После двух лет на Прозе

Честно говоря, по этому поводу я изначально высказываться не собирался. Не юбилей, в конце концов. К тому же, много чего написал в миниатюре "Год на Прозе", что кажется актуальным и сейчас. Не повторяться же.

Но, то ли новые наблюдения, то ли моя неосознанная тяга к самоанализу, то ли что-то ещё… одним словом, "концепция поменялась". Решил-таки поделиться кое-чем.

Из меркантильных соображений, так сказать.
Соображение первое: охватить широкую массу читателей.
Соображение второе: если не прокатит первое соображение, через какое-то время это будет интересно мне самому. Наверное.

Итак, исполняю угрозу - начинаю делиться.

*  В последнее время стал замечать, что как только перечитываю какую-нибудь старую свою вещицу, тут же нахожу в ней кучу огрехов: и вот в этом месте как-то корявенько, и здесь неточно выражено, и там можно было бы другими словами, поинтересней…
Происходит это, обычно, когда вдруг получаешь рецензию на эту нетленку.
Освежаешь её в памяти, понятно, и чувствуешь досаду – ну как раньше не замечал-то? Поди, ещё ходил довольный, руки потирал.

В таких случаях начинаю метаться между:
"может, оставить всё как есть? Это же свидетельство времени, как-никак – ну вот так я изъяснялся пару лет назад"
и
"нет, срочно править, так оставлять нельзя".
 
И практически всегда побеждает перфекционизм, мать его!
Сажусь, правлю. Потом, естественно, открываю другие вещи "юрского периода", а там то же самое, если не хуже.
Да ёксель-моксель!
Неужели, думаю, я настолько вырос в литературном смысле? Или это такая конъюнктура момента, и не исключено, что через те же пару лет начну править уже исправленное?


*  Очень радуют неформальные, содержательные рецензии. А если они к тому же остроумные, тут вообще наступает праздник души. Но такое, к сожалению, случается не так уж часто. Всё-таки, прихожу я к выводу, писать рецензии – это отдельное искусство. Тут, во-первых, нужен очень проницательный и точный взгляд, позволяющий уловить главное, а во-вторых, способность в лаконичной форме это главное передать, в виде своих субъективных ощущений, ясное дело. Начитанность и литературный вкус подразумеваются по умолчанию.

У нас же чаще всего встречаются рецензии сверхлаконичные, иногда пространные, в виде растекания мыслью по древу, а нередко и совсем необязательные, ну просто совсем.
А хочется-то компетентных и убедительных, с детальным разбором всех достоинств и недостатков.
Эк хватил, скажете вы. Слишком многого хочешь от Прозы, любезный (предполагаю, что на месте "любезного" будут другие эпитеты).
Ну да, хочу… хотеть же не вредно!
Впрочем, ладно. Эта тема, вообще, неподъёмная – сломанные об неё копья и стулья уже и так складывать негде.


*  Размышляя иногда над стилем той или иной прочитанной вещи, ловлю себя на мысли, что стал тяготеть к простоте. Не к той простоте, которая хуже воровства, конечно. А к той, которая определяет всё гениальное.
Рискну привести один пример. Он немного из другой оперы; возможно, даже спорный, но зато наглядный.
Что такое изящество и грация? Это минимальное количество движений и усилий для достижения результата. Взгляните на семейство кошачьих и вы всё поймёте.
Грациозные люди тоже встречаются, правда, гораздо реже. Они, в отличие от большинства из нас, способны легко преодолевать узкие дверные проёмы. Шутка.

Так вот, обилие сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, деепричастных оборотов и прочих "штучек", через которые приходится с трудом пробиваться к сути сказанного, меня лично напрягает.
И наоборот, отсутствие многословия, дублирования мысли, изящная краткость при ёмкости смысла, доставляют особое наслаждение и даже приводят в восторг.
Литература – это искусство избегать слов, ребята! Не я сказал, а кто-то из великих.
Но, ей богу, если бы меня не опередили, это мог сказать и я.
Да, тексты моего любимого Набокова, например, тоже могут показаться "навороченными", однако он-то как раз стилист гениальный, и все его сложные построения очень тонко и точно передают чувства и общую атмосферу произведения.

Что-то я разошёлся сегодня не по-детски. Прям удивляюсь на себя.
Пора сворачиваться, наверное, чтобы не разрушить свой светлый лаконичный образ.
Тем более что обещал не повторяться.

В качестве десерта, ещё пару оптимистичных наблюдений:
- продолжаю открывать на Прозе новых интересных авторов, во что совсем недавно слабо верилось, а вот поди ж ты – такое тоже возможно;
- иногда начинает казаться, что наконец-то к тебе приходит сын ошибок трудных, и теперь вы вместе с ним да дочерью-интуицией ого-го как зашагаете по литературным нивам, только держи! А если к вам ещё друг парадоксов подтянется...

В общем, вот такие у меня, ребята, ощущения после двух лет на Прозе.
Пока не устал. Полёт нормальный.


Рецензии
"Не по-детски" пишется через "ц". Стыдитесь, батенька.

Сергей Омельченко   12.04.2023 12:35     Заявить о нарушении
Стыжусь. Будет над чем работать.

Александр Тебеньков   12.04.2023 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.