От сохи до лесоповала

КОМНАТА №3 (Глава 3 из повести Барак на улице Безымянный ручей)

 В этой маленькой девятиметровой комнате жила семья из трёх человек: тётя Настя, её муж дядя Коля и их взрослый сын Андрей. Добрые, хорошие люди. Железная кровать по одну сторону, такая же по другую, самодельный стол между ними, в одном углу печка, в другом куча тряпья – то, что служило им одеждой.

 Они были репрессированы и высланы на север из Новгородской области. Эвакуированы во время войны не были, так как отрабатывали свой статус врагов народа на лесобирже и прожили всё это время в этом бараке. Тётя Настя была высокого роста, очень худой с изможденным лицом. Когда-то и где-то у неё случился перелом переносицы, и она была курносой.

 Дядя Коля, её муж, был ростом на голову ниже её, так как у него был врожденный вывих тазобедренного сустава. Тётя Настя говорила, что, когда она выходила за него замуж, то он был ростом почти с неё, но со временем сустав всё больше выходил из суставной ямки, и нога становилась всё короче и короче. Он страшно хромал и ходил, сильно наклоняясь из одной стороны в другую сторону, чтобы сделать шаг больной ногой. Был он доброго нрава, балагурил, любил выпить, а из-за ноги больше времени проводил в постели, особенно после работы.

Сын их Андрей был очень красивым парнем: высокий, с правильными чертами лица, с густой русой шевелюрой. Чем он занимался - не знаю. Вроде бы по осени должен был призываться в армию.

Всю войну они работали на лесобирже, а это был тяжелый изнурительный труд. Летом в Мончегубу катерами приводили большие сплавы леса, собранные в так называемые кошели, и из них необходимо было выбирать огромные бревна одно за другим и подводить к берегу, цепляя их багром. Вот это они и делали. Поскольку дядя Коля стоять не мог, то он управлял лодкой, направляя её от одного бревна к другому. Тётя Настя вела их к берегу. Брёвна они передавали стоящим на берегу, и те откатывали их на лесозавод, где из них делали доски.

 А лишние брёвна скатывали в штабеля про запас, чтобы зимой, когда морозы скуют водную гладь Имандры, лесозавод продолжал производить доски. Тетя Настя и дядя Коля в зимнее время в любую погоду со своей бригадой разбирали эти штабеля и перекатывали брёвна к цехам.

 Рабочий день начинался рано, и лишь поздно вечером они с изможденными лицами возвращались домой. В морозные зимние дни впереди ковылял дядя Коля с повязанным на голову большим клетчатым платком, завязанным на спине узлом поверх длинного до пят плаща. Тётя Настя шла за ним тоже тепло одетая,  в какое тряпьё. Целый день работали они на улице в любую погоду: в мороз, в дождь, в снег, в метель. Я, будучи ребенком, смотрела с ужасом на это чудовищное шествие.

Дядя Коля сразу же, как только тетя Настя разматывала с него одежду, падал на кровать, а тетя Настя, растопив печь, хлопотала с ужином. Поужинав, они сразу же ложились спать.

 В воскресенье был выходной, отдохнув, собирались с соседями, вспоминая ту благополучную жизнь где-то в деревне около Малой Вишеры в Новгородской области. Вспоминали своих родителей, уклад той своей жизни, рождественские святки, другие праздники. Лица их при этом светлели, в глазах появлялся блеск, а потом и слёзы, и они спрашивали, кому они помешали: трудились с утра до вечера, чтобы жить сытно и благопристойно. По законам того времени таких людей признали врагами народа (какого, непонятно), отняв всё нажитое многими поколениями семьи и вывезли сюда, на крайний север. Не на жизнь, а на вымирание.

   Про сына Андрея как-то я не очень запомнила, где-то работал, ему еще предстояло идти в армию. А пока он гулял, собираясь с друзьями, они пили водку, пиво, орали блатные песни, хулиганили. И никакие увещевания не могли остановить этот пьяный разгул.

Закончилось это очень печально. В один из осенних дней пьяная компания направилась на кладбище, где они выломали несколько крестов с могил и, придя на озеро, пустили их по воде, а сами, несмотря на непогоду и большие волны, отвязав чужую лодку, сели в неё, и с тех пор их больше никто не видел. Они пропали. Случилась страшная беда. За что судьба послала ещё такое испытание этой и так обездоленной семье? И так их жизнь нельзя было назвать человеческой. Судьбе бы надо было пожалеть их, послать в их жизнь какой-то тёплый лучик света. Ан нет, пропал их единственный сынок. От горя их лица стали еще темнее, тетя Настя рыдала день и ночь, у дяди Коли тоже лились слёзы.

И теперь их жизнь превратилась в кошмар: каждый день они после работы садились в лодку и искали своего сыночка, объезжая берега озера Имандра, надеясь найти его тело и похоронить. А потом найти хоть бы его останки. Но эти попытки ничем не увенчались. Так им и не удалось похоронить своего Андрея. И в душе до конца своей жизни они надеялись, что раз не нашли, то может он жив и живёт где-то далеко. Все жители барака и улицы жалели их, сочувствовали и поначалу помогали им его искать, забросив свои дела.

Потом они вышли на пенсию, но каждый раз, прослышав, что в Имандре найдены чьи-то останки, они опять на что-то надеялись. Но Имандра - коварное озеро, оно не прощало подобных шуток и хранило тайну многих пропавших людей.

У дяди Коли как-то заболело сердце, по врачам он никогда не ходил, и соседка по улице посоветовала на сердце поставить грелку. В результате такого лечения у него развился миокардит, и дядя Коля в одночасье скончался.

Тетя Настя тяжело переживала эту утрату. Вскоре у неё обнаружили рак легких. Какая-то родственница из Новгородской области приехала и забрала её, там она вскоре и скончалась. Вот такая судьба этой семьи.

 А если бы они прожили свою жизнь там, в Малой Вишере или где-то в деревеньке около неё, если бы они продолжили свою жизнь по укладу своих отцов, дедов, то…   Но этому не суждено было случиться.


Рецензии
Очень трогательно.
Исполнено состраданья и печали...
Спасибо за творчество.
С признательностью и уважением...

Борис Малкин   24.09.2020 06:20     Заявить о нарушении
Спасибо! Вам творческих успехов и благополучия.

Юта Витте 9   24.09.2020 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.