В. Макаров 3 Уроки А. И. Солженицына повествование

   
                1

   Опыт художественного исследования Александра Исаевича Солженицына „Архипелаг – ГУЛAГ“ без преувеличения стал для меня тем его творением, прочитанным в заточении, которое не только во многом защитило от жестокой реальности, объяснив веками складывавшийся уклад тюремной жизни, - зэк, надзиратель, зона – понятия интернациональные, - определило стержневую общность полицейско-прокурорской и судебной систем в различных странах мира, но и помогло твердо встать на путь, ведущий к „свету в конце тоннеля“.

   Впервые я познакомился с „Архипелагом“ много лет назад, в 70-х годах на Украине, в Харькове, в пору студенчества. Кажется, книга печаталась в „Новом мире“. Это знакомство было скорее поверхностным, чем глубоким. Своеобразной данью любопытству и моде: мама моего близкого друга так ругала А. И. Солженицына за „антисоветчину“, что я не мог не заинтересоваться предметом такой ненависти.

   Но даже прочитав „Oдин день Ивана Денисовича“ и часть „Архипелага“, я не принял их близко к сердцу. Видимо, сказались молодость, юношеская глупость и все то, на чем были „замешаны“ мы, молодежь СССР 60-х – 70-х годов.

   Попав в 2004 году в Австралийскую тюрьму Лонг Бэй, что в Сиднее (Новый Южный Уэльс), я случайно наткнулся в библиотеке сначала на „Oдин день Ивана Денисовича“, - повесть почему-то соседствовала на полке с „Государством и революцией“ В. И. Ленина, - а чуть позже – на „Архипелаг- ГУЛАГ“. Книги, естественно, были на английском языке. Полистав их и кое-как прочитав некоторые описания тюремно-лагерной жизни, я решил во что бы-то ни стало перечитать и повесть, и опыт художественного исследования на русском. Вскоре моя жена прислала их электронные версии.
   „Один день ...“ я проглотил, но воспринял, скорее, как очень интересную литературу. Что же до „Архипелага“, то по-началу, я стал подчеркивать мысли, меня привлекшие, затем этого показалось мало, и я завел блокнот, в который записывал все самое интересное.
Я читал и не мог поверить, что А. И. Солженицын пишет об СССР. Что все эти доносы, аресты, „обвинения“, суды с прокурорами и судьями, тюрьмы и лагерь с заключенными и охранниками касаются не меня...

__________________________________________


   Я родился в 1953, в год смерти Сталина, в г.Армавир (Россия), что на Кубани, в семье служащих. В 1956 году, после рождения моей младшей сестры Елены, мои родители, - Лев Николаевич и Альфреда Викторовна, - переехали на Украину, в небольшой донбасский городок Красный Луч. В возрасте 6 лет меня отдали в музыкальную школу по классу фортепиано (моей первой учительницей была Елена Ефимовна Высоцкая), а через 6 лет – в Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат (ХССМШ-И), которую я окончил в 1972 году по классу Виктории Александровны Кричевской. С 1972 по 1977 год я был студентом Харьковского института искусств (ныне Харьковский государственный университет искусств), где учился под руководством выдающегося педагога Регины Самойловны Горовиц, родной сестры Владимира Горовица. В 1975 году женился на соученице по школе и институту Виктории Ивановне Саломатиной. В 1980 году у нас родилась дочь Екатерина. По окончании института, где ещё будучи студентом, я начал преподавать, я отслужил
полтора года в Вооружённых силах СССР. Следующим шагом в получении образования стало 2-годичное обучение в аспирантуре Ленинградской государственной консерватории в классе Народной артистки России, профессора Татьяны Петровны Кравченко.
   
   По возвращении в 1981 году из Ленинграда я вплоть до 1998 года работал в Харькове. В 1985 году, не прерывая работу в вузе, - возглавил фортепианный отдел ХССМШ-И. Через несколько лет ученики школы, ведомые талантливыми педагогами отдела, начали побеждать на многочисленных международных конкурсах. В Украине я тесно сотрудничал с несколькими престижными конкурсами: Международным конкурсом юных пианистов памяти В.Горовица (Киев), Международным конкурсом пианистов им.С.Прокофьева (Донецк), Международным конкурсом юных пианистов В.Крайнева (Харьков). Сотрудничество с конкурсом „Памяти В.Горовица“ стало для меня поистине судьбоносным: в 1995, 1997 и 1999 г.г. мои ученики становились либо его победителями, либо призёрами.

   Решающим фактором в завоевании колоссальной популярности и авторитета этим творческим соревнованием на мировой арене сыграли (и продолжают играть!) два фактора: „звёздное“ жюри и межконкурсные международные гастроли лауреатов. Не говоря, конечно, о высочайшем уровне организации. У истоков конкурса стоят два выдающихся деятеля украинского искусства: Народный артист Украины Иван Карабиц и Заслуженный деятель искусств Украины Юрий Зильберман. С первых дней сотрудничества с этими музыкантами я ощутил их невероятную искренность и желание сделать всё для того, чтобы юные таланты, проявившие себя на конкурсе, имели возможность плодотворно развивать свою профессиональную, и что немаловажно, международную карьеру, посещая наиболее значимые с историко-культурной точки зрения места. Так, первая же поездка в Израиль стала для А.Е. и А. Колтакова не только успешной в творческом плане, - концерты в Иерусалиме и Тель-Авиве прошли блистательно, - но и невероятно значимой в духовном отношении. Посещение Храма гроба Господня, Стены плача, Мёртвого моря, Израильского парламента (кнессета), где они увидели ещё живого премьер-министра И.Рабина, не могли не воздействовать на моих студентов, не запечатлеться навсегда в памяти. Через несколько лет те же впечатления пережил А.Г., побывавший также в комнате, где предположительно состоялась Тайная вечеря. Несколько поездок в США, посещение близнецов-небоскрёбов, Карнеги холла (выступление в Увейл Холл!), Метрополитен музея, Стэйнвэй холла в Нью-Йорке, музея космонавтики в Вашингтоне, Кёртис института в Филадельфии (встреча с Гэрри Графманом!) стали событийными для молодых украинцев, никогда не соприкасавшихся с Западным миром. И всё это организовывала команда И.Карабица – Ю.Зильбермана (среди их помощников всегда были А.Смехова, М.Зарудянская и многие др.), беря на себя полностью все финансовые расходы. При этом их отношение к студентам всегда было поистине отеческим. С И.Карабицем А.Е. и А.Колтаков записали свой первый диск. А первая запись А.Г. была осуществлена с сыном И.Карабица, Кириллом, в настоящее время развивающего блестящую международную дирижёрскую карьеру.

   В Украине лауреаты конкурса памяти В.Горовица всегда учавствовали в самых престижных концертах и ТВ программах. Я, как педагог, естественно, неизменно сопровождавший своих студентов, в огромном долгу и перед безвременно ушедшем из жизни И.Карабицем, и Ю.Зильберманом, потому что именно эти люди создали фантастические условия для развития артистической карьеры моих студентов. А также моей педагогической карьеры. Я вспоминаю мой последний телефонный разговор (я звонил из Сиднея) с И.Карабицем в 1999 г., когда А.Г. получил 1-ю премию , а А.Е. – 2-ю. С какой любовью и гордостью говорил он о аапобедителях! В 2003 г., будучи членом жюри конкурса „Памяти В.Горовица“, я вместе с Ю.Зильберманом и Н.Суком поклонился могиле И.Карабица. Мы выпили за упокой души Ивана Фёдоровича. А после этого я не выдержал и расплакался. Этот
человек был настоящим мужиком: сильным, светлым душою и одарённым огромным талантом. И ещё он был моим большим и искренним другом...

   


Рецензии