Сплав по Тунгуске

Сплав по Нижней Тунгуске

Нижняя Тунгуска. Река, оставившая хорошую память о себе. Катит она в веках воды свои через всю Эвенкию к батюшке Енисею. “Река с негарантированной глубиной плавания”. Разные они у нее: то напирают в половодье на прибрежные скалы, грозя разрушить их и залить все окрест, то, намаявшись, слизнут остатки лежалого в распадках снега, и затихнут в лоне коренного русла. Прогретые летним солнцем, ласкают щеки скал на мощных прижимах, лениво перебирают мусор, скопившийся в уловах.
 И лишь в Большом Пороге, где горы встали плечом к плечу, ведет река непримиримый бой с ними: кто кого! Дрожит от злости, ревет победно, прорываясь сквозь каменную западню и, как всякое сильное существо, показавшее своё величие, успокаивается. Только осенью, в сезон дождей, перед долгим ледяным пленом, когда приходит «коренная» вода, она вновь обнаруживает свой буйный нрав.
Октябрьские холода спускаются с вершин, давно уже покрытых снегом, к теплой воде и она парит, остывая. Вязкие туманы тянутся от реки вверх, сливаясь с харкающими снежными зарядами тучами. Зеркало воды постепенно тускнеет, появляются ледяные забереги, плесы покрываются стеклом первого льда, который крошится  и  с шуршанием скользит, захватываемый течением. Шорох, идущий с реки, тревожит вышедших к водопою сохатых и вожак, подняв голову, увенчанную тяжелыми лопатами рогов, чутко вслушивается в голос близящейся зимы. 
… От базы партии на реке Меркурья до поселка всего-ничего – вертолетом - час с небольшим. Мелькнут внизу серые громады трапповых скал, утыканных,  словно торт свечами, редкими чахлыми лиственницами, пятна озёр и болот по низинам и машина уже теряет высоту, заходя на посадку.
Но в осеннюю пору здесь царство дождя вперемешку со снегом.
 Вязкие утренние туманы, стелющиеся по-над марями, заползают на горные склоны по сухим курумниковым рекам и, словно в ватные тулупы, обволакивают одинокие останцы и, смешиваясь с облаками, обессилев, проливаются вниз.
Редко в такую погоду услышишь звук летящего куда-то вертолёта: метеостанция, приткнувшаяся у Большого Порога на Нижней Тунгуске,  выдавая сводку погоды, не позволяет наземным службам аэропорта выдать разрешение на полёт.
Только рекой на лодке можно проскочить в это время в Посёлок. Катера, таскавшие баржи с грузом по большой воде через порог, маломерные плоскодонные самоходки ждут, уткнувшись форштевнями в берега, когда начавшиеся дожди наполнят многочисленные ручьи и речушки водой и та, скатившись в реку, поднимет на несколько метров её уровень. Тогда они смогут в последний раз за навигацию протащить свои баржи с грузом для верхних посёлков, буровых, баз экспедиций.
 А пока - жди! Тоска! И выпить-то, как следует, нельзя: вот-вот подопрёт и надо успеть не только дойти до места назначения, но и вернуться, пройти порог. А в противном случае - кукуй здесь до следующей навигации.
                ***
Скрылся за поворотом посёлок шахтеров Ногинск. Старенькая дюралевая лодка "Обь" с подвесным мотором "Вихрь", с запасом горючего в канистрах, резво скользит по водной глади вниз по течению. Кругом крутые берега, уползающие в заросли непролазной тайги, голые щеки оползней, клочки ярко-желтого ягельника говорливые устья впадающих, а иногда и сваливающихся водопадами  ручьев.
От монотонного урчания мотора, почти не меняющихся пейзажей клонит в сон. Сказывается ранний подъём перед дальней дорогой. 
Мысли путаются, веки слипаются, и лодка норовит врезаться в берег. Благо он далеко. Ширина реки ниже столицы Эвенкии Туры доходит до пятисот метров. Однако чувство опасности заставляет открыть глаза и откорректировать курс по выставленным на берегах створам.
 Но ненадолго. Надо передохнуть! Сворачиваем, глушим мотор, и лодка мягко наползает на галечную косу, прикрыв нас кормой от догнавшей и пытавшейся замочить волны.
Небольшой костёр из намокшего плавника, разожженного не без помощи бензина, быстро вскипятил воду  в котелке и крепкий чай, вприкуску с вяленой стерлядью, взбодрил подуставшие тела, и можно  продолжать путь.
Солнца, из-за моросящих облаков, не видно и, видимо, надолго. Дождь барабанит по лодке, по уловам плещется крупная рыба - чир или таймень, редкая нынче добыча.
В Нижней Тунгуске, могучей и протяженной реке, особенно в ее нижней части, судоходство, доступность для рыбаков и браконьеров, вычерпывающих улов сетями, резко снизили поголовье ценных рыб. Но в боковых реках, впадающих  в Н.Тунгуску, её полно! Ленок, хариус, таймень!
По усилившемуся шуму воды поняли – входим в порог! Вода покрылась зыбью, закачало. А вот и он сам, сразу за поворотом.
Сжатая с двух сторон река напряглась и устремилась вправо, вниз, стараясь выдрать, сокрушить перекрывающую реку плиту. И, будто пытаясь рассмотреть, что там впереди, выбросила вверх волну, еще одну, еще! Лодка, подхваченная страшным бурлящим потоком, стала терять управление: мотор зависал в воздухе на гребне волны и жутко взвывал, молотя впустую винтом. Потом, сползая по водному валу, снова погружаясь в воду, лодка втыкается в следующую волну, вдавливаемая туда вновь сцепившимся с потоком винтом и вода перекатывается через ветровое стекло лодки, стараясь поглотить и её, и сидящих в ней людей! Но, нет! Перевалив волну, лодка, с вымокшими насквозь седоками, почти взлетает, но тут же падает, шлепая изо всех сил днищем о воду. И всё повторяется вновь. Главное, удержать судёнышко поперек валов, иначе - опрокинет!
Всё длится несколько минут! На одном вздохе! Адреналин пьянит, вызывая неудержимый восторг! Хочется заулюлюкать, заорать, заглушая рев порога, подобно индейцу, несущемуся на коне без седла навстречу опасности!
И вот относительно спокойный плес за короткой шиверой. Напряжение спадает. Конец схватке. И пусть нет сухой нитки на теле, сломалось, переломившись при ударе, сиденье и мы сидим прямо в воде на дне лодки, и впереди ещё сотня километров пути, прохождение Косого порога – нам хорошо!   
Некоторые сведения:
Лодка-илимка
Порог «Большой» - 130-125 км.
Порог «Косой» - 90-85 км.
Указатели расстояния до Туруханска расставлены через 5 км.
Скорость реки – до 7-8 км\час


Рецензии