Поговори со мной река

   Если бы река могла говорить, она конечно бы рассказала как на протяжении веков она верой и правдой служила человеку и продолжает нести эту службу и поныне. Сибирские реки всегда выручали человека, ведь отсутствие дорог заставляло людей селиться вдоль водных путей. По приезду в Тюмень мне захотелось посмотреть на Туру- реку, протекающую через город.

 
  Еще в начале освоения Сибири Тура была основным транспортным путем для купеческих караванов. Она была по сути первой дорогой в Сибирь с Запада. В течение десятилетий по её водному пути осуществлялась вся связь России с её новыми «приобретенными землями» за Уралом.

    ***

  Река Тура, как и все по большей части  реки Западной Сибири, берет свое начало с восточных склонов Уральских гор. Набираясь водами, она устремляется вниз к Тоболу и впадает в него уже на территории Тюменской области, являясь его левым притоком. На ней расположены города Верхнетуринск, Нижняя Тура, Туринск и областной центр Тюмень. Её  бассейн раскинулся на большой площади Западной равнины, вытягиваясь в длину на 505 км шириной 285 км, Протекая по большей части среди лесов и заболоченной местности, она привлекает  к себе и туристов, и любителей сплава, ну и конечно охотников за дичью, а также рыбаков-любителей. В реке водится такая рыба, как щука, лещ, налим, язь, судак, окунь, все чаще стала ловиться стерлядь, иногда и нельма в нижнем течении. На всей длине реки, а  ее длина около 1030 км, Тура по большей части используется как  водная артерия для питья населенных пунктов и конечно Тюмени.

   Название реки ученые  связывают,  как с  монгольским словом «тур», «тура» - городок, крепость, так и с татарскими словами -  «тура», « турэ» - становище, крепость, город. Но есть еще алтайско- уральский корень с общим значением « приток», наверное это больше подходит к этой реке. Ведь Тура питает своими водами, как приток, Тобол.

  Весенние половодья этой сибирской реки приносили немало бед населению, живущему по берегам Туры. Наиболее сильное страшное по убыткам наводнение было отмечено в 1914 году, зима была снежной, и быстрое вскрытие реки ото льда привело к затоплению домов, расположенных в заречной части Тюмени, так называемой «зарекой». Многие жители лишились имущества, пострадавшим помогали всем городом.  Тогда была сооружена защитная дамба от водной стихии.

 Наверное, тюменцы еще помнят  и большое наводнение 1979 года, когда уровень воды в Туре поднялся до критической отметки 924 см. И только мужество горожан спасло заречное левобережье города от больших разрушений. Дамбу поднимали и укрепляли круглые сутки и в итоге люди победили эту природную стихию.

 ***

   С этой сибирской рекой связано много исторических событий в жизни нашего государства. Так во времена правления царя Ивана Грозного началось завоевание сибирских земель. Большую роль в присоединении земель Сибири принадлежит дружине атамана Ермака.

    Осваивать просторы Сибири атаман Ермак Тимофеевич начинал с низовьев  реки Чусовой. Протащив волоком свои ладьи - струги  через Уральский хребет он спустился по малым рекам до Туры. Именно с этой реки началось завоевание  сибирских земель в 1582 году дружиной Ермака. В своих стругах казаки везли припасы, снаряжение и оружие (пищали, мортиры и большой запас пороха и картечи). Преодолев почти полторы тысячи км, дружина в 800 человек на  80 стругах выплыла в реку Туру. Струги были плоскодонные, удобные для похода по неглубоким рекам Урала и Сибири.
 
 С древних времен река была одной из главных артерией жизни, по ней передвигались купеческие караваны, как с юга, так и с севера. Караванная торговля между Сибирью и Средней Азией быстро процветала, так  Бухарцы везли в Сибирь ткани, изделия из металлов, драгоценные украшения, одежду, продукты питания: муку, крупу, чай, фрукты. Обратно купцы везли кожевенные изделия, меха, лен, пеньку, медь, свинец и другие товары. Так под Тюменью уже в начале XVII века образовалась Бухарско-татарская слобода.

  ***

   В Царское  время в Сибирь ссылали на каторгу, как уголовных, так и политических каторжан. Пройдя пешком через Урал, их гнали по этапу вдоль реки Туры по Сибирскому тракту, так называемой «государевой дорогой». Они шли закованные в ножные кандалы и «ручные железы», зачастую соединенные единой цепью через Верхнетурский острог  и далее Тюмень, Тобольск. Но не все прошли этот путь по этапу, косточки их покоятся в сырой земле.
 
  От берегов Туры готовили свои экспедиции  знаменитые русские первооткрыватели сибирских земель мореходы Семен Дежнев, Витус Беринг.
 
   Оставил свои воспоминания о своей ссылке и писатель В.Г. Короленко, в 1880 году летом его на барже из Тюмени отправили по этапу в Тобольск.
 
  Представители царской семьи Романовых также бывали в Сибири в разное время и путешествовали по реке Туре. Так наследник – цесаревич Александр, сын  царя Николая I , путешествуя по Сибири летом 1837 года, водным путем добирался до Тобольска.  А в августе 1917 года совершила свое невольное путешествие семья опального царя Николая II на пароходе «Русь» в ссылку в Тобольск.

    На берегу реки Туры  вниз по течению от  Тюмени расположено большое сибирское село Покровское, родина знаменитого «сибирского мужика» Григория Распутина. С ним связаны исторические события последней династии царской семьи Романовых.

  В годы гражданской войны река была немым свидетелем жестоких схваток  между Красной Армией и белогвардейцами. Так у села Покровского на реке произошел бой речной флотилии красноармейцев с частями армии Колчака.
               
  ***

     Сейчас эту сибирскую реку - труженицу  не узнать, руками человека она постепенно меняет свой облик.

  Еще  недавно по историческим меркам  по ней сплавляли лес, заготовленный в лесах верховья Урала, для местной деревообрабатывающей промышленности.  После схода льда лес в плотах сплавляли в Туринск и ниже вплоть до Тюмени, где вели его переработку на местных деревообрабатывающих предприятиях.
               
  А  в 70-х годах прошлого века в связи с открытием крупных месторождений нефти и газа грузы на Север доставлялись в основном водой. В период интенсивного освоения недр Западной Сибири речной порт с начала навигации и до закрытия сезона активно работал по перевалке грузов речным транспортом. Очень много было инертных грузов ( песок, балласт, щебень) для строительства дорог.  Но в связи со строительством железной дороги, а потом и автодороги  на Север значение реки как транспортной артерии снизилось. Это пошло на пользу Туре, река стала чище. Да и предприятия, расположенные вдоль побережья, все меньше сбрасывают своих отходов производства.

    В Тюмени была построена красивая набережная, высокий правый берег Туры постоянно осыпался от течения реки. И только со строительством набережной это удалось остановить, сейчас на ней с удовольствием гуляют горожане. Здесь проводятся много праздничных и спортивных мероприятий. Стало хорошей ежегодной традицией проводить школьные вальсы выпускников школ города на набережной реки. Любители водных прогулок с удовольствием катаются на речных прогулочных теплоходах. А над водной гладью реки, как и во все времена, кружат в белом вальсе чайки в поисках пищи.


P. S. На снимках: река Тура  в 70 годах прошлого века и в веке сегодняшнем.
1 – сплав по реке;  2- прогулка на катере; 3 -  на берегу Туры (1973 г.)

4 – набережная Тюмени; 5 – вечерний закат над рекой.


Рецензии


Спасибо !за рассказ о Сибирской земле,о людях проживающих там. Удивляешься
выдержкой Сибиряков испытывая морозы ,короткое лето но они живут и радуют свой край. С наступающим Новым Годом!Счастья и удачи в суровом климате сибирском.

Нинель Товани   28.12.2021 11:01     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Нинель, за высокую оценку сибирякам. Коренных сибиряков конечно все меньше,миграция населения резко возросла. Но остались самые-самые, кто душой и телом "дышит этой сибирской жизнью". Из них очень много кто приехал по комсомольской путевке, кто по направлению после учебы. И все мы влюблены в свой край. С наступающим Новым Годом. С теплом Евгений

Евгений Кошелев   29.12.2021 08:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.