Хранители партизанской славы, ч-2. гл. 1
Глава 1. ДЕТСТВО
Людмила Константиновна Старых (Езугбая) родилась 16 мая 1940 года в городе Сухуми, Абхазской АССР. Отец Людмилы - Константин Нестерович Езугбая, грузин. Мать – Чуб Александра Семёновна, украинка с Полтавской области.
Во время Великой Отечественной войны Александра Семёновна разошлась с мужем и пошла работать в банк в г. Сухуми. Во время войны матери приходилось работать по 12-14 часов в сутки, поэтому Людмилу отдали в семью деда Чуба Семёна Павловича, который тоже проживал в Абхазии, в городе Гали, со своей женой, Чуб Марией Матвеевной и её братом, Сень Степаном Матвеевичем.
Дед Степан был трудолюбивым, умным, рассудительным и откровенным человеком, который имел свои взгляды на все стороны жизни молодого социалистического государства, что нравилось далеко не всем. В конечном итоге, опасаясь репрессий, семейство Чуба в конце 30-х годов прошлого столетья вынуждено было уехать с Полтавщины в Абхазию. В Абхазии дедушка Степан освоился очень быстро и заслужил всеобщее признание и уважение коренных жителей. Он имел довольно солидную библиотеку, которая занимала отдельную комнату, в которой рядом с произведениями классиков уживались книги и журналы различных направлений типа: «Наука и жизнь», «Техника молодёжи», «Знание» и т.д.
-Неужели все эти книги можно прочитать и освоить их премудрости? – думала Людмила, впервые попав в библиотеку деда.
Судя по широким и глубоким ответам, которые дедушка Степан давал на любой вопрос, книги на полках библиотеки стояли не зря. Однако, когда дед Степан успевал их читать было загадкой. Дедушка имел довольно большой сад и огород, и с ранней весны и до поздней осени он вместе с дедом Семёном неустанно копал грядки, опрыскивал и подрезал деревья, тщательно убирал урожай овощей и фруктов, не давая пропасть ни одной ягодке и ни одному овощу или фрукту, привлекая к этому всех членов семьи.
-Не собрать выращенный урожай – это большой грех, - нередко напоминал он.
При этом он никогда не заставлял кого-то работать силой. Он вдохновлял всех личным примером, сопровождая физический труд ценными советами по уходу за садом и огородом. Его хватало на всё. Окончив работы в саду или на огороде, дедушка брал топор или ножовку и верёвку и шёл в ближайшую рощу или в горы, где добровольно обрезал деревья, очищая их от сухих веток, которые он потом связывал в огромную вязанку и нёс домой. Дедушка Семён превращал эти сучья в поленья дров, которые красивой горкой складывались в углу двора. Так заготавливалось топливо на зиму.
Кроме того, у дедушки Степана была отличная мастерская, в которой он мог отремонтировать любой домашний инвентарь и любую свою и соседскую технику. Довольно часто он приглашал в свою мастерскую и Людмилу. Он никогда не говорил: - Люда подай мне вот то или вот это.
Он всегда любовно называл инструменты своими именами.
-Людмила, дай мне, пожалуйста, шершень…- или – Достань, пожалуйста, с нижней полки фуганок, чтобы и она знала их названия. Кто и где научил деда Степана все этим премудростям, Людмила не знает до сих пор.
-Мастер «золотые руки», - говорили о нём его земляки и дедушка оправдывал их доверие, проводя в мастерской значительное время. Главным занятием деда Степана в мастерской было изготовление дубовых бочонков и бочек для вина. Ведь в Грузии вино это продукт, без которого не обходятся ни в одной семье.
Несмотря на свою занятость, дед Степан успевал уделять своё внимание и общественным заботам. Так, например, в городе Гудауты он помог совхозу справиться с проблемой уборки и переработки мандарин. Он сам разработал и запустил линию по уборке сортировке и переработке мандарин без потерь.
При этом дедушка Степан оставался требовательным к себе и добрым и внимательным человеком к окружающим. Людмила могла поделиться с дедом Степаном любыми, самыми сокровенными, мыслями и всегда была уверена, что дедушка её поймёт и, если надо, даст ей полезный совет.
Бабушка, Мария Матвеевна, тоже была добрым и душевным человеком, но из-за того, что Людмила росла вдалеке от отца с матерью, считала её девочкой, обделённой судьбой, и очень её любила и жалела. Она старалась повкуснее накормить её, получше обуть и одеть, чтобы она в школе и на улице «выглядела не хуже других». При этом и дедушка, и бабушка строго следили за успехами внучки в учёбе.
В 1947 году Людмила поступила в 1 класс школы № 3 города Гали и проучилась в ней 11 лет до самого выпуска. Школьные годы на всю жизнь остались светлым пятном в сердце Людмилы.
Она до сих пор с трепетом вспоминает первый день учёбы в школе и приём в пионерскую организацию в 4 классе. Накануне приёма в пионеры ребятам предложили собрать и принести в школу сухих веток. Собранный хворост был сложен в огромный штабель во дворе школы. С наступлением темноты октябрята были построены с наветренной стороны от штабеля и после небольшой вступительной речи директора школы, по сигналу старшей пионервожатой сухой хворост, за которым ребята ходили в горы, был подожжён. Досыта налюбовавшись взметнувшимся до неба пламенем, ребята дружно начали читать наизусть слова пионерской клятвы. Кстати, хочу обратить внимание любителей огромных костров, что это довольно опасное занятие. Если костёр из сухих, мелких сучьев долго полежит на южном солнце, и хорошо высохнет, то при поджоге, может не просто загореться, а взорваться, как штабель пороха. Поэтому стоять близко к такому костру, тем более с подветренной стороны очень опасно. Мне пришлось однажды наблюдать такое явление. Я описал этот случай в одной из своих книг.
Незаметно пролетели ещё три года учёбы и вот Людмила уже комсомолка. Первым комсомольским поручением Людмилы стало – член редколлегии школьной газеты «Авангард». В её обязанности входили сбор заметок от ребят из разных классов, редактирование их и оформление в соответствующей колонке газеты. В своих заметках ребята делились своими мыслями о жизни школы, пионерского отряда или комсомольской организации. Довольно часто ученики передавали ей очень острые заметки о своих одноклассниках, но чаще всего это были дружеские шаржи и юмористические стихи. И тогда же, будучи ученицей 7 класса, Люда увлеклась спортивной гимнастикой.
В это время в город Гали вернулся её отец, Служивший в Прибалтике, полковник запаса Езугбая Константин Нестерович. Он возглавил Спортивный комитет города и секцию лёгкой атлетики. Людмиле очень нравилась лёгкая атлетика и вскоре она вошла в сборную команду легкоатлетов Абхазии. Учась в 10 классе, она уже участвовала во Всесоюзной спартакиаде школьников по легкоатлетическому пятиборью в городе Риге, ЛССР. Вместе с Людмилой занималась спортом её закадычная подруга Этери Джахая.
Круг интересов подруг не замыкался только школой и спортом. И Этери, и Людмила взахлёб читали классиков отечественной и иностранной литературы. К окончанию школы они перечитали почти все книги имевшиеся в школьной библиотеке. А школьные библиотеки в те времена имели очень солидный запас художественной литературы. Правда, хорошей технической литературы в них было явно маловато. В школьной библиотеке с одинаковым успехом можно было найти и книги по древнегреческому эпосу, и романы Жюль Верна, и Эмиля Золя, и американских классиков.
Кроме того, Этери увлекалась музыкой, любила слушать музыкальные передачи по радио и тем самым и Людмилу приобщила к этому волшебному искусству.
Вместе с Людмилой, в одном классе, учились и другие талантливые ребята, которые вместе с аттестатом зрелости получили в школе дипломы мастеров и кандидатов в мастера спорта. При этом в классе царило дружеское, уважительное отношение к своим одноклассникам и учителям. Людмила окончила среднюю школу с отличием и с первым разрядом по лёгкой атлетике. Видимо, такая живительная атмосфера в классе помогла ребятам после окончания средней школы почти всем поступить в ВУЗы. Так её подруга Этери поступила в Тбилисский университет, на филологический факультет и с блеском окончила его, защитив диплом по теме: «Творчество Бунина». Отар Жордания тоже окончил Тбилисский университет и вскоре стал его ректором; Отар Зухбая возглавил областной комитет правящей партии Абхазии; Мзия Гурцкая стала начальником финансовой службы Абхазии и т.д.
Людмила, с отличием окончив в 1958 году 11 классов средней школы, с большим сожалением распрощавшись с бабушкой и дедушками, по требованию своей матери и отчима, Бабенкова Алексея Афанасьевича, переехала на их постоянное место жительства в Одессу. Так закончилось детство и ранняя юность Езугбая Людмилы Константиновны.
Свидетельство о публикации №219060200421