На пороге сотого лета

На пороге своего сотого лета ушла от нас навсегда последняя дочь Григория Алексеевича Домуховского.

Одна из семи его детей, прожившая на этой земле, дольше всех своих сестер и братьев.

Исследуя фамилию своего прадеда, я познакомилась и с многочисленными родственниками разбросанными судьбой, по всем уголкам необъятной России.

С "тётей Панной",так её называли мои ближайшие родные мама,её братья и сестры, проживавшие в Хабаровске, я познакомилась в далеком 1980 году.

Прасковья Григорьевна  приезжала в гости к своей старшей сестре (моей бабушке Тане. В то время я, многодетная мама, была озабочена своим домашними проблемами (одна поднимала на ноги четверых ребятишек), из-за множества дел, просто физически не успевала чаще бывать в гостях у своих ближайших родных, и даже у единственной, любимой бабушки...

И, когда вечером раздался звонок в дверь, и на моем пороге предстала вся родня, я была удивлена. Мне сказали, что провожают в Иркутск "тётю Панну", а поезд задерживается. Я жила рядом с железнодорожным вокзалом станции Хабаровск 1.
 Вот тогда я и познакомилась с младшей бабушкиной сестрой, очень симпатичной и интеллигентной женщиной.

Эта, короткая встреча с маминой тетушкой, оставила в моей душе какой-то тёплый свет. Отчего, не знаю. Бывает так, достаточно обменяться несколькими  фразами, что бы определить, близкий ли по духу тебе человек.

Чтобы как-то скоротать ожидание и развлечь гостей, я села за пианино. Играла и чувствовала на себе одобрительные взляды родственников. И теплый, тётушкин...
Я уж и не помню, что она мне сказала тогда на прощание, просто запомнила на всю жизнь, теплоту этой встречи.

А мне, тогда, это было очень важно, потому что чувствовала я себя какой-то виноватой перед своими родными.
То-ли за то, что детей "много" нарожала, то-ли за то, что муж мой оказался непутевый, и сбежал из семьи...

Время, ведь, какое было - строгое, это сейчас, никаких рамок и ограничений... А тогда важно было "не позорить" свой род, свою семью. Если работа, то на одном месте до пенсии, детей не больше двух... То время как-то незаметно ушло, когда в семьях по 14, а то и 19 деток...многодетные семьи стали редкостью. Даже у моей прабабушки и бабушки только по 6...

А тут, такое время настало, работай на себя, а не на пана, квартиры, в квартиры -  ковры, хрусталь,..на машины рабочий люд копил деньги... зачем нищету плодить? Вот и чувствовала я себя виноватой, за то, что хотела такой большой и дружной семьи, как у моей бабушки Тани...

Молодая, да глупая. Не понимала, что меня ждёт впереди, какие испытания, трудности и горести...

И бабушкиных слов, "По нынешним временам ни одного не родила бы", не понимала.

На фотографии, в белом платочке, моя прабабушка Фекла Петровна Домуховская - мама шестерых детей.

Я знакома была только с двумя её дочерями и третьей "тётей Панной" познакомилась в тот, короткий вечер... О судьбах ещё троих ничего не знала. Только в последние годы, благодаря интернету, больше знаю о своей родне по маминой линии.  Познакомилась со своими сёстрами... И, своей тётей Олей, моей ровестницей, на фотографии она на руках у мамы, рядом, ещё одна моя тетушка, Галя. За спиной Прасковьи Григорьевны военный - её муж Пётр Александрович, а рядом с ним, старший брат моей мамы, Иван Павлович Вихляев.

*Продолжение следует


Рецензии