Скифы - имя собирательное ч. 3

Непревзойдённые ювелирные украшения скифов. На фото - Гребень из Солохи (IV век до н. э.). Сцена боя на скифском гребне. Один из ярких примеров смешений культурных традиций греков и скифов.

Скифы резко подались назад, продолжая на всём скаку отстреливаться из луков. Пока основная масса  саков отвлекала на себя неприятельскую конницу, два больших отряда ударили во фланги персидскому войску. Причём скифы больше норовили внести смятение в ряды персов, нежели по-настоящему начать сражение. Персидская конница, возвратившаяся из погони за скифами, являла собой печальное зрелище. Щиты всадников и защитные чепраки на лошадях из толстой воловьей кожи были утыканы стрелами. Многие воины были ранены. Немало их осталось лежать в степи, это было видно по сотням лошадей без седоков. Перед Дарием появился один из высоких военачальников на лошади, сбруя которой сверкала от обилия золотых бляшек и тревожным голосом сообщил, о наступлении с тыла пеших саков. Они приближались к обозу персов густыми нестройными толпами, потрясая короткими копьями и секирами на длинных рукоятях. Небольшие их щиты ослепительно сверкали в лучах заходящего солнца. С другой стороны, на персов покатилась грозная скифская конница. На просторной равнине с оглушительным шумом закипело сражение. Дарий решил принять в нём участие вместе с тремя сотнями своих телохранителей. Саки, нападая, громко кричали, причём их боевой клич не отличался единообразием. Это объяснялось тем, что каждый род саков имел свой особый клич и свою отличительную эмблему. Она болталась у воина на шее в виде амулета, либо была изображена на щите или колчане. У некоторых саков лица были раскрашены красной и чёрной краской.

Это означало, что данный воин находится под покровительством демона-хранителя. Дарий столкнулся в битве с одним таким саком, метнул в него дротик и ранил в плечо. Но скиф выдернул копьё из раны и напал на царя с топором. Отбиваясь, Дарий ещё дважды ранил противника акинаком (кинжалом), но тот словно не чувствовал боли. И только стрела, пущенная кем-то из охранников персидского царя, наконец поразила насмерть неутомимого сака. Несколько раз Дарий оказывался на волосок от смерти, но всякий раз телохранители спасали ему жизнь. Майский день близился к концу, а перелома в долгой и жестокой сече не наступало. Саки не желали уступать персам ни своей свободы, ни воинской славы. Войско царя Дария было для них добычей, угодившей в расставленные силки. Степные воины налетали на своих врагов, которым некуда было бежать и которые не собирались сдаваться, предпочитая дорого продать свою жизнь. Слепая ярость сошлась лоб в лоб с безудержной жестокостью, когда катятся по сухой истоптанной траве отрубленные головы, лежат вперемежку туши убитых коней и тела павших воинов, когда обоюдная свирепость скифов и персов толкает их к единственному и неизбежному завершению подобного кровопролития – взаимному уничтожению. Меркнут яркие отсветы далёкого заката, а битва всё продолжается… Скифы и в последующем доставляли много неприятностей бегущей армии персов. Пришлось бросить обоз и часть войска, остальных своих воинов царю Дарию всё же удалось довести до Истра и переправить их, но назвать войска армией уже вряд ли было возможно.

Поход был завершён и, персидский полководец избежал полной катастрофы. С тех пор он больше не осмелился на повторение экспедиции в заморскую Скифию. Скифы жаждая мести, двинулись к г. Абидосу и предложили спартанцам совместно выступить против персов из Эфеса. Сами же скифы наступали на персов из Фасиса. Но Дарию удалось сжечь Абидос, и спартанцы отказались втягиваться в военные действия. Тогда скифы разорили Фракию и отошли в свои земли, где вернулись к мирным занятиям. Скифы - народ, военная мощь которого могла сложиться только на крепкой социально-экономической основе. И у них была такая база. В скифских землях более 2,5 тыс. лет назад был более теплый климат, чем в наше время. У племен было развито животноводство, земледелие, рыболовство, осуществлялось производство кожаных и сукновальных товаров, тканей, изделий из керамики, металлов и дерева. Изготавливалось военное снаряжение. По качеству и уровню продукция скифов не уступала греческой. Племена обеспечивали себя всем, что было необходимо. Они занимались добычей золота, железа, меди, серебра и других полезных ископаемых. У скифов производство литья достигло очень высокого уровня. Как сообщает Геродот, составивший описание скифов, в VII в. до н.э., при царе Арианте, эти племена отлили огромный медный котёл. Толщина его стенки составляла шесть пальцев, а ёмкость – 600 амфор. Он был отлит на р. Десне, к югу от Новгород-Северского. Во время нашествия Дария этот котёл был спрятан к востоку от Десны.

Здесь же велась добыча и медной руды. Скифские золотые реликвии спрятаны на территории Румынии. Это чаша и плуг с ярмом, а также обоюдоострая секира. Греки считали скифов сказочно богатыми прежде всего по запасам золота. Его по всей видимости добывали в Сибири и на Алтае. Однако сами скифы не считали золото валютой, а изготавливали из него различные фигурки зверей и птиц для собственной забавы. Использовалось золото и для отделки одежды, сбруи и сёдел, а также для отделки оружия. Известно, что скифы (массагеты – великие саки) изготавливали из золота и меди не только защитные латы, но и нагрудники для своих коней. Скифия была богата не только золотом. Здесь было много скота, коней, хлеба, рыбы и много чего другого, что привлекало алчных греков. Они оказались хитрее персов, не стали сразу применять оружие, а появились в VI в. до н.э. в Сев. Причерноморье под видом мирных поселенцев и занялись торговлей. Позднее они укрепились в этом регионе силой оружия, создали здесь своё государство и, вплоть до падения Боспорского царства (IV в. н.э.), жили в тесном контакте с аборигенами Сев. Кавказа, Дона, Сев. Причерноморья, Приазовья и Днепра. Однако греки не обнаружили здесь русов, более того, о русах, проживавших в этих землях, нет упоминания у древних писателей. Последние считали аборигенами этих земель киммерийцев, проживающих здесь, по разным оценкам, с XX–XVI вв. до н.э. Греки же обнаружили здесь многочисленные племена и народы, которые они назвали скифами.

По своему подвижному образу жизни, психологическому восприятию, нраву и обычаям, степняки кардинально отличались от эллинов, привыкших к оседлой жизни в укрепленных городах и кормящихся преимущественно земледелием. Очевидно, что сосуществование двух столь разных культур не могло обойтись без конфликтов и недопонимания. Но, как показала история Сев. Причерноморья, кочевникам и эллинам всё же удавалось найти точки соприкосновения. Как же строились отношения столь разных культур? Что служило скрепами в отношениях народов, а что, наоборот, отдаляло их друг от друга? Чем закончился этот симбиоз? И как он повлиял на государства, расположенные на территории Сев. Причерноморья того времени? На эти вопросы, к сожалению, нет точных ответов. Слишком зыбкая грань проходит в вопросах понимания археологических и письменных находок общества, жившего почти три тысячи лет назад. Тем не менее учёные не престают работать над поиском ответов на эти непростые вопросы. И кое-какие результаты кажутся вполне обоснованными. В первую очередь стоит упомянуть, что, прибыв на новые земли, эллины столкнулись с качественно новыми климатическими и территориальными условиями региона. Огромные степные просторы, полноводные реки и холодный климат, по всей видимости, вызвали культурный шок среди новых поселенцев. Впечатление, которое они испытали, даже нашло отражение в знаменитой «Одиссее» Гомера, который расположил территорию Северного Причерноморья у самого входа в царство мёртвых:

Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий.
Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний
Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце
Не освещает лучами людей, населяющих край тот,
Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.
Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает.
(Перевод В. В. Вересаева под ред. академика И. И. Толстого).

В новых реалиях полисный образ жизни вынужден был адаптироваться под среду обитания. Неравномерная плотность местного населения и линии миграций кочевых народов вносили существенные поправки в дело колонизации в разных частях Таврики. Так, в районе Ольвии на самом раннем этапе своего развития археология фиксирует бурный рост аграрных поселений, в которых традиционные греческие дома соседствовали с землянками коренного населения, что свидетельствовало о достаточно мирных взаимоотношениях колонистов и местных жителей, при низком количестве кочевников в этом районе. Намного более сложная ситуация наблюдается в районе Керченского пролива на территории будущего Боспорского царства. Там, несмотря на обилие плодородных пространств, поселения колонистов жались друг другу вокруг укрепленных городов-крепостей на берегу пролива, зачастую располагаясь на расстоянии прямой видимости. Данные раскопок позволяют учёным весьма уверенно предполагать, что будущее царство находилось как раз на пути крупных кочевых миграций скифских племен, закрепивших свою власть в этих землях к VI веку до н. э. Только коллективные действия по возведению фортификаций и совместная оборона поселений, причём, вероятнее всего, с привлечением коренных оседлых жителей, помогла удержать освоенные земли Крыма и позволила Боспору оформиться в полноценное государственное образование. Был и ещё один пример освоения эллинами новых земель.

Продолжение следует в части  4                http://proza.ru/2019/06/05/811


Рецензии
Откуда взялись скифы думаю так и останется покрыто мраком тайны. Но вот про летательные машины неожиданно. А про Атиллу и гуннов познавательно спаси Бог
с уважением Дима

Димитрий Крылов   01.06.2019 23:25     Заявить о нарушении
Благодарю тебя, Дмитрий, за всё твои рецензии. Они интересные, добрые и исходят от думающего человека, постоянно стремящегося к неизведанному, к знаниям. Божьего промысла в твоих деяниях. С взаимным признанием и казачьим приветом Н.Ф.

Николай Мринский   01.06.2019 23:52   Заявить о нарушении