Сейте разумное, доброе, вечное

Книга Л. Решетникова «Вернуться в Россию» переиздана уже в пятый раз. Следовательно, многие имели возможность с ней ознакомиться. И рецензии авторитетных специалистов о научной ценности книги, очевидно, имеются. Поэтому поделюсь размышлениями не столько о самой книге, а больше о ее прикладном значении.

Не ушли еще из жизни поколения, которым приходится изучать историю заново. В советское время основным учебником была «История КПСС (Краткий курс)». Сейчас очень жалею, что выбросила эту книгу за ненадобностью, потому что это был такой образчик тягомотины, что на словах составить понятие о нем – невозможно. Его надо видеть! Это все съезды РСДРП, потом ВКП(б), КПСС. Да как только не называли эту партию! И не только съезды, но еще и Пленумы. Заучивали, какие вопросы на них решались. Иначе какие же мы комсомольцы?! А вот что изменилось в жизни страны в результате «исторических» решений – оставалось «за скобками».

«История КПСС» - азы. Знания следовало углублять, изучая «Исторический материализм», «Диалектический материализм» (в просторечии «истмат» и «диамат»), «Политэкономию», «Научный атеизм» и «Научный коммунизм». Научность заключалась в надерганных из классиков псевдомарксизма-ленинизма и скомпонованных цитат, в начетничестве. Поэтому при таком объеме того, что требовалось знать, историю своей страны знали в общих чертах и мифологизированную в коммунистическом ключе. Как такое могло быть? Вопрос риторический.

Когда в стране началась гласность, на страницы СМИ мутным потоком хлынула масса самой противоречивой информации. Способствовало ли это знанию истории? В путанице мнений, концепций надо было разбираться, а не «заглатывать, не переварив». Разобраться без соответствующей подготовки не каждый мог.

Ценность книги «Вернуться в Россию» в том, что она дает целостное представление о грехопадении народа в 1917-ом году и предшествующих этому событиях, расплаты десятками миллионов загубленных и не родившихся жизней, голодом, концлагерями, новым закрепощением крестьян.

А сколько народа изувечено нравственно!

Факты, приведенные в книге, подтверждены документально. Показана дореволюционная Русь, советская, современная. Она отвечает на вопрос, волнующий сегодня каждого: Как же мы дошли до жизни такой?

Цветные революции во многих странах мира, «майданы» – не изобретение сегодняшнего дня, а опробованы в России. Они затратны. Деньги в них вкладывают отнюдь не из идейных соображений, а в надежде на прибыль. Революция 1917-го года (а до этого были еще генеральные репетиции 1905-1907 годов), буржуазная контрреволюция 1991-го года. Покровители и кредиторы февраля, октября и всех последующих – одни и те же.

В 1917-ом году на баррикады шли за свободу, равенство и братство. Что получили – пожинаем плоды и сегодня. А в 1991-ом нас демократией поманили. Демократия, конечно, хорошо, если в идеале. Только на каком блюдечке и с какой каемочкой и, главное, кто нам ее преподнесет? Каждый демократию прежде всего для себя отхватит в соответствии своим понятиям. У олигархов свои оказались, у «братков» – свои. А в целом это вылилось в свободу от обязательств, пренебрежение к правам других. Следствие - нравственное падение, разгул криминалитета. Одним словом – смутные времена вновь пришли в Россию.

«Вернуться в Россию» подводит к выводу о необходимости, восстановив историческую правду, вернуть нравственность, оказавшуюся расшатанной в результате манипуляции сознанием народа в зависимости от конъюнктуры. Сначала нравственность подчинили классовым интересам, потом – рыночным.

Нравственным стержнем долгое время была церковь. В советское время ей противопоставили отделы агитации и пропаганды райкомов, обкомов, ЦК КПСС.

На службе церкви задействованы все виды искусства: музыка (хор, орган), живопись (в основном иконопись), архитектура (устремленные в небеса купола), театрализованные представления (мистерии и сама служба – костюмированные) и даже ароматическое воздействие (курение ладана). В католических храмах еще и скульптура поставлена на службу церкви.

Все это отрепетировано тысячелетиями.

В распоряжении отделов агитации и пропаганды – все виды искусств во всем их многообразии, одобренные цензурой, и проповедники, именуемые агитаторами. Задача была одна – овладение умами и сердцами (душами). В этой конкуренции не победил никто. Церковь с ее вековыми традициями стала омирщвляться, отделы агитации и пропаганды разъедала коррозия формализма, пока не привела к стандартизации мысли.

К 80-ым годам кризис советской системы уже не в состоянии были заболтать даже самые массовые кампании и самые наукообразные брошюры. Систематическое вдалбливание мифов стало отторгаться. Страну довели до катастрофы политической, экономической и самой страшной – нравственной.

Невозможно улучшить жизнь, не изменив сознания. Нужна нравственная перестройка. В книге ответ на вопрос о том, как довели страну до жизни такой, дан исчерпывающе. Анализ Л. Решетникова сродни археологическим раскопкам среди наслоения мифов.

Далее напрашивается извечный вопрос:

Что делать?

Ну, конечно же, совершенствоваться. Как? Образцы для подражания где? Образцом всегда была элита. В 1917-ом году формировавшуюся веками элиту сменили авантюристы от политики. У нынешней элиты убеждения в прямо пропорциональной зависимости от ее личного благополучия. Это потомки и прямые наследники тех, кто колебался вместе с линией коммунистической партии. А она, как известно, была очень даже извилистой, потому как прямого пути никто из вождей пролетариата не наметил. Их цель была – прийти к власти, а там, куда кривая выведет. В пропагандистских фильмах сталинского периода счастливые герои – это уже наше прошлое, потому что поняли: равнялись на навязанные нам идеалы.

А что осталось? Инерция привычки, что кто-то должен обеспечить нам правильную жизнь. Какое там новое мышление, когда и старое-то было не у всех! Имеется в виду – собственное. Демократия может прижиться в обществе, основа которого – нравственность, хотя до сих пор было наоборот: нравственность искусственно притягивалась за уши к политике.

Итак, во главе угла должно быть духовное развитие. Сейчас уже нет агитпропов. Осталась одна церковь, страдающая теми же нравственными недугами, что и общество, о чем тоже сказано в книге «Вернуться в Россию».

По силам ли ей излечить синдром потери нравственного иммунодефицита своей паствы, чтобы паства эта могла совершенствовать государственное устройство, во многом пока еще построенное на лицемерии и лжи?

В книге указан выход из тупика: вернуться к тому месту, где мы свернули с пути праведного, чтобы продолжить движение в нужном направлении, вернуться в Россию, которую мы потеряли. Она не только в вере наших предков и наставлении духовного пастыря, а еще в творчестве А. Пушкина, который – наше все, в классических ценностях. Необходимо вспомнить, что мы - страна великих писателей, поэтов, композиторов, художников, ученых мирового значения.

«Сеять разумное, доброе, вечное» должны учебные заведения. Поэтому руководство страны развитие образования считает приоритетным направлением. И сдвиги имеются в этом направлении, но они далеки от запросов нынешнего времени.

На мой взгляд, «Вернуться в Россию» - программная концепция общества развития русского исторического просвещения. В стране есть и другие общественные движения, партии, мало чем отличающиеся друг от друга. В. С. Черномырдин очень точно определил, что у нас, какую партию ни создай, все равно КПСС получится.

Партии чаще всего создают люди, стремящиеся к власти. В этом нет ничего предосудительного при условии, что, придя к власти, они улучшат государственное устройство. Нравственное самоусовершенствование поможет нам правильно выбирать и поддерживать достойные общественные движения и партии

Моя книга «Я в одиночку к истине брела» о начавшемся в 70-е годы, а потом все быстрее набирающем ускорение разрушении нравственных основ школы, написанная по дневниковым записям учительницы, которая видит разрушения, но до конца не может понять и дать оценку происходящему. Работая над ней, погрузилась в школьную тематику и осуществляю попытку глубже в ней разобраться, создав сайт «Школьная планета». Но разговор больше тяготеет к «Работе над ошибками». (http://www.proza.ru/2017/03/27/292)

Предлагаю для всеобщего обсуждения тему о роли учебных заведений в формировании нового мышления. На основании различных суждений можно составить рекомендации учителей, родителей, учащихся и передать их на рассмотрение в руководящие инстанции. Цель - улучшение подготовки новых поколений, борьба с некомпетентностью и непрофессионализмом, кощунственной по своим размерам коррупцией – всем, что досталось нам в наследство от прошлого и мешает развитию общества.


Рецензии
Да, конечно, нравственное возрождение нужно!
Но - КАК? В обсуждении темы о роли учебных заведений коллективный наш разум вряд ли найдет реально действующее решение.
Мне - если говорить о небольшой частности проблемы - по нраву идея "прибраться в стране". Сделать ее красивой, чистой по возможности. Посадить много зелени, убрать (куда?!) мусор... Да много что... "По- сингапурски" в чем-то ...
Ну, а где механизм?
С уважением


Тамара Николенко   26.06.2019 08:49     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик! Приятно встретить единомышленницу. Очень точный "диагноз".Как "прибраться в стране"? Я над этим работаю: пыталась бороться с некомпетентностью чиновников, организовав сайт "Работа над ошибками", но чувствую, что увязаю в отписках. Творческих успехов Вам!

Галина Жигло   08.01.2020 06:42   Заявить о нарушении
Ваша позиция подкрепляется действием, это вызывает уважение.
На сайт постараюсь заглянуть.
С добрыми пожеланиями.

Тамара Николенко   08.01.2020 16:35   Заявить о нарушении