Тур. Послепослесмертие

P.P.S.
Послепослесмертие.
Наверное, каждый замечал, что кто-то пишет - P.S.S, а кто-то - P.P.S.
Так вот: «P.S.» - значит «post scriptum» или «после написанного».
А «P.P.S.» -  означает «post post scriptum» или «после написанного после».
«P.S.S.» значит «post sub scriptum», «после того, что ниже написанного», аббревиатура-синоним «P.P.S.»
Надеюсь, что стало - понятнее!



 

Впрочем…

По данным специалистов справочно-информационного портала «Русский язык», в интернет-источниках встречается указание на возможность написания P.S.S., приводится даже расшифровка: post sub scriptum. Однако говорить о равноправности этих вариантов вряд ли возможно - хотя бы потому, что в русском языке существует слово «постпостскриптум», но не существует слова «постсубскриптум».
Традиционно употребляется сокращение P. P. S., такая фиксация дана в словарях и справочниках. Например, в «Словаре аббревиатур иноязычного происхождения» Л. А. Барановой указано:
«При наличии нескольких приписок к каждой последующей добавляется буква P: P. P. S. и так далее».
Так рекомендуют писать сейчас, так рекомендовали и раньше.
Таким образом, правильно: P.P.S. (постпостскриптум).

Некоторое время размышлял, есть ли смысл в написания здесь о «послепослесмертии».
Да, еще под такой аббревиатурой, как вот - эта.
P.S.

Поэтому, вот это, что здесь, выше, написано отнюдь не «P.P.S.», что переводится на общепривычный язык, как «post post scriptum» или «после написанного после», а «...то что - не вместилось…»
Не вместилось, по самым различным причинам.

Причины

1. Я - не профессиональный литератор. У меня за спиной - только факультет журналистики. И то…, как общественная профессия и в дополнение к медицинскому диплому.
***
2. У меня - недостаточный опыта по написанию рукописи на историко-исследовательскую тему, причем, в такой, непривычною для меня области, как история литературы…
***
3. У меня, почти нет - читателей. А это значит, что - нет критики. А она – это обратная сторона творчества.  А она, как связь между пишущим человеком и читающим человеком, наверное - самое-самое-самое главное в творчестве…
Без неё – трудно быть, правым…
***
4. А еще, имеет место - большой массив информации по теме. И, выделить из неё - то важное и главное, чтобы полностью отразить главную идею – мне, возможно, и - не удалось.
***
5. Тургенев, для меня…, а также, обстоятельства его болезни и смерти…, а также…его «послесмертие»\«послепослесмертие»… – это мой сугубо профессиональный интерес. Так как я, в первой рукописи «Неизвестная онкология или путешествие в Страну-Болезнь» 2018 «Записки мертвого человека» - сформировал и озвучил тезис, что «…болезнь И. С. Тургенева (а это опухолевая болезнь или РАК) - это начало моей профессии «онкология»…
И даже, точка отсчета в ней…
Её – начало…»
Именно это… и то, что это печальное событие в его биографии стало известно всем сильным мира сего в Европе конца XIX века… - стало шокирующим фактом нового откровения о новой болезни, которую лечить медицина - не может. И не умеет.
О ней узнали писатели - друзья Ивана Сергеевича…
О ней было экстренное специальное заседание Санкт-Петербургского медицинского общества под личным патронатом лейб-медика (личного врача) Императора всея России Романовых Александра II и Александра III - проф. Сергея Петровича Боткина, 27 октября 1883 года.
О ней - писали в газетах Российской Империи Романовых. И, в газетах - Европы…
О ней – книги и многочисленные воспоминания очевидцев, в которых подробно описано это страшное и упорное, мужественное и мудроебесстрашное сопротивление смерти, которое длилось - долгих 540 дней…
О ней – в дневниковых записях Ивана Сергеевича Тургенева, в его последних литературных произведениях …
О этом - в его коротких философских эссе, названных им -« Sinilia» или старческое, стариковское…
***
6. И еще, есть большая доля сомнения, что такая рукопись о И. С. Тургеневе – вообще нужна. Я, ведь, ничего нового в ней - не сообщаю. Это, просто факты. Правда, этим фактам – 200 лет. И, за событиями, которых было с избытком в XX веке – о них позабыли. Бывает и такое. И это — закономерность. И, от времени, стали не нужными... Как старые вещи,  покрытые толстым слоем пыли.
Что же, касается меня… и этой моей рукописи…, то я - просто… стер с них пыль…
Не более…
***
7. И, последнее.
Меня волновали медицинские и биологические аспекты «послесмертия»\«послепослесмертия». А ,начав писать рукопись…, я буквально был захвачен лавиною, открывшихся для меня фактов, которые были для меня (в общем то не глупого и почти образованного человека с высшим медицинским образованием) - дотоле не известны.
И, оказалось, что я  – неуч.
Вернее – «советский человек».
Человек, которому - всю жизнь… социалистическое общество - давало дозированную информацию.
Причем, понемногу.
И, как правило – недостоверную…

 

***

Поэтому, вначале… вернусь к тому, с чего начиналась рукопись.










P.S.

П.П.С.

А, если... вот так, то это –после\после\\смертие.
И, конкретно в этой рукописи – послепослесмертие Ивана Сергеевича Тургенева.
А, что такое
— послепослесмертие?

Попробую ответить и объяснить, как это я сам - понимаю. Так как, именно в этом ключе, и написана вторая части рукописи о болезни и смерти Ивана Сергеевича Тургенева, о его жизни и творчества…
Если - путано и без системы, прошу простить… и сделать скидку на интуитивное понимание проблемы.

Человек - обречен на смерть.
Можно долго спорить - почему это так.
Одни говорят «…из-за – яблок». ,
Другие утверждают, чтобы познать – «Абсолют»,.. то бишь, Бога.
Третьи утверждают, что «…это Бог так решил, но потом, он хороших – воскресит! Нужно лишь веру правильную - иметь. Ну, и желательно еще, и - хорошим быть. Молиться. Ходить в храм, мечеть, синагогу, церковь, кафедральный собор, в чум верховного шамана…
И, всё будет - хорошо.
Просто, отлично - будет.
Вот и всё... Просто, понятно, доходчиво»
И поэтому, все великие религии мира говорят нам о загробной жизни.
Хотя, правильнее, говорит - всего одна.
Иудаизм. Христианство и Ислам - это перепевка и микст Торы.
Поэтому, при внешнем различии и самих религий и ее служителей… они, по сути, и даже по текстам… одинаковы.
Но, тем не менее, если быть непредвзятым и уважать чувства верующих, то где–то там… есть три больших «ада» и «рая». Соответственно, для христиан, мусульман и иудеев.
Ну, а потом, когда мы начинаем поближе знакомиться с историй христианства, как-то бросается в глаза, что и в нем - не все однородно.
Есть «католицизм»… и есть «православие».
Католицизм  – тоже не однороден. Там - и протестанты, и мормоны, и кальвинисты
О православии, вообще говорить тяжело. Скопцы, староверы, хлысты.
А еще - буддизм.
И получается, что не есть - просто «Рай», один большой–пребольшой и на всех…. А есть… много-много его вариантов. Причем, для каждой религиозной концессии - свой. Что-то вроде - Соединенных штатов или объединенной Европы.
А такое же - для «Ада».
Иначе и быть не может.
Множество – вместо одного… уже повод для сомнения. Но, доказать это – невозможно. Это все - умозрительно. Так же, как и возможность - доказать обратное.
В общем, не парьтесь.
Проще, воспринимать это, как – фэнтези.
Кому нравится – те от неё тащатся и даже пробуют играть в реконструкцию…
Кому не нравится - эти книжки не покупают.
***

И еще, (и это очень большой плюс) большинство религий освобождает верующего от страха смерти. Освобождают… И, убеждают…, что умереть - надо. Бог – умер. Вы ведь, любите - Бога? Значит, и вы должны сделать то, что сделал - Бог. И только смерть, позволит вам увидеть его и быть с ним… И это, это - прекрасно.
Конструкция - проста, понятна и очень незамысловата.
Особенно, если к ней прибавить скромную сноску, что вместо нас - остаются сыновья и дочери, внуки и внучки, правнучки и правнуки…
Мы, часть - религии…
Мы, часть - рода…
Мы, часть - земли…
Мы, часть - истории….
Никто и ничто - никуда не исчезает.
Мы, возрождаемся - в детях, возрождаемся - в природе, возрождаемся - в делах, возрождаемся в том, что - совершили, что - сказали,..
Вот она – вечность.
И, вот оно… - спокойствие восприятия смерти, как нечто закономерного... и как того, что завершает нашу жизнь на людях.
Вот оно – вертикаль добра, добрых дел, добрых помыслов…
Но, доказать это – невозможно.
Это все - умозрительно.
Также, как и… доказать - обратное.
Проще, воспринимать это, как – философию жизни\нежизни.
А, кто - против?
Мы – продолжается в детях.
И, это - очевидно…
***

Библия дает определение смерти как: «тишина», «молчание», «страна забвения», «прах», «бездна». Смерть по христианству – это уничтожение возможности любого действия. Но христианство - дает человеку надежду на возможное воскресение. Хотя воскресение из мертвых и тут, так же как и в исламе возможно не для всех.
Христиане верят, что смерть может быть – телесная. Когда тело лишается души. Тело хоронят в земле. А душа устремляется – «в…» Вот это - «в…», чаще всего называют - «загробный мир».
И, тут же, если кто и не знал, смерть бывает не только телесной, но и духовной. «Духовная смерть» - это… когда душа лишается «благодати Божией».
Христианские священники (это такие суки, которые зарабатывают себе на жизни, продавая веру народу на развес и выполняя различные прижизненные и посмертные шаманские обряды, и прочие-прочие услуги на которые есть спрос у населения) оперируют этой самой «благодатью Божией» исключительно по собственному усмотрению. Одних, они этой «благодати» лишают своей волей, говоря, что это якобы мнение свыше, т.е. Бога, который триедин. Оп ля!! Готово! Так было с графом Львом Толстым… А, других, наоборот, ей наделяют сверх меры (вот например, канонизировали расстрелянного, последнего царя Николая II).
Но, как бы это ни было, это называется - «умирание»... И, даже - «смерть».
Хотя, если по мне, то возможно, те, кто нам близок и дорог, никуда не уходят и вообще не умирают. Они просто становимся - невидимыми для живых, продолжая быть с нами рядом.
Но, доказать это – невозможно.
Это все - умозрительно...
Это - мое личное предположение…
***

И, вот тут - главное…
Кто-то - умный (а может быть и не очень) для нас, верующих, видимо в устрашение или взамен – «хорошему»..., придумал, причем как императив – «страх наказания». Наказание как – неотвратимость... Причем, именно - грядущее наказание! Наказание – потом!!! И, обязательно - после смерти. По замыслу того, кто это дерьмо – придумал… это должно сформировать…у нас, живых, прижизненную правильную этику и мораль, верную оценки добра и зла…
Замысел - был хороший…
А вот, его реализация – провалилась, как бездарная пьеса.
Негодяев, стало – больше.
Они стали, больше – ****ить.
И, при этом, все как один - показывали пальцем вверх, типа «нам -разрешено. Мы - сторицей, потом…,  за все - заплатим… Не, беспокойтесь. У Бога все – записано. Мы, в - ад. Ну, а вы – в рай!».
Поясняю, «плохое» в «послепослесмертии», принято называть – «ад».
Это я, к - чему…
Да, к тому, что «вера» – это вера…
А, «послепослесмертие» – это память... и то, как относятся к человеку... и к тому, что он сделал в своей жизни - хорошего и плохого… И, чего - больше. Но, опять же, это по моей завиральной теории, потому что это - моЯ рукопись… и Я её - пишу.
***

Для большинства религий смерть способствует прояснению смысла жизни, как это не парадоксально – не звучит.
Смерть, как явление, дает ценность - нашей жизни. И, отчасти – ценность такому понятию, как здоровье.
Более того, во всех религий мира, смерть и то, что находится за гранью жизни\смерти - представляется как некое беспроблемное существование духа. Все религии мира построены на рассказывании сказок о загробном мире (источник и место  безбедного существования духа, которому уже ничего не нужно), а также руководства и поучений - как надо вести себя, пока ты жив, чтобы более выгодно пристроиться свой дух после смерти его\твоей телесной оболочки. Причем, вера в те или иные проявления загробного мира воспитываются и внушаются верующим на протяжении всей жизни. И, главное здесь, не – «ЗНАНИЕ»!, а – «ВЕРА»!!! Вера в то (или иное… или в то чего и нет…), что ожидает человека…. потом, после смерти…, или в то, иное, что, как утверждают фантасты, философы и уфологии - существует в иной, нефизической плоскости.
Это - сложно и запутано…
Это - сумерки, тьма, хаос, опиум религии для неокрепшего мозга, бредятина церковников, чтобы рубить бабло, когда нам плохо… ну ****ец…
Поэтому, для меня, «послепослесмертие» – это память...
Память о человеке.
Вначале, это была память – как устная речь: рассказы, былины, сказания, песни, баллады...
Затем, появилась память -  письмо, алфавит, грамматика. Появился - папирус, пергамент, бумага...
И, память, стала уже храниться на бумажных носителях.
Это были - рукописи.
Затем, появился печатный станок и литеры…
Пришло время – книг.
Это время книг - наше время. Мы в нем – живем. Его, еще называют – «галактикой Гуттенберга». И рядом с ней, этой галактикой… и в ней – цифровые нематериальные носители информации.
Теперь, рукописи - не горят. Это виртуальные рукописи в сети… и это означает, что информация теперь – вечна... Или, почти вечна...
А это - память поколений... И, значит - новая форма «послесмертия»...
«Вера» – осталось.
Для нее еще есть достаточно места в нашей жизни...
Но, и «Рассудок» имеет все больше и больше возможностей - задать правильный вопрос (в поисковик сети) и получить на него – более 1 000 000 вариантов ответа.
А потом, выбрать тот, который его – устраивает.
Проблема в том, что вот этот «Рассудок», «Разум» – проблема…
Впрочем, как-то же мы дожили - до 20 года XXI века…
А вопрос «Во что - верить?», как бы это ни было трудно…всегда очень личный. И он, почти всегда будет вопросом, на который должен ответить, сам - себе… каждый из нас.
Подсказки - принимаются «Разумом»…

   



Решение - принимается чем-то более сложным и реликтовым…
Наверное, это то, о чем я только что - говорил.
О «послепослесмертии» наших близких, которые просто становятся невидимыми… и которые здесь, рядом с - нами… И, в - нас…
Они живут - среди нас…
Они - помогают нам найти истину…
Они ведут нас, незримо - сложными дорогами через хаос…
Кто- то, это называет – «вера в Бога», «кармой», «линией руки»…
Я, это называю – «послепослесмертие»
или
«реликтовая память моих предков».

 







***

И еще.
В контексте  выше написанного, концепция – «память», подразумевает только то, что мы, помним, знаем - что это было… и как это - было.
Помним…
А, вот какие полярности у памяти? Это у нас - индивидуально. И, на этот счет, мнения у каждого могут быть различны.
Это не возбраняется по моей завиральной теории.
В общем, правил – нет.

 




***

И, конечно же, в этой части рукописи обязательно о том - что меня очень-очень поразило в этих очень подробных описаниях последних 540 дней жизни Ивана Сергеевича Тургенева в объятиях со смертью.

Ну, во-первых, то, что Иван Сергеевич Тургенев - певец жизни простого народа и (крепостного крестьянства) в произведениях которого многократно описаны обычаи русского народа пред смертию, а именно: приглашение священника для того, чтобы тот - отпустил грехи… и прочее...
…решил, что умирать он будет 
- иначе.
Что такое - «иначе», Иван Сергеевич, поглощенный болезнью и морфием, уже совсем четко себе это представлял.
Да, ему, и не надо было
это - делать.
Он был состоятельный человек.
И, кроме того, что его любили за доброту, душу, мягкий характер…, его еще и уважали (и любили) как человека и литератора, сумевшего на литературном поприще сделать себе имя и состояние.
Поэтому, в словосочетании «умирал иначе» и в словосочетании «умирал по-европейски» следует видеть и материальную составляющую, когда за всем внешним, как бы - на втором плане, идет тонкая игра –
…о получении наследства…
А наследство – это очень важная составляющая и «послесмертия»… и послепослесмертия….

Потому-то, и умирал он,
совсем по-другому.
И, как бы, два раза.
Первый, по-европейски (по-французски). И, как следствие, не было – попа, который бы отпустил грехи Ивану Сергеевичу по православному русскому христианскому обычаю.
И это, при том, что… умирал он - в своем доме («Ясенях») и окружали его, не только французы (семья Виардо), но и много-много русских!
Да, и есть (уже были тогда) в Париже (Бужеваль – это небольшой городок\дачное сельцо с небольшой речушкой) православные храмы с православными попами…
Привезти попа – не большая сложность.
И - видный господин...
И - деньги…
И - влиятельные друзья.
Ан - нет.
Русский европеец.
И все - перемешано.
А еще – «атеист» и «нигилист» (если считать, что философия его героев являлась частью и его философии).
А еще и – «вольнодумец». Среди его друзей народники, декабристы, Герцен, парижские писатели. За ним - просвещенная Европа. То, что было Родиной – далеко-далеко-далеко…
И там, его не любят властьпридержащие.
Он – звонарь новых перемен.
Он, для них – нечто лишнее.
Он для них - обуза…, даже смертельно больной…
…А потом, и проблеме, когда смерть обняла его и укачала в своих успокаивающих объятьях….



 




***
Во-вторых
Все-таки была панихида (церковная служба по умершему).

То есть, был приглашен (привезен) друзьями - поп.
Без него, ну никак - нельзя.
Умер - русский человек!

«…К вечеру, часа в четыре, прибыл из Парижа князь И. А. Орлов с сыном, молодым человеком, и его воспитателями, а вслед за ним и о. Васильев;
к панихиде, в 5 ч. вечера, приехали соседи покойного, семейство Тургеневых (однофамильцы), дети давно уже умершего Николая Ивановича.
Таким образом, на этой первой и вместе последней панихиде - так как на следующий же день, 24 августа (а рано утром, должно было сделано вскрытие тела… и после него, надо было тело И. С. Тургенева уложить в уже приготовленный и привезенный  свинцовый гроб) - нас, русских, собралось около 10 человек…»

А значит, был таки, в «Ясенях» - поп, как представитель российского Имперского духовенства.

 


И это, как бы… нигде… не афишируемое, но почти - двойное прощание с жизнью на этом свете.
Вначале, прощание с жизнью и послесмертие — по-европейски и по католическим правилам (по обычаям Франции).
А затем, как бы, спохватившись, что это
русский на чужбине…,
да еще, и - русский писатель…,
да еще и… просивший, в последние дни болезни, похоронить себя в Имперской России Романовых…
…послесмертие по-европейски - было нахрен, перечеркнуто и все заново было проведено… ужо, по-христианскому  православному погребенному обряду и в Российской Империи Романовых.
Так как это, испокон веков делалась на Руси…
И, по привычному для всех русских — церковному порядку.

Похороны царей.
Правила.

Во времена царствования Романовых до Петра Великого на Руси строго соблюдался особый церемониал похорон царей, цариц и их наследников.
В день кончины или на следующий день тела покойных царей и царевичей переносили из московского Кремлевского дворца в Архангельский собор, а цариц и царевен - в Вознесенский.Сразу после этого начиналась панихида, погребение происходило в день выноса. В течение 40 дней 12 бояр, окольничих, думных дьяков и стольников ночевали при могиле.
Погребальное шествие было торжественным и регламентированным. Во время похорон царя Федора Алексеевича (27 апреля 1682 г.) из Архангельского собора навстречу гробу с телом покойного вышел патриарх в сопровождении духовенства. Церемония сопровождалась колокольным звоном и пением священников.
Затем, шествие выстроилось следующим образом: священники шли с хоругвиями, за ними дворяне несли крышку гроба, за ними величественно ступали священники с крестами, «Запрестольным образом Божьей Матери» и патриаршими рапидами, далее следовали соборные священники, протопопы, настоятели монастырей, архимандриты, патриаршие певчие, за которыми шел патриарх, впереди патриарха несли икону «Божьей Матери при гробе», замыкал шествие духовных лиц архиерей. Ряды светских лиц возглавляли царские певчие, приближенные царя несли гроб, за гробом шли ближайшие родственники покойного, далее бояре и другие особы царской свиты.
Петр I отступил от старого обычая и ввел новый ритуальный регламент, позаимствовав некоторые из обычаев европейских государств, с учетом традиций, принятых на Руси.
1 ноября 1894 года Россия хоронила императора Александра III, прозванного Миротворцем. Довольно молодой, всего 49 лет, богатырского роста и когда-то крепкого здоровья Александр III умирал тяжело и страшно.
К его хроническому алкоголизму, подключилось тяжелое заболевание почек.
Утром 1 ноября поезд прибыл на Николаевский вокзал, ныне Московский.
Его прибытие возвестил троекратный залп пушек на Петропавловской крепости. Николай II c великими князьями и свитой вынесли на руках гроб покойного императора и поставили на катафалк. Митрополит Палладий отслужил первую литию. На всем пути по Невскому проспекту литии проходили у Знаменской церкви, на месте которой сейчас метро Площадь восстания, у Аничкова дворца, затем у Казанского собора и у Иссакия. Дальше процессия повернула на Английскую набережную, Николаевский мост (сейчас Благовещенский), по Университетской набережной на Стрелку, мимо Биржи по мосту на Петроградскую сторону. Во всех храмах Санкт-Петербурга неумолкаемо звенели колокола.
Каждую минуту раздавался выстрел пушек с Петропавловки.
В траурном шествии за императорским катафалком, казалось, шел весь город. Сразу за колесницей шел Николай II под охраной нескольких приближенных. За ним представители царствующих домов Европы. Далее великие князья и их семьи. За ними следовал оркестр с церемониймейстером. Далее конвой из всех императорских полков. За ними придворные. Далее несли знамена всех 52 российских губерний — каждый знаменосец на коне.
Среди них были две фигуры в рыцарских доспехах.
Один - на коне с поднятым мечом и в золоченых доспехах.
Другой - пеший в черных латах с опущенным мечом.
Дальше шли представители всех сословий, учреждений и обществ.
Воспитанники учебных заведений, профессура, министры, члены Государственного совета.
Следом шел эскадрон кирасир, а за ними несли на золотых подушках ордена и медали императора.
Траурное шествие продолжалось несколько часов.
Те жители Петербурга, которые в нем не участвовали, стояли на тротуарах, смотрели из окон, забирались на крыши, на решетки садов. Для неимущих жителей столицы был дан поминальный обед.
Были накрыты столы в казармах, в дешевых столовых, в трапезных петербургских монастырей. Накормлено было 25 тысяч человек.
В 14 часов гроб с телом императора был внесен в Петропавловскую церковь.
В течение семи дней здесь дважды в день служились панихиды.
И 7 ноября состоялась церемония погребения в усыпальнице русских императоров.

 
М. Зичи. «Похороны Царя Александра III».

***
В третьих.
Вот это — вскрытие (отопсия»!).

И одновременно, консервация тканей как защита от разложения (на улице лето – начало осени… тепло).
Это, вообще - некая загадка.

Да, существовала уже укоренившаяся традиция, что умерших во Франции (и в Париже, соответственно) - вскрывает лечащий врач. И это необходимо, именно для врача, чтобы он утвердился в правильности своего диагнозы (или убедился, что был - неправ).
Таковы, уже тогда были каноны - Медицинской Академии Парижа.
Но, это - Тургенев!
Нахуя!
Неужели всем так уж хотелось посмотреть, что же там внутри - у Ивана Сергеевича!
Подержать в руках — печень?
Пересчитать камешки в желчном пузыре?
Распилить черепную коробку и вынуть мозг.
Брррр.
Кровожадные варвары, движимые любопытством познания - мира, людей и природы.
Ничего святого.
Революционеры, твою мать!
Но, те не менее, вскрытие было не просто так, ради интереса и для любопытной толпы.
А еще, и для бальзамирования (консервации тканей умершего).

Это значит - бальзамирование по католическим традициям.
Шелк.
Свинцовый гроб...

Зачем?
Для чего?
А, вот это, вопрос!

Значит, уже была уверенность, что выполнение желания умершего.

 О ...похоронах его тела у ног В. Г. Белинского…
…будет очень
 сложной, для выполнения, задачей.
И, для ее реализации - потребуется много-много-много времени.
И это время - не только время… на доставку гроба в телом из Парижа… в Санкт-Петербург…
Это много–много-много больших и малых мелочей, согласований, утверждений…
Это таможенные хлопоты по перевозке гроба с бальзамированным телом через Объединенную Германию Отто Бисмарка.
Это тайная, почти скрытная доставка гроба с телом Ивана Сергеевича Тургенева на Волково кладбище…, покупка та место для захоронения…
А еще, и время на согласование этого действия в инстанциях и коридорах власти в Российской Империи Романовых, властями Санкт-Петербурга, одобрения (невмешательство) в этот процесс лично императора Всея России  - Александра III.

 
Александр II.I Император.

И опять - разрешения, подписи, согласования.
А вновь - разрешения, подписи, согласования.
Россия, она - такая…

 

Без разрешения, подписи, согласования – ну, ни как!
***

Ну, почему? вот - просто простой малоизвестный, никчемный человек… взял и - умер. И его, просто и без - выебонов, похоронили на сельском кладбища. Собрались сельчане и родные люди, выпили, поговорили о - бренном, и о - насущном.
Да, и разошлись… дело - делать.
Живое - живым…
Мертвое - мертвым…
А как, умирает - гений, или - некая известность, или - царь, или - вождь пролетариата… так, тут как тут – уже врачи… И. давай искать в мертвом теле – «шишку гениальности».
Все - изрежут.
Все - под микроскоп.
А потом, органы - в банку.
И - на полку.
Для – потомков!
Мы - не разобрались, они – разберутся!

 










***

В четвертых, с вывертами летоисчисления… создается такое впечатление, что тело Ивана Сергеевича Тургенева – от момента смерти… до момента предания его земле… кочевало по Европе, как тело - Никколы Поганини.

Никколо Поганини.
Послесмертие.

«...людская молва не переставала гласить, что Паганини продал душу дьяволу.
Ничем другим не могли его современники объяснить виртуозное владение маэстро скрипкой.
А многие добавляли: «И после смерти ему не найти успокоения!»
Вот эти оказались абсолютно правы: гроб с телом великого музыканта более десяти раз закапывали и вновь вырывали. Посмертное странствие продолжалось... пятьдесят семь лет — почти столько, сколько Никколо Паганини прожил - на земле...
Знаменитый скрипач скончался от чахотки в Ницце в мае 1840 года в возрасте пятидесяти восьми лет.
Его тело было забальзамировано, выставлено для прощания, и тысячи людей приходили проститься с гениальным музыкантом.
Предполагались грандиозные похороны, но неожиданно для всех епископ Ниццы запретил хоронить еретика Паганини на местном кладбище, о чем и сообщил убитому горем сыну музыканта Акилле. Пришлось срочно искать место для захоронения. Решили доставить тело музыканта в его родной город — Геную.
Роскошный ореховый гроб тайно погрузили на корабль и доставили в генуэзский порт. Но местный губернатор отказался даже впустить судно в гавань — черная  неблагодарность со стороны сограждан Паганини, которым он, между прочим, завещал свою удивительную скрипку.
Как бы то ни было, судно простояло на генуэзском рейде три месяца.
Команда утверждала, что из трюма, где находился гроб, постоянно доносились звуки скрипки и горестные вздохи.
В конце концов, влиятельным друзьям скрипача удалось добиться разрешения на перенос останков в подвал одного замка.
Но и там гроб простоял недолго: слуги один за другим стали требовать расчета, утверждая, что он мерцает в темноте дьявольским светом, и из него несутся странные и жуткие звуки.
Пришлось отправить гроб в морг местного лазарета.
Но и там ко всему вроде бы привыкшие служащие взбунтовались: тело Паганини наводило на них непередаваемый ужас, а из гроба по-прежнему неслись вздохи и звуки странной музыки.
Лишь в 1842 году тело скрипача удалось, наконец, предать земле — правда, не на кладбище, а на пустынном мысе у подножия старинной башни.
Но два года спустя останки вновь откопали и перевезли в Ниццу, рассчитывая все-таки похоронить их на кладбище.
И опять ничего не вышло — пришлось поставить гроб в подвале загородной виллы одного из друзей Паганини.
Простоял он там с 1844 по 1876 год (благо, на вилле никто не жил).
И, лишь, в 1876 году удалось добиться разрешения на захоронение по-христиански на местном кладбище.
Увы, посмертные странствия маэстро на этом - не закончились.
В 1893 году гроб - вновь откопали, так как пошли слухи, что из-под земли доносятся странные звуки.
Эксгумацию производили в присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека.
ело музыканта практически истлело, но голова таинственным и непостижимым образом великолепно сохранилась.
Гроб закрыли и... четыре года спустя, вырыли еще раз, чтобы захоронить на каком-то малоизвестном кладбище.
И, только тогда, в 1897 году, «посмертная одиссея» Никколо Паганини - завершилась.» 

 

***

К счастью, для мертвого тела Ивана Сергеевича Тургенева, такая участь – его миновала.
Но, тем не менее, именно в связи с ожидаемыми и прогнозированными трудностями…, а, возможно, уже по укоренившейся европейской традиции - «на всякий случай» тело, умершего в Буживале И. С. Тургенева, было - вскрыто, тщательно – изучено… и - бальзамировано.
Это позволило поставить - правильный диагноз и правильно назвать его  -таинственную болезнь.
27 октября 1883 в Санкт-Петербурге состоялось экстренное специальное заседание научного общества русских врачей, посвященное анализу всех аспектов драматических событий, имевших место во Франции, с целью раскрытия тайны болезни и смерти Ивана Сергеевича Тургенева! Оно было созвано по инициативе Сергея Петровича Боткина, личного врача Его Императорского Величества!
И начато оно было с фразы - «На обязанности русских врачей лежит разъяснить русскому обществу самый ход болезни Ивана Сергеевича и тот исход ее, который поразил нас»…
?!.
И причина… для этого специального заседания, была!
Причем - особая!
Смерть Ивана Сергеевича Тургенева.
!!!
Казалось бы - ну что такое!? - смерть одного человека!?
Что в ней - может быть такого, чтобы вся передовая медицина России и, лично, врач Его Императорского Величества Сергей Петрович Боткин – были поставлены перед фактом разъяснения, причем публичного, почему и отчего человек… умер!
И это - в 1883 году!
И это тогда, когда медицины, как такой еще и не было!
Но, вскрытие, произведенное в Буживале Буарделем,  лечащим доктором И. С. Тургенева, позволило «расcтавить все точки - над И» и получить правильную картину болезни.

Посмертный диагноз звучал - так.

«В желчном пузыре,— писал П. Бруардель,— содержалось пять желчных камней, каждый размером почти в малый орех».
Вот на таком фоне у И. С. Тургенева развивался первичный (бронхогенный) рак легких, вовлекший в патологический процесс плевральную полость и средостение.
Появились метастазы раковой опухоли в позвоночнике, и боль приобрела опоясывающий характер, привела к значительному ограничению подвижности, нарушению кожной чувствительности и проч.
Позже, по-видимому, в начале 1883 г., появились также и более отдаленные метастазы в лимфатические узлы.
Возможно, что и опухоль передней брюшной стенки была одним из отдаленных метастатических узлов бронхогенного рака легких.
«...Сердце очень объемистое, весом 770 грамм, длиною от основания к острому концу 18 см. Левый желудочек сильно гипертрофирован, достигает в срединной части 4 см толщины... Аортные заслонки (аортальные клапаны.— Е. Л.} сильно атероматозны и совершенно неудовлетворительны. Заслонки других отверстий утолщены, не так гибки, как в нормальном состоянии...».

О диагнозе.
(Вот тут, более подробно.)

«На следующий день, 23 августа (4 сентября) 1883 г., было произведено секционное исследование тела И. С. Тургенева.
Вскрытие производил П. Бруардель (в то время многие врачи самостоятельно вскрывали своих бывших пациентов, производя затем патологоанатомическое исследование).
В секционном зале присутствовали П. Сегон, Д. Декку, Ж. Латте и Ж. Маньен.
Обнаружилось, что «в подреберной плевре содержится небольшой выпот красноватой жидкости и некоторое количество ложных перепонок (спаек.—Е. Л. ).
В одной из больших бронхий верхней лопасти правого легкого находится некоторое количество гноя.
Эта бронхия, казалось, сообщается через посредство фистулы, проток которой не мог быть прослежен, с главным гнездом, находящимся в заднем средогрудьи (средостении.— Е. Л.).
Бронхические ганглии (лимфатические узлы.— Е. Л.) твердые и объемистые.
В заднем средогрудьи в уровень 3—4—5 спинных позвонков сухожильная оболочка составляет переднюю перепонку подвижной опухоли, в которой после прореза обнаруживается полость диаметром в 5 см.
Эта полость, наполненная густым гноем, образовалась за счет двух тел позвонков, костная ткань которых точно так, как и межпозвоночные диски, совершенно исчезла».
Далее следовало заключение:
«И. С. Тургенев умер от раковидной болезни. (миксосаркомы).
Первоначально миксосаркома появилась в лобковой области и оперирована доктором Сегоном в марте 1883 г.
Перенос этого страдания в 3,4 и 5-й спинные позвонки  произвел полное разрушение тел позвонков и образование нарыва спереди оболочек спинного мозга.
Этот нарыв сообщался фистулезным ходом с одним из бронхов верхней доли правого легкого.
Этот метастаз был причиной смерти».
Микроскопическое исследование препаратов произвел Ж. Латте. Протокол вскрытия подписали профессор П. Бруардель, профессор П. Сегон, профессор Д. Декку и доктор Ж. Маньен.
Так завершается «скорбный лист» - как в старину называлась «история болезни» И.С.Тургенева.
На первый взгляд, может показаться странным то обстоятельство, что в протоколе секционного исследования тела И.С. Тургенева фигурировали одновременно два таких различных понятия, как рак и саркома. Это даже внушало врачам сомнение в правильности микроскопических исследований.
А дело заключается в том, что во Франции (в отличие от России и некоторых других стран) рак и саркому не принято было дифференцировать. Поэтому во французской научной медицинской литературе и медицинской практике все злокачественные новообразования (рак, саркома, хорионэпителиома, эндотелиома и пр.) объединялись в одно понятие. Таких взглядов придерживался и сам П. Бруардель, возглавлявший кафедру морфологического профиля.

 
Вот так, в микроскопе, выглядит раковая опухоль.

***
Тем не менее, факт того, что в послесмертии И. С. Тургенева - исчезло 24 дня, никем не оспаривается.

Хронология этих событий, также многократно описана.
Повторюсь.
Даты событий по европейскому                Даты событий по Российскому григорианскому (католическому)                Имперскому православному
                календарю.                (юлианскому) календарю.

3 сентября (понедельник) 1883 в 2 часа дня – смерть. Буживаль. Франция.
22 августа (понедельник) 1883 в 2 часа по полудни – смерть. Буживаль. Франция.

4 сентября (вторник) 1883 года в Буживале в поместье «Les Frenes» («Ясени») в 5 ч. вечера — панихида.
23 августа (вторник) 1883 года в Буживале в поместье «Les Frenes» («Ясени») в 5 ч. вечера — панихида.
5 сентября (среда) 1883 года в Буживале в поместье «Les Frenes» («Ясени») 1883 года «Отопсия». Вечером гроб с телом Ивана Сергеевича Тургенева был перевезен в Париж в русскую церковь в Париже на улице Дарю.
24 августа (среда) 1883 года в Буживале в поместье «Les Frenes» («Ясени») 1883 года «Отопсия». Вечером гроб с телом Ивана Сергеевича Тургенева был перевезен в Париж в русскую церковь в Париже на улице Дарю.

6 сентября (четверг) 1883 года состоялась панихида по Тургеневу в традициях русской православной церкви  в русской церкви св. Александра Невского на улице Дарю в Париже.
25 августа (четверг) 1883 года состоялась панихида по Тургеневу в традициях русской православной церкви в русской церкви св. Александра Невского на улице Дарю в Париже.

А с пятницы 26 августа (по исчислению времени, принятому в Российской Империи Романовых) или с 7 сентября (по европейскому исчисление времени) 1883 года
– пустота!








1 ноября (понедельник) 1883 года. Париж. Станция Северной железной дороги. Гражданское прощание с покойным или траурный митинг. После него, там же - православная панихида.
19 сентября (понедельник) 1883 года. Париж. Станция Северной железной дороги. Гражданское прощание с покойным или траурный митинг. После него, там же - православная панихида.
5 октября (пятница)1883 года. Вагон с телом И. С. Тургенева пересек границу Российской Империи Романовых. Станция «Вержболово».
23 сентября (пятница) 1883 года вагон с телом И. С. Тургенева пересек границу Российской Империи Романовых. Станция «Вержболово».

9 октября (вторник) состоялось погребение писателя И. С. Тургенева на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
27 сентября (вторник) состоялось погребение писателя И. С. Тургенева на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

***
А вот такой вид этого факта из биографии послесмертия Ивана Сергеевича Тургенева - более нагляден.
С 6 сентября (в сентябре 30 дней) по 1 ноября
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
 — 24 дня.
С 25 августа (в августе 31 день) по 18 сентября
26 27 28 29 30 31 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
 — 24 дня.
По этой таблице дат, нетрудно вычислить, что только спустя 24 дня, в понедельник 1 октября, по европейскому исчислению времени или в понедельник 19 сентября (если исчислять время по принятому в Российской Империи Романовых летоисчислению) 1883 года - все опять... начинается. 

 







Это, интересная тема, для…
пытливых.
Возьмём, например, дату гибели крейсера Варяг:
По юлианскому календарю это 27 января 1904.
По григорианскому – 09 февраля 1904.
09 февраля 1904 григорианского календаря – это вторник (это я вычислил).
А каким днём недели было 27 января 1904 юлианского календаря?
Один и тот же день (на пример этот), являвшийся в юлианском и григорианском календарях разными днями года, в разных календарях был одним и тем же днём недели или он был в них разными днями недели?
Сформулирую вопрос иначе.
В Санкт-Петербурге день гибели Варяга учли по юлианскому календарю (ибо в России в то время был юлианский календарь);
а в Лондоне день гибели Варяга учли по григорианскому календарю (ибо в Англии в то время уже был григорианский календарь);
А, вот, взошло в этот день солнце – в Лондоне на 3 часа позже, чем в Санкт-Петербурге.
Жители Лондона считали, что оно взошло во вторник. Это если время отчитывать по григорианскому календарю..
А, когда оно взошло в Санкт-Петербурге на три часа раньше чем в Лондоне, какой был день недели?
Вторник?
Если другой день недели?
Как это вычислить?

Если не умничать, то это был, то же вторник. Вторник - по обеим календарям. Ибо разница в календарях - 13 дней.
А это, в аккурат - 2 недели.

 

 

Ну, а если и по-умному.
Дни недели, те же - самые.
Меняются, только числа.
Сегодня, например, 1 декабря 2010 года, среда
А по юлианскому календарю это среда была бы 18 ноября 2010 года.
Вернитесь во времени назад, в тот день, когда оба календаря совпадали.
Допустим, это понедельник.
Потом время идёт - вторник, среда, четверг и т. д. по кругу - попался какой-то из сотых годов, пусть для определённости 300-й г н. э 28 февраля и тоже - понедельник (по обоим календарям).
Следующий за ним день - вторник по старому календарю (юлианскому, когда год високосный) - 29 февраля 300 г, а по новому календарю (григорианскому, когда год невисокосный) - 1 марта 300 г.
Следующий день - СРЕДА по старому стилю 1 марта, а по новому - уже 2-е. Разница в один день. Старый юлианский календарь - отстаёт.
И так дальше накапливается разница в числах, которая сейчас составляет 13 дней.
Поэтому Старый Новый Год мы отмечаем только с 13-го на 14-е января, когда по новому календарю он уже давно прошёл.
Так и в любой другой день.
27 января 1904 года по старому стилю - это то же самый день и тот же день недели, который по новому стилю записан 9 февраля 1904 года.
Путаница в днях может быть только из-за разницы в поясном времени, как, например, день подписания капитуляции Германии 8-9 мая (8 мая в 22:43 по центрально-европейскому времени и 9 мая в 0:43 по московскому времени).
P.S. Кстати, проверить день недели по старому стилю можно по Кровавому воскресенью - 9 января 1905 года.
***

 

Главное правило дат
Ближе к зиме – юлианский календарь или календарь Империи или православный  вариант исчисления времен.
Ближе к лету – Григорианский календарь
или календарь  Европы (католический вариант исчисления времени).

 

Но, всему этому должно было бы предшествовать - подробное разъяснение «…как календари и их изобилие… во всем этом - навели путаницу». И, небольшое эссэ о календарях и о времени…

О календарях.
Календари и реформы.
Кратко.
А вот это, так просто и не рассказать.
Поэтому, даже - и не буду.
Не, о этом — рукопись.











 

***

В-пятых.
Начиналась рукопись, вот этого письма, посланного мною в адрес толстых литературных журналов Москвы, СПб и Орла.

«Возможно, я не совсем то делаю, что считается правильным, но я несколько (в общем ****ец как - возмущен) тем, как в Москве - столице РФ (преемнице Имперской России) проходят мероприятия по поводу 200-летия со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
Если уже Вы и ваша редакцию об  этом прочтете, и  возможно, еще кому-то еще и расскажите - это будет для меня уже некоторое утешение.
По крайней мере, есть надежда что через Вас меня там в Москве - прочтут, проймут, проникнутся вот таким видением событий из города на окраине всего-всего-всего..., из города на окраине по всем мыслимым и немыслимым критериям. Города, которой и не РФ и не Украина.
Я вам пишу из Донецка. Столицы ДНР.
Ну, а если еще и будет возможность опубликовать - то это почти хорошо. Хорошо для творчества Ивана Сергеевича - так как это, возможно, привлечет внимание к проблеме уважения наших писателей и поэтов.
Особенно русских…
И, особенно те, кто - работал, творил, жил и умер не на Родине, так  как был РОДИНе – неугоден…
И что для меня важно - возможно будет новое прочтение его старческих притч под название "Старческое" которые для нас советских и пролетарских перевели как "Стихи в прозе".
Но главное, это то, что судьба Тургенева и его послесмертие - уж очень поучительны.
Он не был нужен и Имперской России,  так как был образом некого революционного начала (нигилист Базаров и прочие дети – против отцов, сомнительная дружба с изгоями…)
Он не был нужен - когда отмечался его столетний и стопятидесятилетний юбилей - такой стране как СССР.
Ну а сейчас… ну просто - моют бабло.
А так еще и конкурс рисунка - учинили.
Жах!!!
И вот это все по большому счету - это вот такой путь человека (жизнь + послесмертие), который ждет нас всех. Я это говорю как про образ - "ЖИЗНЬ + посмертные ЮБИЛЕИ" с точки зрения философа... когда вот на этом примере достаточно разрекламированной личности в истории, которую официально называют лицом нации и изучают в школе... как к капле воды видно все дерьмо официоза... Когда демонстрируют себя на фоне исторической личности...
Если есть желание - пройдитесь виртуально по выставке «Тургенев Время московское». Так просто, чтобы знать, против кого объявляются санкции. Это - не Россия и не россияне… Это куча клопов, сидящих на ее теле и образующие нечто похоже на ее старый герб с двуглавой птицей…
И понимаешь, что живешь в стране, в которой - нет ценностей. И те одиночки, которые желают хоть что-то как-то изменить... будут, все равно, быдлом - забыты.
А так, можно было бы поговорить о том, что начинал Тургенев - как поэт..., а окончил свой путь в литературе - как философ... Двести лет в жизни общества, невзирая на многократные изменения строя – это показатель того, что писатель состоялся. И вот «благодарные» клопы, опоив народ РФ «Настойкой боярышника» дарят ему вот такую выставку к юбилею послесмертия…
Надеюсь, что и текст  и дополнение к нему не по адресу (когда я посмотрел ваши номера - публицистика у вас не в почете) если материал понравится, передайте его в хорошие руки. Выставка скоро закончится. Очень бы хотелось нахлестать по щекам пощечин этим устроителям.
Но, это если - по вашему.... по - интеллигентному и по-литературному...
А если по нашему, по революционному... - тупо выстрелить в колено...
Приношу некоторые извинения за лексику и тон.

С уважением.
J.J.

3 09 2018

И как мне кажется, в этой второй рукописи - мне удалось, вежливо показать, что я, при написании - этого эмоционального письма, был - прав.

 
 








***

В-шестых.
И это, наверное – последнее и самое-самое...

И вот сюда куда-то — про Орел...

И, про 1812 г.

И, про то, что не будь Москва отстроена после пожара 1812 г. — быть уезному городу Орлу... второй столицей Российской Империи.

Сюда и Мальтийских рыцарей...

И медленно, но кусками
о семейной тайне Тургеневых
 и о Каспари.

Повторюсь.
Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой.
Брак стал для них обоих несчастливым, их отношения не складывались.
Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле.
Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков [примерно 53 сантиметра]».
Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.
Есть одно важное обстоятельство.
Был выстроен дом в Орле специально под роды.
Почему рожать нужно было в Орле, городе тогда равным в 1818 г. по статусу сгоревшей Москве - очевидно.
Это были поздние роды.

 

И, это был - крупный плод.
Если что, врачи Орла (а это были врачи-госпитальеры из острова Мальта) могли бы сделать кесарево сечение.
К, сожалению, все, что было построено из дерева — горит.
И в Орле — то же были пожары. Тогда дом, построенный В. П. Тургеневой–Лутовиновой в Орле – сгорел. А, на его месте в 1865 году был построен новый дом.
А потом, в 1891 г. – и дом, и часть усадьбы уже принадлежали С. Е. Смирновой. И она была всего этого хозяйкой по 1920 год.
Потом – темное пятно.
В начале 1980-х годов дом Смирновой - снесли.
Было построено новое административное здание. Но, не по красной линии, по которой был расположен старый одноэтажный дом, а несколько в глубине.
Фактически там, где располагался сам дом, сейчас - пустое место.
Затем, благодарными потомками была изготовлена  мемориальная доска, которую прикрепили на стене дома, обращённой на ул. Салтыкова Щедрина.
Здесь стоял дом, в котором 9/IX–28/X 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев».
Так что, это, типа, географическое место на глобусе, где родился Иван Сергеевич Тургенев.
И находится оно, в Орле.

Но.
Но это, при всем том, что это имеет прямое отношение к рождению младенца Вани Тургенева 28 октября \ 9 ноября 1818 года в городе Орле - просто не имеет право быть написано поверхностно. Это сюжет для целой серии романов, посвященных Имперской России Павла I, а потом - России уже его сына - Александра I, а также медицине города Орла, периода 1812 – 1819 годов.

Искусство муз, не терпит - суеты.


 











Формат подачи текста в «Проза.RU» - достаточно оригинален.
Он «стрижет» под один вид - все рукописи.
Ни - иллюстраций.
Ни – ссылок…
И - стандартный шрифт.
Что делает помещенные в него тексты… чем-то вроде деддомовских воспитанников… одетых во все одинаковое… и постриженных одинаково... Возможно, так лучше видеть главное – смысл в тексте, перепетии сюжета, выпуклость образов… и его преимущества перед таким же текстом, лишенным иллюстраций и прочих украшений, которые позволяет Word.
Но, я просто советую. Если текст понравился, не поленитесь пройти по ссылке и скачайте оригинальный текст с иллюстрациями, ссылками, сносками, многообразием шрифтов и прочим… Я видел текст, когда писал рукопись - именно таким. Текст этой рукописи находится на бесплатном файлообменнике «Файловый сервис My-Files.RU».

Путь поиска.
Войти в «Одноклассники» и найти меня.

Поисковик
Яндекс
Запрос – «Одноклассники. Максименко Иван Иванович 1957 Донецк.».
На общей панели информации обо мне и прочее… перейти на подкаст «Заметка».
Найти там мои заметки, ссылки-сообщения.
Там ссылка на эту рукопись, которая на бесплатном файлообменнике (он же и Файловый сервис) My-Files.RU


Рецензии
Уважаемый Иван Иванович!
К моему великому сожалению - я не состою в "Одноклассниках", поэтому не могу прочитать подлинник Вашей шикарной рукописи... пытаюсь это сделать по Вашей подсказке найти.
Восторг и восхищение Вашим трудом.
Приглашаю в с. Тургенево - хоть в музей И.С. Тургенева, хоть лично...

Тамара Георгиевская   23.03.2023 21:45     Заявить о нарушении