людей, в большинстве случаев он объясняет некорректные, неуважительные действия других людей их непониманием, заблуждением – «не ведают, что творят». Даже в самых крайних случаях готов все мирно решить, готов простить. Он категорически против резких высказываний в адрес людей, имеющих другую, отличную от его точку зрения. В своих высказываниях он отстаивает право любого человека на духовный выбор, право на духовное совершенствование тысяч людей, он отстаивает интересы граждан России на свободный духовный выбор.
   Благодаря многолетнему опыту общения с Духовным Учителем, я имею представление о том, как ведет себя Духовный Учитель, как и что он говорит, как двигается, какая духовная атмосфера вокруг него, даже как выглядит (имеется в виду не внешний вид, он у всех разный, а его облик)… На протяжении сотен таких наблюдений в разных обстоятельствах, я понимаю, что никто не в состоянии как-то подделать свое поведение, выдавая себя за Духовного Учителя. Рано или поздно, в какой-то ситуации человек себя выдаст. За многие годы ученичества я ни разу не видел ни одного момента, где он стал бы на какую-то малость другим человеком. Он всегда неизменяем, он всегда такой, каким он учит нас быть.
   На мой взгляд, Учитель – идеальный образец воплощения живой этики в жизни.

               
                28.11.2017г.


               


Рецензии