Книжка из детства

  Субботнее утро в детской библиотеке. У внучки выход на культурное мероприятие с группой садика во главе с их воспитателем М.В. Она постоянно устраивает для детей и в садике и с выходом очень интересные развивающие занятия.

  Вот и сегодня запланировано знакомство с новой книжкой о котике по имени … Не помню этого котика и не о нем хочу дальше писать. То, что произошло, было со стороны практически не заметно, но очень важно. Чтобы понять, надо отправиться назад по линии времени в собственное детство. Это и произошло со мной в стенах детской библиотеки.

  В нашем детстве только начиналась эпоха телевидения. С черно-белых экранов бабахали орудия времен гражданской и Великой Отечественной войн, пела звонким голосом звезда советского кино Любовь Орлова, совершали невероятные подвиги неуловимые мстители.  Потом вся страна по вечерам спешила к экранам, чтобы не пропустить очередную серию «Семнадцати мгновений весны». Фильмов и передач было совсем немного, просмотр телевизора занимал от силы час-полтора в день, и мы, дети, большинство из нас, бегали в библиотеки, брали там книжки, те, которые не по школьной программе, и вдохновенно погружались в дивный мир приключений и подвигов. Витька Малеев, Пеппи Длинныйчулок, Малыш и Карлссон, Эмиль из Лёнебёрги, 15-летний капитан, капитан Немо, мистер Шерлок Холмс... Они были нашими героями, мы с нетерпением ждали возможности погрузиться в их приключения.

  Помню, как делала вид, что учу уроки, чтобы мама не забрала книжку про Карлссона и Малыша. Это делалось очень просто — заслышав мамины шаги, я быстро накрывала книжку учебником и начинала делать вид, что читаю его. На самом деле училась я хорошо и уроки в конце концов выучивала, но что все эти уроки сейчас? У меня были пятерки по математике и физике, но сейчас меня можно поставить к стенке, но даже под угрозой расстрела я не вспомню, что такое интегралы и в чем суть теории относительности. Хотя я ужасно уважаю Альберта Эйнштейна, он тоже один из моих героев, но я не физик, и в моей жизни мне НИКОГДА не пригодились теоремы и задачи. А ведь я уже на заслуженном отдыхе.

  А вот герои детских книг всегда были со мной. Всю свою жизнь, начиная с 14 лет, я собирала цитаты из прочитанных книг, и цитатник уже очень пухлый. А, главное, именно эти цитаты и персонажи много раз помогали мне пройти самые трудные участки реального жизненного пути. Они, а вовсе не интегралы.

  И вот в детской библиотеке я увидела множество полок со всеми любимыми когда-то и зачитанными до ветхости, но в новых воплощениях, книги... Из глаз хлынули без всякого предупреждения слезы, орошая чистые библиотечные полы. И я пережила целую череду катарсисов и инсайтов, проходя ряды полок и здороваясь со старыми своими знакомыми, ласково поглаживая их корешки, вытаскивая некоторые из них, чтобы удостовериться в том, что даже иллюстрации у некоторых те самые, из моего детства.
 
  Когда мои слезы высохли и я стала оглядываться по сторонам в поисках своей семьи, то увидела знакомого молодого человека, он держал в руках книжку-театр «Кот в сапогах». Он повернулся ко мне — в его глазах стояли слезы. «У меня в детстве была точно такая же», - вот что он мне сказал. И продолжал нежно перелистывать страницы старой доброй сказки.

  А под окном, укрывшись за книжным стеллажом и забыв обо всем, сидел мальчик лет девяти с какой-то книгой. Вот уж не думала, что сейчас есть дети, которые могут вот так самозабвенно читать книгу без картинок. А в следующем закутке подростки играли в мафию и им было весело.

 Малышам в это время рассказывали о коте, потом его рисовали и раскрашивали. Что они вынесут из своего детства теплого и драгоценного? Помогут ли им в этом книги или персонажи мультиков и видеоигр? Впрочем, какая разница? В хорошем варианте развития одно другому не помешает, а дополнит. В какой-то момент развития буква, символ, становится для ребенка игрушкой не менее заманчивой, чем другие, предыдущие, потребность в освоении второй сигнальной системы становится императивом. Нужно только вовремя заметить, когда малыш глядит на слово и шепотом пытается связать составляющие его буквы.  И чуть-чуть ему помочь. Потом найти очень интересную книжку (для него и для вас) и читать вместе, по очереди, не требуя от ребенка выполнения «урока». Если, конечно, вы хотите, чтобы ребенок полюбил учиться, а не сделать его обреченным на вечное от учения страдание. Но у одного ребенка готовность к чтению-учению бывает уже в 4 года, а у кого-то только к семи. Не торопитесь сжигать лягушачью кожу детства в печи своего нетерпеливого желания сделать из него школьника. Ведь, если это сделать, можно очень долго потом искать его живую душу в тридевятом царстве. Если еще хватит терпения.

  Сейчас я редко читаю живую книгу. Больше с экрана. Больше сериалов, чем книг. Раньше на ночь была книга, а сейчас засмотренный сериал. Так легче и даже приятнее по незаметно как возникшей привычке. А не взять ли мне и вторую внучку в эту библиотеку, чтобы выбрать с ней вместе книгу, которой нет у нас дома? И, может быть, увидеть еще раз запавшего мне в душу мальчика в тихом углу с книжкой без картинок.

  Я твердо верю, что ребенок, который с детства полюбил хорошие книги, их честных и благородных героев, никогда не сможет стать мерзавцем и подлецом. Правда, так сложнее встать на путь к «красивой» жизни, ведь она слишком часто связана с отказом от духовности, идеалов, стыда и совести, короче — всего «лишнего». А много ли надо человеку на самом деле, чтобы быть счастливым?


Рецензии
Поверхностный подход, простите. Вы не против публичной дискуссии о чтении?

Галина Иосифовна Правдина   27.04.2021 07:13     Заявить о нарушении