Чему учит Училка

Фильмов о школе немного. А жаль. Общество ведь с нее начинается. Но наши кинематографисты все больше увлекаются всякого рода «душилово-мочиловом».

«Училка» (режиссер Алексей Петрухин) - о современной школе. Впечатление неоднозначное. В целом фильм интересен злободневностью темы и глубиной ее раскрытия, тонко подмеченными и как бы выхваченными из жизни деталями, местами хочется повторить за известным режиссером: «Не верю!».

Главная мысль фильма видится в стремлении показать учителя настоящего, пришедшего в школу не ради зарабатывания денег, а подготовить к жизни новое поколение. Получилось так, что этому пришлось учить буквально под дулом пистолета. В таком учителе воспитывать должно все. Удалась ли главная роль учительницы Аллы Николаевны актрисе И. Купченко? Гораздо ярче получились роли директора школы Агнессы Андреевны Веверовой (актриса Анна Чурина), завуча школы Лии Павловны (актриса Роза Хайруллина), полковника спецназовцев Кадышева (Андрей Мерзликин), школьной уборщицы, учительницы по прозвищу «Борона», юного хакера Дмитрия Ильича (Дима Бирюков).

В начале фильма камеры высвечивают квартиру учительницы. Здесь никаких излишеств, зато порядок, скромность во всем, образцовая чистота, функциональность. А на стенах в простеньких рамках – вся сорокалетняя педагогическая деятельность: фотографии учеников, Фильм как бы продолжает тему, поднятую С. Ростоцким в "Доживем до понедельника". Только времена наступили иные. Возле дома учительницы припаркованы машины, так что подойти к нему непросто. И ученики не те. Нет и в помине школьной формы, приучающей к тому, что одежда должна соответствовать назначению. Девочки с маникюром, на шее - колье, кольца даже у мальчиков. Экипировке соответствует отношению к учебе: "люди бабки заколачивают, а тут всякой ерундой головы забивают".  У всех прозвища, или клички: Птаха, Милка, Зелень, Чума, Халява, Мачо, Зубрилка. У "Жабы" волосы до плеч, схваченные ободком. Ученица, глядясь в зеркальце, подкрашивает губы. Речь у всех соответствующая: "на хрен", "на фиг", мать тоже поминают. Облик класса свидетельствует о том, что не знания сюда пришли постигать.
 
- Мне по фигу, а вы можете не отказывать себе в удовольствии.

- Эта сумасшедшая заставила выслушивать бред этот.

- Училка долбаная.

Это обращено к учительнице.

Цель таких «перлов» - «украшение» речи, а не мысль до собеседника точнее донести.

Алла Николаевна – самая старая учительница. В холле школы – портреты лучших учителей. Она возглавляет эту портретную галерею. Но возникает мнение, что пора уже и снять ее портрет.

В учительской разговоры о новых образовательных стандартах, под которые она не подходит. В чем новизна? Учитель должен давать знания – и все. Слушать ли объяснение учителя на уроке – дело личное. Школа не должна осуществлять насилия над личностью. Если ученик чего-то не усвоил – его проблема и родителей. Вынуждены будут прибегнуть к помощи репетитора. Учителю это дополнительный заработок. И тут все вроде бы и правильно, но только на первый взгляд. А если вдуматься? Учитель за знания не отвечает и тем самым подает пример безответственности своим ученикам. Школа, конечно же, не должна оставаться прежней. Наступившие времена требуют перестройки и в школе. Только вот перестраивать надо, думая о последствиях, которые наступят в жизни общества. Да, репетиторство даст дополнительный заработок. Но в будущем судьбу страны будут решать те, кому сейчас все «по фигу».

Алла Николаевна спорит с молодыми преподавателями, которые по недостатку опыта хватаются за новые стандарты, как за более простые и удобные. Насилие над личностью? Но сначала личностью надо стать. Учеников надо готовить к жизни. Это - прежде всего. В умах педагогов – разброд и шатание.

Размышления вслух по дороге в школу, спор в учительской – прелюдия. А кульминация происходит в классе. Правила поведения, как и школьная форма, остались в прошлом, потому что это «насилия над личностью». Появление учительницы в классе занятые своими делами ученики, нет, не то, чтобы не заметили и неуважения никто не демонстрирует. Так привыкли уже. Всякие условности связывают, поэтому «Долой условности!» и «Да здравствует раскованность!». Она же вседозволенность.

По словам одного из учеников, в магазине сто учебников истории, и все – разные. Научить их разбираться в потоке нахлынувшей информации Алла Николаевна считает своим долгом. Завязывается спор. Как аргумент в споре в руках одного из учеников появляется пистолет. А почему бы и нет? Он же личность, а тут идет насильственное забивание мозгов ненужной информацией! Это противоречит новым образовательным стандартам.

Типичное ли явление? Нет, пока что вооруженные ученики не стали нормой жизни. Случаи такие бывают. Они расценивается, как чрезвычайные. Далее события разворачиваются так, что условия диктует тот, в чьих руках оказывается пистолет. И каждый заставляет поступать, как считает правильным с позиции силы. Наглядный урок того, что у свободы есть обратная сторона – она всегда за чей-то счет. Поэтому нужны правила, ограничивающие свободу, чтобы не возникало желания ее и во зло употребить. И вообще не строй общественный надо менять, а себя. От учительницы требуют принести извинения за причиненные неудобства, «а не то насквозь продырявлю». Ответ: даже из гроба не поднимется, чтобы поставить положительную оценку. И в этом никто не сомневается. Теряя сознание из-за сердечного приступа, едва шевеля губами, Алла Николаевна остается учительницей: «До вторника знать…»

Ученики всегда были разные. Но сейчас между ними – пропасть. Одних едва ли не до самого школьного крыльца подвозят на машинах. Отношение их к школе – известное. Их будущее определено. «Зубрилка», перехватив пистолет, доказывает свое право учиться, а не выслушивать бредовые мысли некоторых одноклассников, потому что ее мать вынуждена на трех работах «корячиться», чтобы дать ей образование. И тут либо одни правила для всех, либо для тех, кто понаглее.

- Самое страшное последствие перестройки – ваше поколение. Цинизм обернется против вас. Все революции делала безграмотная молодежь,- объясняет Алла Николаевна.

Директор школы – Агнесса Андреевна – ученица Аллы Николаевны. Типичная «железная леди». Как и положено, она – образец для подражания. Воспитывает даже внешностью; строгий костюм, который смягчает брошь на лацкане пиджака, прическа - «волосинка к волосинке». Это сама деловитость, четкость, как и требует должность. По ее же
словам, ее  настольная книга – калькулятор. Чувство ответственности ей в свое время привили, но жизнь его трансформировала, и оно теперь у нее с оглядкой на вышестоящие инстанции. Престиж школы – превыше всего, но он видится директору таким, каким его хотели бы видеть эти самые инстанции. А это значит формальность соблюсти. При всей сложности жизни формализм удобен тем, что позволяет спрятать за собой все недоработки. Удобен, но не дает эффекта, а губит все добрые начинания.

Происшедшее на уроке истории в 11«А» - урок и для нее. Воспитанная Аллой Николаевной в духе служения обществу, она в сложившейся ситуации начала терять ориентиры. Необходимость вызвать полицию ее пугает. А как тогда репутация школы? При виде учительницы, которую увозит неотложка, «железная леди» не в силах сдерживать рыдания. Это означает, что не такая она уж и «железная», какой старается казаться. И ей не чужды искренние чувства сострадания и вины.

Завуч Лия Павловна в исполнении Розы Хайруллиной - просто-таки символ засилия эпохи формализма. Она ни разу не высказала своего мнения, потому что его у нее попросту нет. Есть конфетки, которыми она пытается «подсластить» сложные ситуации, или отвлечь от них. Зачем брать на себя ответственность, принимая решения? Она – полная противоположность Аллы Николаевны, Агнессы Андреевны.

- Это не то. Это вообще… Это вообще…

Что-нибудь понятно? На то и рассчитано: уйти от конкретики.

Или:

- Дети – наше будущее.

И пока существуют «Лии Павловны», на других ложится ответственность. Роль сыграна предельно идеально. Она – не отрицательный герой. Она – никакая. И это крайне прискорбно. Агнесса Андреевна делает ей замечание по поводу нелепой манеры одеваться. Белая с невыразительным рисунком юбка, скорее домашнего стиля, темно-зеленый  жакет, темная водолазка, – претензия уже на деловой стиль, короткая, почти мужская стрижка. Все подчеркивает безликость ее внешности.

В конце фильма перед ней горка конфетных фантиков. Съеденные конфеты не помогли понять происшедшее, поэтому она произносит детскую считалочку, заканчивающуюся словами: «Кто ты будешь такой?». И правда: кто она? Главное – зачем здесь?

За безликостью прячется зло, которое Лия Павловна в силу своей инфантильности не сознает.

Командир спецназовцев – тоже бывший ученик Аллы Николаевны. Он то и дело повторяет: «Под мою ответственность». Это не требует комментариев. В конце он говорит притихшему классу, что нужно ответственность на себя брать, учиться просчитывать результаты своих поступков и поступает соответственно, сказав:

- Пистолета никакого не было!

Зачем раздувать историю, в результате чего пострадают многие? Чтобы обезопасить себя, если откроется правда? Для него главное – не преподнести себя руководству в лучшем свете, а то, что все извлекли урок.

Роль школьной уборщицы – эпизодическая, но появление ее в кадре делает обстановку узнаваемой.

Талантливо сыграла А. Гребенщикова роль телерепортера. Она относится, как и Лия Павловна, к лагерю апофигистов. Вместо понимания происходящего, анализа событий, нацел на сенсационность. Вот так прокричать, оказаться в центре внимания – главное.

Действующие лица разделены на ответственных за возложенную на них миссию в обществе и недопрофессионалов. Нужны ли такие журналисты? Это как в театре: кто-то главную роль играет, кто-то произносит единственную фразу: «Кушать подано, господа», но и без него спектакль не состоится. Не все журналисты – аналитики. Репортаж с места событий «по горячим следам» тоже необходим. Но при всей своей внешней простоте требует профессионализма. А тут: «под дулами автоматов плачущие дети», «деньги берут, берут», «Оставайтесь с нами на передовой!»

Это не просто набор стандартных фраз. Агнесса Андреевна бойкой репортерше говорит, что подобные слухи – результат того, что телевидение сильно сбивается к детективным жанрам. Это остается неуслышанным: репортерша дает команду оператору этот эпизод не включать в съемку.

Юный хакер - ученик младших классов именует себя Дмитрием Ильичом. Он из тех, кто берет на себя ответственность: первым заподозрил нечто неладное на уроке в 11 «А» и придумал способ, как выяснить. Держится по взрослому, с достоинством. Таким и принадлежит будущее, а не тем, кто стремится перещеголять одноклассников «крутизной шмоток».

И несколько слов о досадных недостатках. Если уж показывать образцово-показательную учительницу, то лучше без «проколов». Приглашают ли консультантов на фильмы о школе, или считают, что все мы через нее прошли, все знакомо и консультации излишни? Но вот учительница во время объяснения прохаживается по классу. Это распространенная методическая ошибка. Ученикам приходится все время поворачиваться, чтобы не терять ее из поля зрения.

- В мире нет ничего важнее человеческих отношений, - говорит Алла Николаевна и бросает ученице стопку тетрадей.

- Раздай!

А где «пожалуйста»? А почему не отдать тетради в руки?

Вот она усаживается на стол. Демократично, конечно. А вот настолько этично?

- Вынимают пищалки, кладут…

Ну, в настоящем времени еще куда бы ни шло, хотя больше напрашивается повелительное наклонение. Но вместо него учительница употребляет и глаголы в прошедшем времени. Это речевые ошибки.

Заканчивается фильм песней одиннадцатиклассников, собравшихся на природе вместе с учительницей, о ветре перемен. А перед этим водворяют на место портрет Аллы Николаевны, нет, не преподнесший всем урок социальной зрелости, а успешно сдавшей экзамен. Жизнь нас постоянно экзаменует, преподносит уроки, учит учиться.

И все же, несмотря на досадные промахи, достоинство фильма в том, что он – о главном. Не общественный строй надо в очередной раз менять, а себя. Проблемы все нашего общества вытекают из уровня культуры. И поскольку действительно нет ничего важнее человеческого общения, ему надо учиться: слушать, слышать, стараться понять, не себя насаждать, а как бы в себе вмещать других, быть хорошим специалистом в деле, которому служишь, владеть «великим, могучим, правдивым и свободным» русским языком, а не его суррогатом и искусством одеваться. И, главное, – нести в себе социальную ответственность. Этому должны учить школа, семья, дворовое сообщество, телевидение, все виды искусства.

И это не устаревшие понятия «училки», а классические ценности на все времена. Начать лучше всего с вопроса, обращенного к себе:

Кто ты будешь такой?


Рецензии