Этапы работы над лит. худ. произведением. Методичк

1. Замысел. Не пишем, отвечаем себе на вопросы:
- Зачем тебе это писать? Худ.задача (эстетическая, методологическая, экзистенциальная, дидактическая, медицинская, чисто фиксационная, любая другая. могут быть в комбинации)
Совет: пиша - помни, что самим своим действием - ты решаешь поставленную задачу.
Отсебятина: без вдохновения не обойдешься, но будь, пожалуйста, прагматичен.
- Какой конфликт? На нем (почти всегда) все строится. Из него вытекает проблематика. Он (почти всегда) формирует сюжет. Конфликтов может быть много. Разрешать их или завершать - не обязательно. Конфликт может быть как внутри повествования, так и снаружи - т.е. конфликт с читателем. Чоб нет.
Совет: пиши только о том, что тебя волнует. Иначе синтетика.
Отсебятина: К - позвоночник. Без него - только простейшие. Хотя можно попробовать создать вирус.
- Что хотим описать? Временной, событийный, фактуальный, личностный ряды.
Совет: пиши только о том, что знаешь. Иначе ложь. Не сочиняй, а рассказывай.
Отсебятина: это не исключает, но - направляет - худ.обработку опыта.

Интерлюдия: обсуди с другими. Подскажут или одернут. И тебе - лишняя практика по переводу мысли в слова.

2. Чертеж. По сути - разработка способа изложения. - зиждется на ответах блока 1. Пописываем чисто фиксации ради, отвечаем себе на вопросы:
- Узловые точки сюжета. - сюжет может быть не доработан, но должно быть понимание акцентов. Этапы развертывания сюжета.
Совет: главное - знать направление развертывания. Куда. Перевод идеи конфликта в форму фактов и событий произведения.
Отсебятина: на третьей стадии, "в поле" он еще тысячу раз изменится. Этого смешно бояться, но с этим придется работать.
- Общая архитектура. Композиция.
Совет: смотри, как до тебя решались сходные задачи. Ни что не ново под Луной, но Луна вечна.
Отсебятина: ...и не_сходные. Карате - не бокс, но общая техника удара кулаком - если и не одинакова, то закономерно похожа.
- Выбор звучания, тональности. По сути - то, какое эмоц. состояние должно быть сообщено читателю (или создано у него) и руководить его восприятием в процессе чтения.
Совет: передай читателю то эмоц. сост, которое у тебя самого вызывает твой замысел. Транслируй свое отношение к вопросу/предмету.
Отсебятина: как раз момент, в котором карта переходит в территорию - сост-е формируется непосредственно текстом. Вернее, нарративом. Опять же - смотришь в себя и смотришь, как делали другие.

Интерлюдия: возможно (даже навернянка) - тебе потребуется дополнительная информация. Не пренебрегай - марш в библиотеку или в гугол. Или консультируйся с экспертами.

3. Исполнение текста. Перевод замысла в слова. Пишем, перечитываем, режем, редачим по ходу дела, постоянно соотнося с блоком 1 и опираясь на блок 2. Не перестаем задавать себе вопросы:
- Стройно ли получается? Планомерно ли, органично ли развертывается содержание.
Совет: возможно как раз придется перерабатывать чертеж.
Отсебятина: не ссы.
- О том ли говорит текст, о чем ты хотел? Плохо ли - если нет? Если да - не вторично ли? И по отношению к чужим текстам, и по отношению к твоим предыдущим текстам.
Совет: каждый раз стартуя - перечитывай и редачь готовые куски (поможет войти в течение, поймать вчерашний ритм)
Отсебятина: не бойся удалять 100% написанного. Не бойся менять планы первых двух блоков, если понимание/отношение изменилось. Не бойся бросить и не возвращаться - важное все равно останется или догонит и накроет.
- Воздействует ли получающийся текст на тебя (или подопытных)? Так ли, как ты запланировал? Должен. Влиять на состояние, менять состояние. Не важно - увлекать или ранить.
Совет: переключайся на в корне иное - чужие непохожие тексты, личную жизнь, кино. Делай перерывы.
Отсебятина: потом будет тяжелее включиться, но если у тебя получается ок - тебя включит. Если нет - ты допустил ошибку еще в первых двух блоках.

Интерлюдия: сходи покури. Или поешь. Или поспи. Или все целиком. К следующему этапу подходи свежим.

4. Редактура.
Редачишь, дописываешь, режешь, дописываешь, чо-то меняешь, удаляешь то, что раньше не думал удалять, охуеваешь, дописываешь, переписываешь кстати тоже, охуеваешь сильнее, следишь, не замылился ли взгляд, размыливаешь его перерывами (в т.ч. и длительными)
Отвечаешь на те же вопросы, что и в блоке 3, но - детально и точно. Себе.
Совет: если в предыдущем этапе можно было кое-где профилонить или отмахнуться, в этом - залажаешь в каждом из мест, где отмахнулся. Доводи до предела.
Отсебятина: напоминает техосмотр самолета перед вылетом - проверка всех систем, работоспособность двигателей, внимание - плотно ли закручены все болты. Докручивай.

Интерлюдия - как в прошлый раз.

Повторять этап 4 столько раз, сколько требуется. Каждый раз увеличивая длительность интерлюдии. Читая себя - автор всегда видит замысел, а не текст. Более того - дописав, иногда (если часто перечитывал на этапе 2) автор видит отдельные куски, но не целое. Жди. Адекватно прошерстить даже просто на опечатки - получается примерно чз полгода. Прибегай к помощи редакторов - как по части содержания, так и по части техники.
Не щади ни себя ни результат. И не торопись. Придирайся как к слогу, так и к композиции. Меняй, что нужно и не ленись возвращаться к предыдущим этапам. Не ориентируйся на читателя, ориентируйся на задачу. Задача тоже может измениться - ты ж тоже меняешься. Не кипишуй и усердствуй дальше. Удовлетворившись результатом - покури, поешь и перечитай, чтобы перед собой покрасоваться - снова найдешь пару ошибок.
Помни: Дьявол кроется в деталях, а Господь - в сверхзадаче. Работай.


Рецензии
*значит, у Вас, есть редактор для начинающих писателей, под экс-пи, кажется...
сама статья, конечно, очень интересная, и - смешная...)

прим. что бы я ни написала, это может занять всю мою жизнь.
потом, пришлось бы, выбросить это произведение, в корзину...

поэтому, я - читатель, а не - писатель...)

с юмором.)

Анастасия Маслова 2   01.06.2019 15:12     Заявить о нарушении
главное, что вам было весело это читать
рад этому

Иван Ахмадиев   03.07.2019 15:55   Заявить о нарушении